РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Авторский сайт писателя Сергея Шведова




ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ


КИММЕРИЙЦЫ
СКИФЫ в 4-2 тыс. до н.э.

Самые ранние из доступных нам письменных источников древнейшим народом на территории России называют киммерийцев. В Библии Гомер (то есть «киммериец») признается старшим сыном Япета, родоначальника тех народов, которые сейчас принято называть «индоевропейскими» (арийскими). Старшим сыном «Киммерийца», в свою очередь, считался «Скиф». Киммерийцы упоминаются и в древнейшем греческом памятнике - в «Илиаде». Кстати, имя автора «Илиады» - Гомер - как раз и значит: киммериец. Когда вы читаете романы-фэнтези или смотрите боевики про Конана-киммерийца, имейте в виду, что киммерийцы были нашими далекими предками.

Современных бронзовому веку источников по истории Великой Скифии не сохранилось, однако основные события все же можно восстановить по позднейшим сообщениям. Стоит особо подчеркнуть, что историки античной эпохи считали население южнорусских степей периода, предшествовавшего собственно скифскому, прямыми и непосредственными предками скифов железного века; вопроса о «разрыве преемственности» для них просто не существовало. Поэтому, говоря о событиях, относящихся к эпохе бронзы, они просто употребляли термин «скифы».

СКИФЫ в 8-6 вв. до н.э.
ВОЙНЫ СКИФОВ С ПЕРСАМИ

Первые ассирийские надписи (разведданные — глиняные письма шпионов царю) о походах в Закавказье народа «гимирри» относятся еще ко второй половине VIII в. до н. э., хотя есть смутные воспоминания, что такие походы бывали еще столетием раньше. Название «гимирри» не должно вводить в заблуждение: речь идет о Скифском царстве, сложившемся в бассейне Волги и Дона в X–IX вв. до н. э. и присоединившем к себе территорию Украины не позднее 800 г. до н. э. Резкое усиление скифской державы после устранения последних политических структур киммерийского периода создало возможность экспансии в южном направлении.

Иранские народы находились со скифскими в определенном родстве, обусловленном общими «арийскими» корнями. Как показывают современные исследования, иранская цивилизация сформировалась в Средней Азии в IV–III тыс. до н. э. (а скорее всего, еще раньше — в неолите, начиная с Джейтунской земледельческой культуры). Уже в конце III — нач. II тыс. до — н. э., во времена расцвета культур типа Анау-Намазга, она начала постепенно продвигаться на территорию собственно Ирана. Классическая иранская религия — зороастризм — сложилась в определенную систему не на юге, и не в северных степях, а тоже в Средней Азии, и не позднее II тыс. до н. э. Это значит, что настоящие иранцы разошлись со своими северными сородичами — киммерийцами, скифами, сарматами — за несколько тысячелетий до н. э.

СКИФЫ И МАКЕДОНЦЫ
БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО

С основанием Македонского царства в середине четвертого века до н.э. дунайская граница Скифии оказалась под угрозой. В 339 г. до н. э. западные, «украинские» скифы потерпели поражение от войск царя Филиппа Македонского, в бою погиб 90-летний скифский царь Атей. Однако сражение 339 г. все же остановило экспансию с Балкан. В последний год правления Филиппа Македонского его сын, знаменитый Александр, преследуя фракийские племена трибаллов и гетов, занял остров Пеус и пересек Дунай в северном направлении (335 г. до н.э.). Македонцам на этот раз удалось продвинуться до низовий Днепра: их флот (под руководством Зопириона) осаждал Ольвию, но безуспешно.

С исторической точки зрения Боспорское царство на Керченском проливе было предшественником русского владычества в Тьмутаракани с IX по XI столетие н.э. Боспорское царство берет свое начало в VI веке до н. э., когда греки, главным образом из Милета, основали несколько колоний на северном побережье и начали торговлю со скифами и меотами, жившими к востоку от Азовского моря. В VI и V веках до н. э. Ольвия, находившаяся рядом с устьем Южного Буга, была важнейшим торговым центром. Керамика, зеркала, золотые украшения, ткани, вино и оливковое масло были среди предметов роскоши, которые либо ввозились из ионийских городов и континентальной Греции, либо производилось в мастерских Ольвии и доставлялись скифскому правящему классу.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ СКИФОВ
ПЛЕМЕНА СКИФОВ

Цивилизация скифов довольно хорошо известна как по свидетельствам античных историков, так и по знаменитым предметам материальной культуры - сокровищам курганов. В период своего расцвета (800-400гг. до н.э.) она объединила огромные территории Северной Евразии, от устья Дуная до среднего течения Хуанхэ. На юге Великая Скифия, по сути, включала в сферу своего влияния Иран, Северную Индию и северо-западные китайские царства; в этих странах в античную эпоху правили династии, основанные степными «ариями» в период бурного натиска на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э.

Согласно античным авторам, Великая Скифия начиналась к востоку от Днестра (Геродот прямо называет исток Днестра в качестве границы собственно «Скифии» и «Невриды»). На юге берега Скифии омывали Черное и Азовское моря. Из источников известно, что южные группы савроматов, обитавшие в восточном Приазовье, назывались синдами и меотами. Некоторые исследователи считают кубанских меотов и синдов, занимавшихся ирригационным земледелием с древнейших времен, этнически отличными от скифов и сарматов (видимо, всходя из соображения, что земледельцы и скотоводы абсолютно несовместимы, это могут быть только разные, притом враждебные народы). Однако древние источники не отделяют меотов и синдов от сарматов.


КУЛЬТУРА СКИФОВ
БЫТ СКИФОВ

Даже в период существования торговых связей Эллады с Причерноморьем легенды о скифском варварстве продолжали существовать и множиться. Эллины, а вслед за ними и римляне (не говоря уж о народах Азии, натерпевшихся от их походов) традиционно представляли и изображали скифов степными дикарями, чуть ли не одетыми в шкуры, тупыми и невежественными. В этом позволительно усомниться, хотя обычаи и нравы скифов, конечно же, отличались от эллинских.

В пору своего процветания скифы значительную часть своих богатств получали благодаря торговле, прежде всего с Грецией, так как в те давние времена Эллада была уже не в состоянии прокормить население своей материковой территории, не ввозя товары первой необходимости издалека. Скифия была одной из греческих житниц, и зерно, выращенное на юге России оседлыми жителями, отправлялось владыками скифов греческим колонистам Понтийского царства, которые в свою очередь выступали в роли посредников в перепродаже его в Грецию. С другой стороны, скифы, жившие на Кубани, торговали напрямую с владельцами судов, приходивших в их порты из Ионии.

ГОРОДА СКИФОВ
РЕЛИГИЯ СКИФОВ

Известны неоднократные высказывания скифских царей, в том числе Анахарсиса и Идантирса, что у них нет городов. Об этом же, ссылаясь на собственные заявления скифов, писали и многие эллинские историки. Но действительности это не соответствовало. Города у них все-таки были, причем крупные и развитые города, что подтверждается археологическими раскопками и отмечается некоторыми источниками. Так, Гекатей Милетский упоминает скифские города Каркинитида (на месте нынешней Евпатории) и Кардес. Страбон - крепость Фат в Приазовье, Помпоний Мела —Синд на Кубани, основанный в киммерийскую эпоху и существовавший еще в скифское время. О том, что в эту эпоху в землях скифов были города, пишет и Арриан, посетивший Причерноморье уже значительно позже, во II в. н. э.

О пантеоне скифских богов мы можем судить, в сущности, только по краткому сообщению Геродота, который назвал некоторых из них по именам и привел греческие «эквиваленты». Вот список Геродота: 1) верховный бог (греч. Зевс), отождествляемый у скифов с небом - Папай, 2) его супруга, богиня земли (греч. Гея) Апия, 3) греческой Гестии, богине огня и домашнего очага, соответствует скифская Дева, именуемая Табити, 4) Афродите (богине любви) - Артимпаса (или Аргимпаса), 5) Аполлону, солярному богу в образе юноши, покровителю врачевания, соответствует Эйтосир (или Гойтосир), 6) скифы поклоняются также Богу войны (греч. Арею) в образе меча, 7) Солнцу, которое является верховным божеством у массагетов, 8) Посейдону, «колебателю земли» и морскому царю, называя его Фагимсад, 9) Гераклу.

САРМАТЫ
ВЕЛИКОРОССЫ

Савроматы продвинулись из Приуралья к Дону «по следам» скифов, около 600 г. до н.э. Здесь, в волго-донских степях и сложилась за несколько столетий их цивилизация, во многом родственная скифской. Различий собственно в этническом смысле не было: ведь, по свидетельству Геродота, савроматы говорили на скифском языке, да и культуры их обнаруживают большое сходство. Отличалась, видимо, только социально-политическая организация. В 512г. до н.э., когда войска Дария вторглись в Причерноморье, савроматы полностью поддержали скифов. Агрессию удалось отразить, но все же скифское царство продолжало неуклонно слабеть.

Первая перепись населения была проведена татарами в Киевской земле в Подолии, возможно в Переяславской и Черниговской землях, в 1245 г. В 1258-1259 году перепись производилась в Великом княжестве Владимирском и в Новгородской земле, в 1260г. – в Галиче и Волыни. В 1274 -1275 гг. были переписаны восточные княжества, а также Смоленск. При этом надо учитывать, что первую попытку переписать населения Владимиро-Суздальского княжества предпринял еще Андрей Боголюбский, и татары воспользовались ее плодами. Результаты проделанной в 13 веке работы не могут не навести на размышление.


СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
            
В этом разделе вы найдете статьи по истории Средневековой Руси и Европы.
ИМЯ БОГА
            
Книга «Имя Бога» написана для широкого круга читателей в жанре исторического исследования. Она охватывает период от Великого переселения народов до крещения Руси.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
            
Цикл биографических статей о князьях Киевской Руси 9-13 вв.
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ

            
Цикл статей о городах Киевской Руси:Киеве, Новгороде, Полоцке, Ростове, Суздале...
КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о землях и княжествах Киевской Руси. Об их географических, экономических и политических сходствах и отличиях
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о жизни в Киевской Руси. О ее князьях,витязях, боярах, купцах, крестьянах и ремесленниках.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
            
Цикл статей о событиях 3-6вв. н.э.,потрясших Европу и приведших к падению Римской империи.
СЛАВЯНЕ
            
Цикл статей о славянских государствах и племенных союзах 5-9вв.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
            
Статьи о быте, нравах, одежде, оружии, династиях и исторических деятелях 10-13 веков
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
            
Цикл статей о взаимотношениях Византии и Западной Европы в эпоху крестовых походов, о падении Константинополя и гибели империи.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
            
Цикл статей о крестовых походах европейского рыцарства в Сирию, Палестину, Египет, о возникших на этих территориях латинских государствах, о войнах с сельджуками и арабами.
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
            
Цикл статей об орденах, созданных крестоносцами в Палестине, от их зарождения до распада и гибели.
ОРДА
            
Цикл статей о Чигисхане, его потомках и созданной ими империи.
РУСЬ И ОРДА
            
Цикл статей о взаимо-
отношениях Руси и Золотой орды


ФАНТАСТИКА
            
Все о романах автора сайта, написанных в фантастическом жанре. Тексты прежде не публиковавшихся произведений и главы из новых романов.