РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Авторский сайт писателя Сергея Шведова



БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ



ОРУЖИЕ И ДОСПЕХИ РУССКОГО ВИТЯЗЯ
РУССКИЙ ГОРОД

В Древней Руси доспехи называли броней: "Борци стоящи гор во бронях и стреляюще" . Древнейшие брони делались из прямоугольных выпуклых металлических пластинок с отверстиями по краям. В эти отверстия продевались кожаные ремни, которыми пластинки тесно притягивались друг к другу. С XI века появились рисунки и других броней — чешуйчатых. Пластинки такой брони прикреплялись к матерчатой или кожаной основе с одной стороны и закреплялись в центре.

В больших городах укрепления состояли из внутренней крепости, детинца (вышгорода), и наружных укреплений. Кроме Новгорода о существовании детинцев, или внутренних замков, известно в Чернигове и Владимире Залесском. В Новгороде Детинец иногда назывался «Кромным городом» - название, прочно утвердившееся в Пскове, где внутренний замок именовался Кромом, по-видимому от слова «кромьство» - внутренность. К этому же корню, весьма вероятно, восходит московское название Кремль.

КНЯЖЕСКИЙ ЗАМОК
ВЕЧЕ

Замок отделялся от города сухим рвом, через который был перекинут подъемный мост. Проехав мост и мостовую башню, посетитель замка оказывался в узком проезде между двумя стенами; мощенная бревнами дорога вела вверх к главным воротам крепости, к которой примыкали и обе стены, ограждавшие проезд. Ворота с двумя башнями имели довольно глубокий тоннель с тремя заслонами, которые могли преградить путь врагу. Пройдя ворота, путник оказывался в небольшом дворике, где, очевидно, размещалась стража; отсюда был ход на стены, здесь были помещения с маленькими очагами на возвышениях для обогрева замерзшей воротной стражи и около них небольшое подземелье с каменным потолком.

Иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Но достаточно обратить внимание на то, что Рюрик, Трувор и Синеус приглашались для выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что, собственно, к зарождению государства этот рассказ не имеет отношения. Он - лишь первое упоминание о властных институтах, действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси. Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече.

ХОД ЖИЗНИ
КНЯЗЬ И ДРУЖИНА

Ход повседневной жизни русского человека эпохи Киевской Руси легче воссоздать для князей, нежели для простых людей, поскольку в источниках им уделяется больше внимания. Владимир Мономах советовал своим сыновьям вставать до восхода солнца и начинать день с молитв в церкви (если там шла ранняя служба) или дома. Считалось, что после завтрака правящий князь должен заниматься государственными делами. Это означало, преимущественно, председательствовать на заседают боярской Думы или верховного суда. Обед был около одиннадцати часов. Члены Думы и другие приближенные обычно обедали вместе с князем.

Большинство ученых связывает возникновение княжеских дружин в Восточной Европе с разрушением старой племенной структуры в ходе миграционного движения, охватившего славянский этнос в 5-7вв. С этим же процессом они связывают усиление роли военных предводителей дружин - князей по отношению к категориям родоплеменной знати, более тесно связанных с родовым строем – родовым и племенным старейшинам, жреческой прослойкой. При этом, однако, не учитывается, что само определение «князь» изначально обозначало не столько военного предводителя, сколько судью и жреца. Хранителя древнего кона, свода небесных правил.

БОЯРЕ
КУПЦЫ

Первые укрепленные усадьбы, обособленные от окружающих их простых жилищ и иногда возвышающиеся над ними на холме, относятся еще к 8 - 9 векам. По скудным следам древней жизни археологам удается установить, что обитатели усадеб жили несколько иной жизнью, чем их односельчане: в усадьбах чаще встречаются оружие и серебряные украшения. Главным отличием была система стройки. Усадьба-городище строилась на холме, подножие которого было окружено одной-двумя сотнями небольших хаток, в беспорядке разбросанных вокруг. Замок же представлял собой маленькую крепостицу, образованную несколькими деревянными срубами, поставленными вплотную друг к другу по кругу. Круговое жилище (хоромы) служило одновременно и стенами, окаймлявшими небольшой двор. Здесь могло проживать 20-30 человек.

Торговля всегда играла в городах большую роль, поэтому в массе городского населения купцы феодального времени занимали немаловажное место. С понятием купца рано стало ассоциироваться представление о богатом, человеке: «и еще другие, купцы в граде, которые, суть богатые люди», - говорится в одном древнерусском памятнике. В поздних новгородских документах купцы выделены в особую социальную группу в отличие от бояр, житьих и чёрных людей, но это не значит, что такое выделение произошло поздно. Краткая Русская Правда знает купчину, а Пространная Правда - купца, особо оговаривая размер пени, положенной за их убийство. Слова «купец» или «купчина» являются производными от «купли», под которой понимались товар, покупка и торговля в обобщающем значении этого термина.


КРЕСТЬЯНЕ
РЕМЕСЛЕННИКИ

Древнерусские источники пользуются развитой системой географических терминов, связанных с различными видами поселений. Здесь встречаются упоминания стольных городов и городов - волостных центров, “пригородов” и городков, городцов и городищ, погостов, слобод, сел, селец, селищ, весей и т.д. Погостами первоначально назывались центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже погосты становятся также религиозными центрами: там строились церкви и отводилось место для кладбищ. Со временем погосты частично или полностью утратили прежнее значение, хотя названия за ними сохранились. В одних местностях они стали обозначать место, где находятся церковь и притч, в других (в средней и южной полосе) - кладбища, а в некоторых превратились в села.

Ремесленники и люди, связанные с различными промыслами и подённой работой, составляли основное население древнерусских городов. Наряду со свободными ремесленниками в городах жили ремесленники-холопы, зависевшие от князей и бояр. Об участии в городском ремесле и торговле княжеских и боярских холопов известно из Русской Правды, но юридически несвободные ремесленники (холопы) составляли особую категорию городских жителей и, возможно, населяли особые городские слободки. Такие же несвободные ремесленники жили в городах средневековой Европы, и это вызывало бесконечные споры феодальных владетелей с городами, так как зависимые ремесленники конкурировали на рынке со свободным городским населением.

ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
АДМИНИСТРАЦИЯ КНЯЗЯ

«Князь» – это старославянское слово. Скорее всего, антские и словенские князья шестого и седьмого веков, как и древлянский князь Мал десятого века, были старшинами кланов и племен. К середине десятого века в Киеве прочно утвердились новые князья, и постепенно дом Рюрика стал неотъемлемой частью всей русской политической жизни . Правосудие и военная оборона были теми областями, в которых народ нуждался в князе. В исполнении обеих этих обязанностей князь опирался на помощь дружины, но высшая ответственность ложилась именно на него.

Слово «земля» был обычным термином для обозначения государства на протяжении всего киевского периода. Понятие правительства выражалось термином «волость», по церковнославянски – «власть»; именно в этой форме это слово с соответствующим дополнительным значением употребляется в современном русском языке. Термин «княжение» обозначает правительство в его исполнительном аспекте; он более или менее соотносится с понятием «высшей исполнительной власти». Нужно отметить, что все три термина – «земля», «волость» и «княжение» – использовались не только в абстрактном значении, но и обозначали данное государство и его правительство.

ВОЛХВЫ
ЖРЕЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ

Любая человеческая общность не может существовать вне системы понятий и образов, объясняющих ее членам цель и смысл этого совместного проживания и деятельности. Кто-то должен был взять на себя функции хранителя знаний о прошлом, без которых невозможно прогнозировать будущее. И этот некто должен был сформулировать доступным для большинства общества языком систему понятийных и поведенческих стереотипов вне которых общность не могла существовать. Мало сказать «не укради» и «не убий», надо еще ответить на вопросы: «почему не укради?» и «почему не убий?». Собственно, если не выходить за рамки современных понятий, то речь идет об идеологии. Если верить классикам марксизма, то идеология как в древности, так и в средневековье могла явить себя только в форме религии. Таким образом «идеологи» должны были проявлять себя на самых ранних этапах образования общности.

Человеческая цивилизация началась с запрета. Введение запрета-табу следовало как-то объяснить людям, что лучше всего сделать с помощью образных систем, подкрепив их магическим театром. То есть системой обрядов, которые дисциплинируют племя и превращают каждого отдельно взятого человека в часть большого целого, живущего по определенным правилам. Эти правила переходя из поколение в поколение обретают характер сакральный, становятся заветами предков, которые в свою очередь получили их от первопредка, превращающегося в конечном счете в Авторитета, то есть в Бога. Хранителями заветов Первопредка становятся жрецы, они же становятся распорядителями магических обрядов, связанных не только с Обителью ушедших, но и с делами земными. Со временем жрецы выделяются в особую касту и создают корпоративную иерархию во главе с верховным жрецом. У славян верховный жрец носил титул «кон аз», то есть князь.


СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
            
В этом разделе вы найдете статьи по истории Средневековой Руси и Европы.
ИМЯ БОГА
            
Книга «Имя Бога» написана для широкого круга читателей в жанре исторического исследования. Она охватывает период от Великого переселения народов до крещения Руси.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
            
Цикл биографических статей о князьях Киевской Руси 9-13 вв.
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ

            
Цикл статей о городах Киевской Руси:Киеве, Новгороде, Полоцке, Ростове, Суздале...
КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о землях и княжествах Киевской Руси. Об их географических, экономических и политических сходствах и отличиях
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
            
Цикл статей о Великой Скифии. О ее истории, городах, племенах. О религии и быте людей ее населявших.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
            
Цикл статей о событиях 3-6 вв. н.э., потрясших Европу и приведших к падению Римской империи.
СЛАВЯНЕ
            
Цикл статей о славянских государствах и племенных союзах 5-9вв.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
            
Статьи о быте, нравах, одежде, оружии, династиях и исторических деятелях 10-13 веков
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
            
Цикл статей о взаимотношениях Византии и Западной Европы в эпоху крестовых походов, о падении Константинополя и гибели империи.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
            
Цикл статей о крестовых походах европейского рыцарства в Сирию, Палестину, Египет, о возникших на этих территориях латинских государствах, о войнах с сельджуками и арабами.
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
            
Цикл статей об орденах, созданных крестоносцами в Палестине, от их зарождения до распада и гибели.
ОРДА
            
Цикл статей о Чигисхане, его потомках и созданной ими империи.
РУСЬ И ОРДА
            
Цикл статей о взаимо-
отношениях Руси и Золотой орды


ФАНТАСТИКА
            
Все о романах автора сайта, написанных в фантастическом жанре. Тексты прежде не публиковавшихся произведений и главы из новых романов.

ДЕТЕКТИВЫ
            
Все о романах автора сайта, написанных в детективном жанре. Тексты прежде не публиковавшихся произведений и главы из новых романов.