ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕС-
КАЯ ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Религия славян

1. РОДrod-013.jpg"

2. ЯРИЛОrod-014.jpg

3. ПЕРУН rod-015.jpg

4. ВЕЛЕС rod-016.jpg

5. ДАЖДЬБОГ rod-017.jpg

6. ХОРС rod-018.jpg

7. СТРИБОГ rod-019.jpg

8. ЖИВАrod-020.jpg

9. ЛАДА rod-021.jpg

10. ЛЕЛЯ rod-022.jpg

11. МАКОШЬ rod-023.jpg

12. МАРА rod-024.jpg

13. КУЛЬТ МЕДВЕДЯ med1.jpg

14. СВАРОГsvar2.jpg"

15. БЕРЕГИНИberg2.jpg"

16. СВЯТИЛИЩАsve2.jpg"

ДАЖДЬБОГ

Несколько тысячелетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Известен целый ряд слов из балтских языков (литовского, латышского, прусского, сохранивших много индоевропейских архаизмов), раскрывающих связь корня «dag» с понятиями «жары», «урожая», «лета». Исследователи сближают этот корень и с санскритским «dagh» - день, персидским «dagh» - испекать, палить. Семантика имени Даждьбога этими справками выясняется. Но следует заметить, что такого божества с таким именем ни в Прибалтике, ни в индо-иранском мире нет. Дажьбог известен у восточных славян и в восточной части южного славянства. У сербов он выступает как Дабог или Дайбог, т. е. как deus dator. Вот как комментирует ситуацию с Даждьбогом академик Рыбаков:

«Итак, взаимное положение Дажьбога и Хорса в пантеоне Владимира выясняется: Дажьбог - Аполлон - божество более всеобъемлющее, связанное с солнечной стороной природы, с годичным солнечным циклом. Летописная вставка о «цесаре Дажьбоге» - Солнце интересна еще двумя дополнениями: 1. Ови (ранее) по луне чьтяху (лунный календарь), а друзии дьньми лета чьтяху. Дъвою бо на десять месяцю число по томь (при Дажбоге) уведаша (т. е. был введен солнечный счет на 12 месяцев). 2. Отънележе начата человеци дань давати цесарем. С именем мифического Дажьбога связывается начало счета по солнечному календарю и начало царской власти. Сам Дажьбог-Солнце - один из первых царей и законодателей. Он, разумеется, стоял в иерархии богов неизмеримо выше солнечного диска, Хорса, как Аполлон был выше Гелиоса у греков.(Рыбаков «Язычество Древней Руси»)

Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро. Русские почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Даждьбоге говорили как о первом правителе, учредителе календарного счета дней, законодателе. Даждьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

Согласно мифу Род выделил из себя отдельно мужское начало бога Сварога и женское начало богиню Ладу. Сварог - родоначальник большинства славянских богов, поэтому они - Сварожичи. Сварог - Отец Даждьбога – прародителя русов.

Имя Даждьбога так или иначе сопрягается с именем Хорса, еще одного солнечного божества, представленного в пантеоне Владимира. На этом основании некоторые исследователи либо отождествляют этих богов, превращая их в единого Хорса Даждьбога, либо считают Хорса мифологическим прародителем скифских родов, Даждьбога – славянских. То, что славяне именно Даждьбога считали племенным покровителем сомнений нет, но что касается Хорса, то при всей его несомненной схожести с Даждьбогом, у него имеются и существенные отличия, сближающие его с Велесом. По моему мнению, это происходит от того, что Хорс в отличие от Даждьбога, олицетворявшего солнечные лучи, был богом солнечного пути, а солнце в представлении наших предков продвигалось не только по небесному своду, но и опускалось под землю, во владения Чернобога. Разумеется, регулярное погружение во Тьму не могло пройти для Хорса бесследно. Но о Хорсе речь впереди, пока вернемся к Даждьбогу. Безусловно, дарителя солнечного тепла славяне почитали как прямого заместителя Рода и Сварога на своих землях. Культ Даждьбога в их представлении неизбежно сливался с культом Создателя. И уж конечно именно Даждьбог до поры считался отцом бога Ярилы , отвечающего в представлении наших предков за оплодотворение земли. Я не случайно оговорился, что – до поры. Миф о том как Дива-Додола, она же Жива, вдохнула аромат ландыша, в который превратился бог Велес и тем самым зачала от него сына, все того же Ярилу, не мог родиться просто так, от буйства фантазии. И скорее всего, он отражал переход от родоплеменного строя к дружинно-княжескому. Даждьбог как учредитель брака и покровитель семьи воспринимался нашими предками именно как Отец, строгий, но справедливый. Многие исследователи считают Даждьбога покровителем жреческого(брахманского) сословия или касты. Именно из этого сословия выходили первые кон азы, хранители свода божественных правил, принесенных на землю Ярилой, сыном Даждьбога, олицетворявшим собой кроме всего прочего еще и энергию яри, исходящую от Рода. (Смотрите статью "Кон и закон" ) Трудно сказать, когда у жрецов Даждьбога появились соперники, возможно они существовали всегда, и, не исключено, что узурпаторами эти соперники считали именно служителей культа Сварожичей. Речь идет о волхвах бога Велеса. Можно также с уверенностью предположить, что утрата влияния волхвов Велеса связана с заменой лунного календаря на солнечный. А Велес почитался именно как лунный бог. Так что недовольство служителей его культа был отчасти справедливо. Видимо, именно волхвы Велеса поддержали тех правителей, которым стали тесны рамки кона, оберегаемого служителями Даждьбога. Эти правители принялись издавать свои постановления, которые получили название «за коны». Ведь не случайно слово «власть» происходит от Велеса. В природных циклах Ярило продолжал исполнять функции умирающего и ежегодно возрождающегося бога плодородия, но в циклах социальных его функции меняются. Как сын Велеса, бога ответственного кроме всего прочего еще и за глобальные перемены, включая кстати и переход из мира этого в мир тот, он просто не мог вот так просто сойти со сцены и заявил обоснованную претензию на власть. Разумеется «консерваторы» в лице жрецов Даждьбога в долгу не остались и выдвинули свои контраргументы, по которым Ярило, переживший пору цветения, становится сначала Велесом, устраняя тем самым своего отца, а потом и Драконом, что, между прочим, вполне соответствовало природным циклам, когда вслед за богатой дарами осенью, неизбежно приходит зима. Олицетворением которой как раз и являлся Дракон Яшка, вытащенный на белый свет из подземных глубин все тем же неутомимым Велесом. Увы, ход времени нельзя было остановить, нарождающаяся власть не желала считаться с древним коном, отражавшим в первую голову отношения внутри уходящей родоплеменной общности, и ей требовалось идеологическое обоснование своих непомерных претензий. Если верить Марксу, а в данном случае ему нет причин не верить, то идеология в раннем средневековье всегда выступала под маской религии. Надо отдать должное волхвам Велеса они нашли блестящий выход из создавшейся ситуации. Они вспомнили о сыне Ярилы и Лады, рожденном уже после смерти отца. Именно сыновьями бога Ярилы, они стали называть тех правителей, которым стали тесны рамки древнего кона. Именно их усилиями эти правители получили титул Ярманов, то есть носителей небесной яри. Карта жрецов Даждьбога оказалась бита. Ярманы могли менять социальные отношения, не обращая внимания ни на кон, ни на его хранителей, ибо они сами напрямую, точнее через Ярилу, были связаны с Родом. Вождь готов Германарех (Ярман-рекс) и династия Меровингов, и династия Рюриков вели свою родословную именно от Ярилы и Лады, знаменуя тем самым переход к новым отношениям.
Жрецам, причем не только Даждьбога, но и Велеса пришлось потесниться, давая место новому господствующему слою – дружинникам. Ибо новые правители резонно полагали, что ярь ярью, а реальная земная сила сыну бога помехой не будет. Брахманская каста в долгу не осталось, используя воинственную молодежь из своих рядов в качестве воинов-жрецов, служивших не новым правителям-ярманам, а старым богам. Это была серьезная сила, имевшая к тому же большое влияние на дружинное сословие тоже искавшее опору не только в правителях-ярманах, но и в славянских кумирах. Не исключено, что именно это обстоятельство заставило князя Владимира обратить свои взоры на Византию и принять в качестве государственной религию, резко отличающуюся от прежней.

(О противостоянии жрецов и князя Владимира вы можете прочитать в моем романе "Белые Волки Перуна", размещенном на этом сайте.)

 

Назад Вперед