ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕС-
КАЯ ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Религия славян

1. РОДrod-013.jpg"

2. ЯРИЛОrod-014.jpg

3. ПЕРУН rod-015.jpg

4. ВЕЛЕС rod-016.jpg

5. ДАЖДЬБОГ rod-017.jpg

6. ХОРС rod-018.jpg

7. СТРИБОГ rod-019.jpg

8. ЖИВАrod-020.jpg

9. ЛАДА rod-021.jpg

10. ЛЕЛЯ rod-022.jpg

11. МАКОШЬ rod-023.jpg

12. МАРА rod-024.jpg

13. КУЛЬТ МЕДВЕДЯ med1.jpg

14. СВАРОГsvar2.jpg"

15. БЕРЕГИНИberg2.jpg"

16. СВЯТИЛИЩАsve2.jpg"

МАКОШЬ

Макошь - богиня судьбы и одновременно богиня плодородия, связанная с урожаем. На русских вышивках ее обычно изображали между двух лосих-Рожаниц, иногда с рогом изобилия в руках. Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов.

Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте.

Капище Макоши находившееся в Новгороде изображало Богиню с коровьей головой. В связи с этим можно отметить древность этого Культа - восходящего ко времени до нашей эры, периоду возникновения скотоводства (раннему этапу развития экономики и как следствие - цивилизации в целом) - декларируя тем самым воззрения о Богине Кормилице. В отличие от других культур, где также можно встретить корову (иногда Небесную), Русская Богиня является сугубо Земной, и имеет только коровью голову на человеческом теле. Такое культурное воззрение связано с общеевропейским обычаем, где особое значение имела именно Голова - как вместилище духа.Со временем, бычья голова Макоши преобразовалась в обязательный атрибут этой Богини - в виде Рога Изобилия. Вот что пишет о Макоши Рыбаков:

« Это – не богиня произрастания, не божество плодородия как такового, а богиня итогов хозяйственного года, мать урожая в его окончательной форме. Поэтому и было возможно новое осмысление простого слова: поскольку урожай при одних и тех же трудовых усилиях и молениях богам каждый год был различен, объем его в глазах первобытного земледельца определялся случаем. А отсюда слово «кош» приобретало значение «случайного», «неверного», «непостоянного», «непредвиденного», т. е. именно жребия, который мог выпасть и как счастливый и как несчастный.
Макошь (если верно именно такое правописание) вполне может быть осмыслена как Ма кошь – «мать хорошего урожая», «мать счастья».
(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Этнографические данные, собранные на русском Севере, рисуют нам Макошь невидимой пряхой, вмешивающейся в женские работы, тайком стригущей овец, запрещающей прядение в праздничные дни. Рассматривая крестьянские верования русского Севера в целом, мы видим, что пряха Макошь является двойником (или, может быть, тенью) другой полухристианской, полуязыческой богини того же Севера – Параскевы Пятницы. Пятница – тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает бабам работать в день, посвященный ей, – в пятницу. За нарушение запрета она может истыкать виновную кудельной спицей или даже превратить её в лягушку . Культ Пятницы, не имеющий ничего общего с христианской легендой о св. Параскеве, представлен очень широко и рельефно.

«Существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. Исследователи давно угадывали языческие корни культа Пятницы и сопоставляли её с Макошью . Так как Пятница почти полностью заслонила собой архаичную Макошь, от культа которой уцелело лишь несколько поверий, то рассмотрение культа Пятницы может помочь нам в воссоздании первоосновы культа её языческой предшественницы.
В народных верованиях Пятница предстает перед нами не только как богиня пряха, но и как подательница благ, покровительница плодородия: «Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницею и богородицею, парод приписал им влияние на плодородие и браки. Пятницу молят о плодородии с особыми обрядами».
(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники». В. И. Чичеров, собравший в своем интересном и полном исследовании о зимнем календарном цикле много данных о культе Пятницы, пишет:

«Самый комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны – об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Это наблюдение Чичерова объясняет постоянное соседство в текстах Макоши с русалками, непосредственно связанными со «священной влагой земли». Но культ Пятницы был шире:

«Наши предки молились св. Параскеве о всяком благополучии и счастье домашнем. По общему древнерусскому верованию св. Параскева признаваема была покровительницей полей и скота». В день св. Параскевы (28 октября) «приносили в церковь для освящения разного рода плоды, которые хранились в домах как священные предметы».

Культ Параскевы Пятницы развился довольно рано и, по всей вероятности, уже с XII – XIII вв. начал вытеснять культ Макоши. Пятница считалась, кроме всего указанного выше, и покровительницей торговли. В Новгороде Великом церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207 г. На рубеже XII и XIII вв. церковь Пятницы на Торгу была создана в Чернигове. В Москве в торговом Охотном ряду существовала церковь Пятницы. Количество примеров можно значительно умножить. Торговым, базарным днем на Руси с незапамятных времен была пятница.

«Большое внимание к богине, которая оказалась заслоненной святой Параскевой, явствует из того, что ей был посвящен особый день каждой недели, и Параскева, судя по фольклорным записям, зорко следила за соблюдением законов этого дня. У других индоевропейских народов день пятницы тоже был посвящен женскому божеству – Венере (например, vandredi – у французов) или Фрейе (например, Freitag – у немцев и Friday – у англичан).» (Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Металл Макоши - серебро, камень - горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши - кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь - из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог.

Знак Макоши, - Лунница, - славянский женский оберег в виде неполной Луны рожками вверх, в виде серпа месяца, который потому и называется на Русском языке серпом, что это символ Макоши. Лунница оберегает рожаниц и женское здоровье, благоприятствует при родах. Веретено - символ Богини Макоши. Макошь, Богиня Судьбы, прядёт нити наших судеб. К ней обращаются для того, чтобы они были крепкими и длинными.

Эта богиня часто упоминается в поучениях против язычества вместе с «вилами», связанными с Навьим миром. Немудрено, что Макошь очень часто сопрягают с Велесом , называя его женой. Что касается имени богини, то, по мнению академика Рыбакова, оно имеет двоякий смысл, с одной стороны «кошель», «кошьница» - это емкости для хранения зерна, с другой «къшь» по-древнерусски означает жребий, «кошитися» - метать жребий. В связи с этим Борис Александрович предполагал, что имя богини может быть истолковано как «Ма(ть) судьбы, жребия, участи» или же «Мать коробов, мать урожая». И в этих своих обоих качествах богиня уподоблялась Великой Матери. С этим, видимо, и связано ее появление в пантеоне князя Владимира, где она является единственной женской богиней, символизируя собой и старшую из Рожаниц богиню Ладу и Мать-Сырую-Землю. Таким образом мы можем с полным правом видеть в Макоши одну из ипостасей Великой Матери, связанную к тому же не только со Светлой, подобно Живе и Ладе, но и с Темной стороной.

Темной нижней ипостасью самой Макоши являются богиня смерти Мара и Баба-Яга, охраняющая ворота в царство Нави. Видимо, эта двойственность Макоши, соединивших в себе как темную, так и светлую стороны, позволяло ее поклонникам почитать ее не только как супругу Велеса, но и как супругу Перуна. Во всяком случае, спор между двумя богами за капризную и изменчивую Макошь, покровительствующую семейному укладу, домашнему рукоделию, наказывающую нерадивых хозяек и одновременно не чурающуюся таких сомнительных представительниц Навьего мира как вилы, русалки и прочие соблазнительные особы, так и закончился в славянской мифологии ничем. Возможно, в данном случае в Макоше воплощена двойственность женской природы, но окончательные выводы я делать не берусь.

 

Назад Вперед