ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕС-
КАЯ ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Религия славян

1. РОДrod-013.jpg"

2. ЯРИЛОrod-014.jpg

3. ПЕРУН rod-015.jpg

4. ВЕЛЕС rod-016.jpg

5. ДАЖДЬБОГ rod-017.jpg

6. ХОРС rod-018.jpg

7. СТРИБОГ rod-019.jpg

8. ЖИВАrod-020.jpg

9. ЛАДА rod-021.jpg

10. ЛЕЛЯ rod-022.jpg

11. МАКОШЬ rod-023.jpg

12. МАРА rod-024.jpg

13. КУЛЬТ МЕДВЕДЯ med1.jpg

14. СВАРОГsvar2.jpg"

15. БЕРЕГИНИberg2.jpg"

16. СВЯТИЛИЩАsve2.jpg"

ЛАДА

Лада известна фольклору всех славянских народов: полякам, словакам, словенцам, сербам, хорватам, далматинцам, болгарам, русским, украинцам, белорусам.
А за пределами славянского мира имя Лады известно и балтийским народам – латышам и литовцам. Один этот географический перечень, охватывающий всю балто-славянскую группу, говорит о глубокой архаике загадочной Лады. Имя её известно от Адриатического моря до Камы и от Балкан до Балтийского моря. Никаких препятствий к признанию праславянской древности Лады нет.

Имеющиеся в нашем распоряжении исторические и историко-этнографические материалы XV – XVII вв. рисуют нам Ладу как богиню брака и благополучия, празднования в честь которой проводились весной (1 мая) и в первую половину лета («зеленые святки» в диапазоне: середина мая – середина июня). В полном согласии с этим находятся те этнографические песни XVIII – первой половины XIX в., в которых Лада называется матерью, святым божеством или приравнивается богу в весенних молениях о дожде и урожае. Органичное соединение аграрного божества и покровительницы брака наблюдается во всем обильном фольклорном материале, содержащем имя Лады. От имени Лады есть много производных:
Ладовать, Ладковать (Волынь) – славить свадьбу;
Ладковать (Рязань, Тула) – сватать;
Лады (Калуга) – помолвка;
Ладины (Осташков) – сговор;
Ладканя (Зап. Украина) – свадебная песня;
Ладованье – пение весенних песен;
Ладовицы – исполнительницы весенних песен;
Ладованье – песни на юрьев день;
Ладуванье (Болгария) – гадание о женихе;
Ладино хорб (Болгария) – весенние хороводы;
Ладино коло (Болгария) – весенние хороводы.

«Вне календарных рамок песни с упоминанием Лады поются или во время гаданий о замужестве (большею частью новогодних), или во время свадеб. В Болгарии девушки под новый год проводят гадание, называемое «ладуванием». Для гадания доставали «немую воду» (т. е. взятую молча), ставили её на ночь под звезды, а затем бросали в неё свои перстеньки. При извлечении перстней пелись песни с припевом «Тай Ладо!».
Брачная тематика часто присутствует и в песнях календарного цикла, переплетаясь с аграрной. Таковы, например, песни сербских «кральиц» и «лазариц», исполняемые весной в Лазареву субботу, на юрьев день (23 апреля) и около троицына дня . Рефренами этих песен являются Ладо и Лельо. Песни аграрно магического содержания, обращенные к Ладе или ставящие её имя в припев, как это выявлено ещё исследователями XIX в., поются только во время весенне летнего обрядового цикла. Так как христианский календарь с его подвижной пасхой и зависящими от неё праздниками сильно расшатал и нарушил древнюю языческую календарность, то нам теперь трудно восстановить первоначальную прикрепленность определенных обрядов и песен к тем или иным фазам солнечного и хозяйственного календаря.
Песни в честь Лады исполняются в следующие сроки (или около них):
9 марта («сорок мучеников») Масленица
25 марта (благовещение) Середина великого поста
23 апреля (юрьев день) Лазарева суббота
1 2 мая Фомина неделя («красная горка»)
24 июня (Иван Купала) Семик
29 июня (петров день) Троицын день Духов день.»
(Рыбаков. «Язычество древних славян»)

Богиня Лада олицетворяла собой землю в период любовного томления, оплодотворения и цветения. В качестве ее мужа выступал, согласно славянским представлениям, бог Ярило , которого называли еще и Дид-Ладо. Что позволило некоторым исследователям предположить существование некого славянского бога-гермофродита по имени Ладо-Лада. Предположение донельзя анекдотическое, но имевшее свое продолжение уже научное. Ученые мужи объявили «Дид-Ладо» просто припевом, якобы не имеющим никакого смысла. На самом деле Дид, это Создатель, дед если хотите, а Ярило хоть и числился сыном Живы являлся, кроме всего прочего, еще и олицетворением яри, то есть божественной оплодотворяющей энергии бога Рода . То есть богиня Лада и бог Ярило на более приземленном уровне ежегодно повторяли акт творения уже совершенный богом Родом и Великой матерью. Лада была ипостасью последней, а потому академик Рыбаков с полным правом назвал Ладу старшей из Рожаниц. Прав был и польский исследователь Длугош, живший, если не ошибаюсь, в семнадцатом веке, когда называл Ладо, то есть Ярилу, славянским Марсом. Хотя Ярилу победителя Дракона правильнее сравнить с греческим Аресом, чье имя как раз и происходит от слова «ярь», но уже в значении ярость. Ибо божественная ярь несла в себе не только оплодотворяющую энергию, но и энергию уничтожения того, что будет этому оплодотворению мешать. Ярило или Дид-Ладо отнюдь не был мирным пастушком, прилетевшим на землю, чтобы приласкать свою возлюбленную, иначе русские витязи не избрали бы его своим божественным патроном и покровителем. (Смотрите статью "Аркона"). Не говоря уже о том, что именно с культом Ярилы связано появление в Европе первых царствующих династий. (Смотрите статью "Меровинги")

Но вернемся к богине Ладе. Ее зооморфным символом была белоснежная птица лебедь. Вспомните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина. Князь Гвидон получает в управление остров, женившись на царевне Лебеде. Так вот царевна Лебедь, это все та же Лада, являвшаяся олицетворением земли не только в мифах, связанных с природными циклами, но и в мифах, отражавших идущие в обществе социальные процессы. Подробности ссоры и разрыва вождя готов Германареха с жрицами Лады я поведал в своем романе «Золото императора», об этом же вы можете прочитать в статье "Ярманы", размещенном на этом сайте. Род Амалов, к которому принадлежал Германарех, сошел на нет в ближайшие десятилетия, не говоря уже о самом вожде, потерпевшим жесточайшее поражение от гуннов. Иное дело род Киевичей, возвысившийся одновременно с Амалами и благополучно доживший в лице своего последнего представителя Аскольда-Соколота до прихода Рюриковичей. Помните легенду о Кие, Щеке, Хариве и их сестре Лебеди? Это все та же Лада, чей храм, по преданию, украшал собой Киев. Кстати, отголоски культа богини Лады и ее мужа Дид-Ладо Ярилы, а так же их сына Ладона Купавона дошел до нас в именах Ладислав, Ладомир и, как это не покажется кому-то странным, Людовик. И опять, чтобы не повторяться, мне придется отослать вас к книге "Имя Бога", где вы, между прочим узнаете, что в королевстве франков при Меровингах и Каролингах, вассалы короны, владевшие земельными наделами, назывались лэдами, и что английское слово леди восходит все к той же Ладе. Что легенда о короле Артуре, родившаяся к слову вовсе не в Англии, а как раз во Франции, подозрительно похожа на славянский миф о Яриле сыне Велеса и совсем уж фантастическим образом переплетается с судьбой вполне реального исторического персонажа, короля из рода Меровингов Драгобера Второго. А в центре этого блистательного хоровода из мифических и исторических персонажей славянская богиня любви прекрасная Лада.

 

Назад Вперед