ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕС-
КАЯ ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Религия славян

1. РОДrod-013.jpg"

2. ЯРИЛОrod-014.jpg

3. ПЕРУН rod-015.jpg

4. ВЕЛЕС rod-016.jpg

5. ДАЖДЬБОГ rod-017.jpg

6. ХОРС rod-018.jpg

7. СТРИБОГ rod-019.jpg

8. ЖИВАrod-020.jpg

9. ЛАДА rod-021.jpg

10. ЛЕЛЯ rod-022.jpg

11. МАКОШЬ rod-023.jpg

12. МАРА rod-024.jpg

ХОРС

Хорс является олицетворением движущегося по небу солнца. Некоторые исследователи считают его богом солнечного диска и на этом основании даже отказывают в антропоморфном изображении, полагая, что наши предки представляли бога Хорса в качестве сияющего диска. Но утверждение опровергается свидетельством немецкого путешественника Вундерера, видевшего идола Хорса близ Пскова в 1581 году:

"Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч".

Этим свидетельством опровергается утверждение тех исследователей, которые полагали, что культ Хорса был известен только на юге Руси. На самом деле Хорса почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси. Дни Хорса совпадают с любым солнцеворотом, например, летним - 21 по 25 июня (Купала), осенним - 21 - 23 сентября. Непременный атрибут почитания Хорса - хороводы. Что в общем-то понятно. Именно в эти дни солнце как бы «останавливается», а потому ему следует напомнить, что основой жизни является движение. Кстати, Масленица тоже связана с Хорсом. Зазевавшемуся богу подмасливают путь, чтобы солнечное колесо быстрее катилось по небосводу. Собственно, хороводы как раз и являются отображением пути солнца в представлении наших предков. В этой связи можно вспомнить и катящиеся с возвышенности огненные колеса. И в том, и в другом случае мы имеем дело с симпатической магии, по принципу подобное вызывается подобным, с попыткой магического воздействия на солнце, дабы не позволить ему остановиться.

Некоторые исследователи, в основном польские и украинские выступили с гипотезой, что Хорс – Божество Луны. Вот что пишет об этом Лев Прозоров:

«Сделали они этот вывод на основании того места в «Слове о полку Игореве», где князь-оборотень, чародей Всеслав Полоцкий, «в ночь влъкомх рыскаше, из Киева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь перерыскаше». Поскольку дело происходит «в ночь» и «до куръ» (то есть до петухов), то упомянутые учёные и решили, что ночью можно было пересечь путь разве что месяцу, но никак не Солнцу.
Очевидно всё же, что отталкивались они именно от идеи о Хорсе- светиле, ведь сам по себе «путь великого Хорса» никак не увязывается с Луной — мало ли какой путь пересёк князь- волкодлак. Но ведь Хорса и связывали не с абстрактным светилом, а именно с Солнцем. А то, что оборотень из Полоцка «перерыскал» путь Солнцу, можно понять по-разному. Скажем, князь опередил, перегнал, «перерыскал» Солнце (стихию, оборотням враждебную) и успел в ночи, сбегав по своим делам, вернуться в человеческий облик «до кур». Второе толкование этого отрывка как раз и связано с Солнцем — князь бегал из Киева на юг, в Крымский Тмуторокань, и, естественно, его путь был перпендикулярен пути Солнца с востока на запад, пересекал, «перерыскивал» этот путь.»

У меня есть другое объяснение этому отрывку из «Слова о полку Игореве». Ночной путь солнца – это путь по Темной стороне, то есть по Преисподней, а князь-волкодлак вполне мог пользовать в своем вояже из Киева в Тьмутаракань, расположенною к слову у Азовского моря, не только наземные пути, но и подземные. И где-то там, под землею, действительно пересекал путь Хорса. Само это чудесное возвращение Хорса-солнца из страшного Подземного мира и еженощное путешествие по нему не могло не навести наших предков на мысль о спасительности замкнутого круга, когда ты имеешь дело с нечистой силой. Наверняка понятие обережного круга связана именно с Хорсом. На эту мысль наводит и название святилищ, построенных в честь богов – храмы. Но утверждать, что храмы строились в честь Хорса неверно, просто возводили их на выложенном кругом фундаменте. К слову, ранние крепости славян тоже были круглыми. Не исключено, что слава «черта» и «чёрт» тоже сопрягаются между собой. Чёрт, это тот, кто за чертой обережного круга и кому входить в этот круг строжайше запрещено. Если вспомнить игры, связанные с хороводами, то там обязательно есть некто, кого хоровод оберегает и некто, пытающийся разорвать круг. Так что выражение «перерыскивал» путь Хорсу означало скорее всего что князь волкодлак пересекал черту обережного круга, а следовательно в той или иной степени соприкасался с Темной стороной, с Навьим миром.

Логично предположить, что Хорс кроме прочего являлся покровителем только белой магии, к атрибутам которой относились обережные круги и хороводы, тогда как Велес не чурался и магии черной.
Скорее всего, Хорс не принадлежал к числу змееборцев, вроде Ярилы и Перуна, но смелость бога, ежедневно посещающего Навий Мир, не только восхищала его поклонников, но и наводила их на мысль о связях Хорса с Велесом. Ибо без поддержки Скотьего бога, являющегося не только олицетворением Луны, но и главой триады Чернобога, беспрепятственный проход по Темной Стороне для Хорса вряд ли был бы возможен. Велес в данном случае выступал в роли толкача, обеспечивающего беспрепятственный проход солнца по враждебному Свету миру. Не отсюда ли его, Велеса, слава бога перемен.

Тем не менее, бога Хорса почитали как Светлого бога, в этом не может быть никаких сомнений, иначе не появилось бы на основе его имени русское слово «хорошо», что означает правильно. По-божески, если хотите.

 

Назад Вперед