РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Авторский сайт писателя Сергея Шведова





КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ



СЕЛЬДЖУКИ
БАГДАДСКИЙ ХАЛИФАТ

Сельджук, сын Дукака - глава тюрского огузского племени кынык. Как и его отец, Сельджук служил служил у царя тюрок-огузов. Вступив с ним в конфликт, Сельджук со своими приверженцами откочевал в степи с низовьев Сыр-дарьи, в район Дженда. В конце X века принял ислам, и в союзе с мусульманским правителем Дженда вел войну против «неверных» тюрок. Сельджуки затем перекочевали (около 985 г.) в район Нуратинских гор. В 30-х гг. XI века на условии несения военной службы сельджуки получили от Газневидов земли в Хорасане, но вскоре восстали. В 1038 г. они захватили город Нишапур, где их предводитель Тогрул-бек был провозглашен султаном, брат его Чагры-бек утвердился в Мерве.

Арабы (самоназвание аль-араб) - группа народов, населяющая арабские страны Западной Азии, Северной и Восточной Африки. Современные арабские народы возникли после арабских завоеваний в результате арабизации древних народов Передней Азии и Северной Африки - арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других. Арабские завоевания осуществлялись в VII-VIII вв. под руководством мусульманской общины с халифами во главе и завершились установлением временного господства в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы. Эти завоевания проходили в два этапа.

ФАТИМИДЫ
АССАСИНЫ

Преемники пророка Магомета соединяли в своем лице высшую власть духовную и светскую, они назывались халифами, т.е. наместниками божьими. В числе претендентов на наследие пророка был его зять Али, муж дочери Магомета Фатьмы. После упорной борьбы, окончившийся убийством третьего из преемников пророка, Османа, власть в халифате перешел к Али. Тогда один из его приверженцев Альсода-Сабай использовал благоприятный момент, чтобы из чисто политического события создать целое религиозное движение, которое в своем дальнейшем развитии разделило мусульманский мир на два враждебных лагеря и послужило источником многовековой смуты и кровопролития среди последователей ислама.

Основателем тайного союза убийц ассасинов или убийц, который в течение двухсот лет наводил ужас на всю Азию, и имя которого со страхом произносилось даже в Европе, был некий шиит Гассан, родом из Хорасана, который родился в 1056 году, а умер в 1134 году. Гассана следует, впрочем, считать не столько основателем нового тайного общества, сколько реформатором уже существовавшей секты исмаилитов, которой он придал новую мощь, введя в нее строго продуманную организацию и железную дисциплину. Секта исмаилитов названа так по Исмаилу, правнуку Али, зятя пророка Мухаммеда, которого большая часть шиитов, то есть защитников прав Али и его потомков на духовное и светское главенство, признала законным наследником.

НАЧАЛО КРЕСТОВОГО ПОХОДА
ВОЖДИ КРЕСТОНОСЦЕВ

Еще до Комнинов, под угрозой сельджукской и печенежской опасности, император Михаил VII Дука Парапинак обратился с посланием к папе Григорию VII, прося его о помощи. Папа отправил целый ряд посланий с увещеваниями помочь гибнущей империи. В этих письмах речь идет далеко не только о крестовом походе для освобождения Святой Земли. Григорий VII рисовал план экспедиции в Константинополь для спасения Византии, этой главной защитницы христианства на Востоке. Принесенная папой помощь обусловливалась воссоединением церквей, возвращением в лоно католической церкви «схизматической» церкви восточной. Подобно Михаилу VII Парапинаку, Алексей Комнин , особенно переживая ужасы 1091 года, также обращался к Западу, прося о присылке наемных вспомогательных отрядов.

Летом 1096 года на Западе началось крестоносное движение графов, герцогов и князей, т.е. собралось уже настоящее войско. Среди предводителей рыцарских ополчений были следующие наиболее известные лица: Готфрид Бульонский, герцог Нижней Лотарингии, не лишенный религиозности, но далеко не идеалистически настроенный феодал, желавший вознаградить себя в походе за потери, понесенные им в своем государстве. С ним отправились два брата, среди которых был Балдуин — будущий король Иерусалимский. Под предводительством Готфрида выступало лотарингское ополчение. Роберт, герцог Нормандский, сын Вильгельма Завоевателя и брат английского государя Вильгельма Рыжего, принял участие в походе из-за неудовлетворенности незначительной властью в своем герцогстве, которое он за известную сумму перед отправлением в поход заложил английскому королю.

ОСАДА НИКЕИ
БИТВА ПРИ ДОРИЛЕЕ

Толпы крестоносцев, собравшиеся на северном берегу Никомедийского залива, выступили в поход в начале мая 1097 г. Готфрид, взявший на себя временное командование походом, выслал вперед авангард из трех тысяч человек, вооруженных топорами, чтобы рубить деревья и расширять дорогу, по которой могли бы пройти пилигримы. Железные или деревянные кресты, расставленные на разных расстояниях, обозначали путь, по которому должно было следовать латинское войско. Первая битва с сельджуками произошла за Никею, столицу румского султана Кылыч-Арслана ибн Сулеймана. Овладение ею являлось необходимым условием дальнейшего успешного продвижения крестоносцев через Анатолию, на главной военной дороге которой лежал этот город.

Малая Азия, в то время еще неизвестная европейцам, которая, однако, впоследствии поглотила столько западных народов, открылась теперь перед христианскими войсками со своими местностями без проложенных путей, со своими горами и пропастями и со своими дикими обитателями. Крестоносцы, продолжая свой путь к Сирии и Палестине, отбыли из Никеи в 1097 г., 25 июня; через два дня пути они подошли к мосту, построенному на том самом месте, где река Галл впадает в Сангарий. Далее им предстояло пробираться теперь по местности пустынной и безводной, именно поэтому армия разделилась на два корпуса, значительнейшим из которых предводительствовали Готфрид, Раймунд, Гуго Вермондуа и граф Фландрский; во главе другого корпуса были поставлены Боэмунд, Танкред и герцог Нормандский.


ВЗЯТИЕ АНТИОХИИ
ЧУДО СВЯТОГО КОПЬЯ

21 октября 1097 г. главные силы крестоносцев, вышедшие в Сирию, подступили к Антиохии. Лежавшая в 12 милях от моря, на восточном берегу реки Оронт, она являлась одним из самых значительных городов Восточного Средиземноморья. Антиохия вела свою историю еще со времен Римской империи. От нее город перешел к Византии, а позднее был завоеван арабами. В последней трети Х в. византийцы вновь отвоевали Антиохию, но ненадолго: в 1084–1085 гг. она досталась сельджукам. Город, чья оборонительная система могла сравниться только с константинопольской, пользовался славой неприступного. Антиохия представляла собой созданную самой природой крепость: на юго-западе ее защищали горы, на северо-западе — река, болота, на западе — море. В царствование императора Юстиниана (VI в.) вокруг города — и по болотистой местности, и на горных склонах — возвели мощные стены.

5 или 6 июня 1098 г., спустя три-четыре дня после захвата Антиохии крестоносцами, к ней подошла армия Кербоги Мосульского, по словам летописца — «бесконечное множество турок, рассеявшееся по полям». Они со всех сторон обложили город, и крестоносцы, вчера еще осаждавшие его, сами попали в положение осажденных. Сельджуки, докладывали они позже папе римскому, «окружили нас отовсюду так плотно, что и никто из нас не мог выйти, и к нам не мог проникнуть». Осажденные тотчас почувствовали невзгоды ситуации, в которой очутились. Еды не было. «Умирая от голода и погибая от всяких иных напастей», рыцари «убивали своих отощавших коней и ослов и поедали их мясо», — сообщат крестоносцы позднее в Рим. Нужда заставила многих употреблять в пищу и траву, и древесную кору, и веревки, и кожаные сбруи, предварительно вываренные; не брезговали даже дохлыми собаками, кошками, мышами и всяческой падалью.

ПОХОД НА ИЕРУСАЛИМ
ШТУРМ ИЕРУСАЛИМА

Под Антиохией крестоносцы задержались на полгода. Мотивы этой задержки были различны: сказывались и общая усталость, и желание избежать нестерпимой летней жары, и нехватка продовольствия, и стремление уйти из города, хотя бы на время, ввиду разразившейся там эпидемии (вероятно, тифа) — пребывание в Антиохии стало опасным. В это время Антиохия была охвачена эпидемией; и главной жертвой ее стал папский легат Адемар Монтейский (1 августа 1098 г.). Простые воины потеряли в лице легата заступника, а крестовый поход остался без духовного наставника. При епископе Пюи вожди скрывали свои личные амбиции; с его кончиной маски упали, обнажив алчность предводителей похода. Главная же причина остановки заключалась в том, что графы и виконты жаждали закрепить за собой соседние с городом территории.

На рассвете 7 июня 1099 г. крестоносцы подступили к Иерусалиму. Панорама святого города развернулась перед ними с высокой горы, которую они с того времени назвали Монжуа («Гора радости»). Крестоносцы осадили город, считавшийся священным у народов, исповедовавших и христианство, и ислам, и иудаизм. Географическое положение делало Иерусалим труднодоступным для врага. Он расположен на высоком плато и открыт лишь с северной стороны, а с остальных защищен горными пропастями Кедрона и Хиннома. К тому же египетский комендант Иерусалима Ифтикар ад-Даула ввиду приближения франков принял необходимые меры к тому, чтобы надежно защитить город. Он изгнал оттуда всех жителей-христиан, загородил бойницы башен тюками с хлопком и сеном, наполнил городские водохранилища достаточным количеством воды и, напротив, распорядился привести в негодность все колодцы вокруг города.

ГРАФСТВО ЭДЕССКОЕ
ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

В октябре 1097 г. рыцарские ополчения добрались до Мараша. Сюда же явился и Болдуин Бульонский, один из братьев Готфрида Бульонского, с оставшейся у него сотней рыцарей. Распря с Танкредом подорвала престиж Болдуина среди крестоносцев, и он предпочел уйти из Киликии, с тем чтобы поискать счастья где-то в других местах. Однако не прошло и двух дней после его приезда, как он снова решил попытать судьбу; на этот раз он мог взять не более двухсот рыцарей и такое же число пехотинцев. С этим маленьким отрядом он последовал за человеком, о котором самые древние хроники говорят, как о проклятом, — за армянином Пакрадом. Когда крестоносная армия пришла в Константинополь, Пакрад находился в плену у василевса, сбежал из-под стражи и примкнул к латинской армии, когда она осаждала Никею, где и вошел в свиту честолюбивого и решительного барона Балдуина Бульонского.

С завоеванием Иерусалима была достигнута официальная цель Крестового похода. Отдохнув неделю, бароны сошлись, чтобы избрать правителя завоеванной земли. Каждый из присутствовавших на военном совете, собравшемся спустя три года после отправки экспедиции, в захваченном наконец городе, должен был ощущать его торжественность. Великий проект папы Урбана II был претворен в жизнь; оставалось только обеспечить ему дальнейшее существование, которое, правда, могло быть исключительно шатким: завоевания крестоносцев состояли всего лишь из территориальной полосы, причем не связанной между собой, поскольку Иудея и Галилея еще не были полностью захвачены, и в любой момент нападение со стороны могущественных городов Дамаска или Аскалона, расположенных в опасной близости, грозило армии баронов уничтожением.

ГРАФСТВО ТРИПОЛИ
КНЯЖЕСТВО АНТИОХИЯ

Раймунд Сен-Жилль граф Тулузский, первый феодал, присоединившийся к организованному папой крестовому движению, зарекомендовал себя как один из самых опытных воинов похода. Однако ему крупно не повезло в Антиохии, и он вынужден был уступить только что завоеванный город Боэмунду Тарентскому. Этот предводитель похода, обладающий непостоянным и беспокойным характером, пожелал создать свое собственное государство в Северной Сирии: возмущение пехотинцев и простолюдинов в Маарат ан-Нумане вынудило его продолжить поход на Палестину. Он попытался вновь стать верховным главнокомандующим крестоносцев, предложив другим баронам взять их на свое содержание, но тем временем настойчиво продолжал попытки закрепиться в Северной Сирии (в области Тортосы и Аркаса).

Основы будущего княжества Антиохийского были заложены еще во время наступательных действий большой армии крестоносцев. После возобновления крестового похода лотарингцы, фламандцы и лангобарды надолго задержались в огромном городе, прежде чем решиться направиться к Иерусалиму. Боэмунд несколько дней сопровождал Готфрида и графа Фландрского, а затем внезапно вернулся в Антиохию. В действительности он опасался императорского нападения на город, который все с большей уверенностью считал своим. Это опасение было отнюдь не беспочвенным, поскольку прежде чем направиться к Иудее, Раймунд Сен-Жилль препоручил Латтакию своим византийским союзникам. Более того, в этом городе находился лучший во всей Северной Сирии порт, гораздо более безопасный, чем ненадежная бухта порта Св. Симеона.

ДЖИХАД АТАБЕКА МАВДУДА
КОРОЛЬ БАЛДУИН II

Настойчивые просьбы Ибн Аммара, правителя захваченного крестоносцами Триполи, привели к созыву вспомогательной армии, но вместо того, чтобы прямиком отправиться в сирийский Сахель, эта армия остановилась у Мосула. Однако даже если бы она не была создана, идея начать поход против крестоносцев носилась в воздухе. Столь масштабное нападение возглавил атабек Мосула Мавдуд. После долгих приготовлений он ринулся в атаку весной 1110 г. Эдесса, рассчитывающая лишь на собственные силы, не могла противиться нашествию. Мусульманская армия была столь многочисленна, что все франки, собравшись вместе, не могли бы оказать ей сопротивление. Было решено начать священную войну, выступив к Эдессе, и осаждать ее до тех пор, пока она не будет взята.

Победа Рожера Антиохийского над турками, выступившими против крестоносцев в 1115 г., ознаменовала некое отделение Сирии от исламского сообщества. Для сирийских феодалов, оставшихся безо всякой защиты перед неистовством франков, последствия «дня Данифа» были самыми пагубными; но последнее не ограничивалось Сиро-Палестинской географической единицей. Стратегическое превосходство толкало франков к завоеванию других стран мусульманского мира. Поначалу король Иерусалимский Балдуин I пошел войной на Дамасский эмират. Основной целью был не столько сам город, сколько расположенные непосредственно рядом с ним богатые поля пшеницы: долина Бекаа (Боке), плоскогорье Хоррана и долина Гхор (к востоку от Иордана).

АТАБЕК ЗЕНГИ
КОРОЛЬ ФУЛЬК

Будучи турком по происхождению, Зенги (чье мусульманское имя звучит как Имад ад-Дин Зенги) был сыном мамлюка, состоящего на службе сельджукского султана Мелик Шаха. Он впервые взял в руки оружие в армии Мосула, когда султан начал походы против крестоносцев, что дало ему возможность участвовать в большинстве крупных сражений в Сиро-Палестине. Но его карьера действительно началась лишь с началом военных действий в Месопотамии. Его первой победой стало поражение войск эмира Дюбаиша, находившегося в постоянном противостоянии с существующей властью. Затем султан назначил Зенги на пост правителя Бассораха: большие доходы от этого перекрестка азиатских торговых путей ставили властителя перед необходимостью выбрать эмира, отличающегося безупречной честностью.

Фульк Анжуйский, сын Фулька Решина и Бертрады де Монфор, лишившись супруги своей Эремберги, дочери Илии, графа Менского, прибыл в Палестину, чтобы принимать участие в делах христианских рыцарей. В продолжение целого года Фульк Анжуйский содержал на свой счет и водил на войну 100 человек вооруженных ратников; благочестием своим и храбростью он заслужил уважение всех христиан. Это был еще довольно крепкий коренастый рыжеволосый мужчина далеко уже не юного возраста. Что однако не помешало ему стать мужем старшей дочери Балдуина II, а следовательно и наследником короля Иерусалимского. Скорее всего, их с Мелисандой брак планировался заранее, ибо Болдуин, как и большинство франкских князей, не имел наследника мужского пола.

БЕРНАР КЛЕВРОСКИЙ
ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

В то время как крестоносцы первых поколений, обосновываясь в своих заморских владениях, старались упрочить здесь собственное господство, мусульманские княжества начали постепенно сплачиваться. На Востоке создавались более или менее крупные государственные объединения сельджуков. Западные пришельцы встречали с их стороны все усиливавшийся отпор. С каждым годом обострялись и отношения крестоносцев с Византией. Там косо смотрели на Иерусалимское королевство, территория которого когда-то принадлежала Империи. Особенно сильное раздражение византийских правящих кругов вызывало норманнское княжество в Антиохии. Флот и сухопутные войска греков то и дело покушались на границы этого государства, основанного Боэмундом.

Окончательное решение о начале похода и его дате — 15 июня 1147 г., а также решение о маршруте крестоносцев вынесло собрание французской знати, состоявшееся 16 февраля 1147 г. в Этампе. Здесь присутствовали и германские послы. Руководил собранием Бернар Клервоский, сообщивший присутствовавшим об успехах крестоносных проповедей и в Испании, и в Италии, и в Англии. 15 марта 1147 г. заседал рейхстаг во Франкфурте, определивший датой выступления в поход середину мая 1147 г. К лету во Франции и Германии образовались большие крестоносные ополчения. В каждом насчитывалось примерно около 70 тыс. рыцарей, за которыми потянулись многотысячные толпы крестьянской бедноты, включая женщин, стариков и детей.

ОСАДА ДАМАСКА
СИРИЯ НУРЕТДИНА

Людовик VII, уступая желаниям короля и иерусалимских баронов, поспешил отправиться в Палестину и был принят в священном городе с величайшим восторгом. Около того же времени прибыл в Палестину император Конрад, в качестве простого пилигрима и в сопровождении только нескольких баронов. Оба европейских монарха, встретясь в Иерусалиме, оплакивали бедствия своего похода. 24 июня 1147 г. в Акре состоялась встреча Людовика VII и Конрада III и их приближенных с регентшей Мелизандой и иерусалимской знатью. На этой встрече отсутствовали — по разным мотивам — сеньоры северо-сирийских государств крестоносцев: Раймунд Антиохийский, Раймунд Триполийский, Жослен Эдесский. Были обсуждены различные планы военных действий.

От Мосула и Эдессы до Хачрана, заняв всю Центральную Сирию, простиралось централизованное мусульманское государство, способное превратить поход против крестоносцев в общенациональное движение. Со своей стороны, франки закончили завоевание Сахеля, овладев Аскалоном. Отныне существовало два сирийских государства: они представляли собой длинные параллельные полосы. Вопрос состоял в том, оттеснят ли турки франков к морю или, наоборот, сумеют ли христианские поселенцы изгнать турок в пустыню.Королевский авторитет среди франков заметно слабел, уступая дорогу личным интересам феодалов; в это же время мусульманская страна, до этого времени терявшая силы из-за царившей анархии и междоусобиц независимых эмиров, наконец-то была объединена и находилась под властью Нуреддина, сына Зенги .

БИТВА ЗА ЕГИПЕТ
САЛАДИН

В течение всей истории крестовых походов в разных постоянно обновлявшихся формах вставал египетский вопрос. Египет представал перед европейцами в своего рода ореоле и был столь же притягательным, как и Палестина, хотя и по другим причинам. Если в евангельских рассказах он был лишь временным убежищем для Иисуса, избавившим его от избиения младенцев Иродом, то зато в Ветхом Завете он играет важную роль и потому паломники в Святую Землю никогда не упускали возможности, если такая предоставлялась дополнить посещение Святых мест в Палестине паломничеством в Египет Этому мы обязаны восхищенными описаниями, особенно в XIV и XV вв , этой земли, где протекает река, которую считали одной из четырех, берущих начало в земном раю, и на берегах которой возвышаются удивительные памятники египетской древности, пирамиды, называвшиеся тогда «амбарами Фараона».

Нуреддин, узнав, что франки ушли из Египта, решил отправить туда свои войска. Поход возглавили Ширкух и его племянник Саладин. Ширкух пришел в Каир и сразу же явился к халифу Адиду, который принял его с большими почестями. Но, поскольку вся власть в Египте находилась в руках визиря Шавара, последний поддерживал Ширкуха лишь на словах, а на деле не давал ему ничего для обеспечения его собственных потребностей, ни потребностей тех, кто его сопровождал. Визирь задумал дать пир в честь наместника Нуреддина и обманом захватить и его самого, и его племянника. Саладин со своей стороны мечтал убить Шавара и действовал куда более решительно. Во время совместной прогулки он неожиданно выбил визиря из седла и связал его. Дело оставалось за малым: добиться согласия на казнь Шавара от халифа Адида, чтобы придать убийству видимость законности. Каирский халиф, тяготившийся зависимостью от всесильного министра с готовностью согласился на устранение Шавара.

ГИБЕЛЬ ИЕРУСАЛИМСКОГО КОРОЛЕВСТВА
ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД

Объединение египетских и сирийских мусульман под рукой Саладина грозило слабеющему Иерусалимскому королевству большими неприятностями. Теперь как никогда во главе государства должен был стать человек с твердым характером. Ослабевший Балдуин IV передал регентство своему зятю, Гвидо Лузиньяну. Знать Сирии и Палестины весьма скептически относилась к дарования Лузиньяна, считая его «авантюристом»; однако двор надеялся, что антипатия исчезнет сама собой, если Гвидо проявит качества настоящего полководца в первой же военной кампании. Таковая не заставила себя ждать: осенью 1183 г. неприятель напал на Галилею. Поэтому регент вошел туда со всеми королевскими войсками и расположился лагерем у Саферийских источников (к северу от Назарета). Франки придерживались исключительно оборонительной тактики, впрочем, единственно возможной в данной ситуации, учитывая неравное число войск. Саладин, будучи не в состоянии спровоцировать вооруженное столкновение, не мог решиться проникнуть на христианскую территорию, оставив позади себя целую армию.

В течение жизни целого поколения, во второй половине XII века, христианская Европа была слишком занята собственными проблемами, чтобы помышлять о новых походах. Императоры и папы, князья и рыцари предпочитали воевать друг с другом, а не против неверных. В июле 1187 г. Саладин уничтожил армию крестоносцев в сражении близ деревни Хаттин, между Назаретом и Тивериадским озером. Города и замки крестоносцев один за другим сдавались победителю: Иерусалим пал в октябре 1187 года, и только Триполи, Антиохия и Тир еще держались. По понятиям современников, спасение веры христианской, сама слава Божия состояла в прямой связи с сохранением Иерусалима; потеря священного города не могла не произвести общее уныние на Западе. Урбан I, получив это известие, умер от горя. Имя Иерусалима переходило из уст в уста с воплями отчаяния. Все обвиняли себя в бедствиях Иерусалима, почитая их наказанием Божиим за грехи; все стремились смиренным покаянием умилостивить прогневанного Господа.

ОСАДА АКРЫ
КРУШЕНИЕ НАДЕЖД

Пока в Европе слышались повсюду новые призывы к крестовому походу против Саладина, победителя Тивериады и Иерусалима, войска султана продолжали вторгаться во владения христиан. Жители Тира продолжали упорно сопротивляться мусульманской экспансии. Сопротивление тирцев возглавил Конрад, сын маркиза Монферратского, прибывший в Тир в то время, когда полчища Саладина подошли к его стенам. Конрад принял на себя начальство в городе, расширил рвы, восстановил укрепления, и под его руководством жители поняли, как следовало вести борьбу с сухопутными и морскими силами сарацин. Отец Конрада, взятый в плен во время Тивериадской битвы, томился в заключении в Дамаске, когда вдруг Саладин велел привести его к себе; он вздумал использовать старого маркиза Монферратского, чтобы обезоружить храброго защитника Тира.

Прошло уже более месяца, а условия Птолемаидской капитуляции еще не были выполнены. Саладин не мог решиться выдать крестоносцам 2000 пленных, готовых снова вооружиться против него, 200 000 червонцев, назначенных на содержание той армии, которую он не мог победить, и древо Честного Креста, вид которого возбуждал энтузиазм и рвение христианских воинов. Христиане уже несколько раз обращались к султану с требованием исполнения данных им обещаний, угрожали умерщвлением мусульман, находившихся в их власти, если он не исполнит условий договора; но политика Саладина оставалась непоколебимой. Страшные угрозы христиан были не напрасны. 2700 сарацин в оковах были выведены на равнину и поставлены в виду лагеря султана; выбор места казни несчастных пленников был как бы последним напоминанием Саладину об исполнении договора.


СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
            
В этом разделе вы найдете статьи по истории Средневековой Руси и Европы.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
            
Цикл биографических статей о князьях Киевской Руси 9-13 вв.
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ

            
Цикл статей о городах Киевской Руси:Киеве, Новгороде, Полоцке, Ростове, Суздале...
КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о землях и княжествах Киевской Руси. Об их географических, экономических и политических сходствах и отличиях
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о жизни в Киевской Руси. О ее князьях,витязях, боярах, купцах, крестьянах и ремесленниках.
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
            
Цикл статей о Великой Скифии. О ее истории, городах, племенах. О религии и быте людей ее населявших.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
            
Цикл статей о событиях 3-6вв. н.э.,потрясших Европу и приведших к падению Римской империи.
            

СЛАВЯНЕ
            
Цикл статей о славянских государствах и племенных союзах 5-9вв.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
            
Цикл статей о европейских государствах, королевских династиях, быте и нравах Средневековья
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
            
Цикл статей о взаимотношениях Византии и Западной Европы в эпоху крестовых походов, о падении Константинополя и гибели империи.
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
            
Цикл статей об орденах, созданных крестоносцами в Палестине, от их зарождения до распада и гибели.
ОРДА
            
Цикл статей о Чигисхане, его потомках и созданной ими империи.
РУСЬ И ОРДА
            
Цикл статей о взаимо-
отношениях Руси и Золотой орды

СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
            
В этом разделе вы найдете статьи о богах, почтаемых нашими предками. Религия славян по глубине религиозного чувства и мысли превосходит как гречкское так и римское мифотворчество.

НЕЧИСТАЯ СИЛА
            
В этом разделе сайта опубликованы статьи о бесах, оборотнях, ведьмах и прочей малопочтенной публике, докучающей человеку и путающей тот свет с этим.

ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
            
В этом разделе собрана вся информация об уже изданных романах, а также главы из романов еще не опубликованных.

ФАНТАСТИКА
            
Все о романах автора сайта, написанных в фантастическом жанре. Тексты прежде не публиковавшихся произведений и главы из новых романов.

ДЕТЕКТИВЫ
            
Все о романах автора сайта, написанных в детективном жанре. Тексты прежде не публиковавшихся произведений и главы из новых романов.

ЮМОР
            
В этом разделе опубликован юмористический сериал автора "Шатунов и компания".

АКВАРИУМ
            
Давнее увлечение автора. В этом разделе вы узнаете об аквариумных рыбках если не все, то очень многое.