ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕС-
КАЯ ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Религия славян

1. РОДrod-013.jpg"

2. ЯРИЛОrod-014.jpg

3. ПЕРУН rod-015.jpg

4. ВЕЛЕС rod-016.jpg

5. ДАЖДЬБОГ rod-017.jpg

6. ХОРС rod-018.jpg

7. СТРИБОГ rod-019.jpg

8. ЖИВАrod-020.jpg

9. ЛАДА rod-021.jpg

10. ЛЕЛЯ rod-022.jpg

11. МАКОШЬ rod-023.jpg

12. МАРА rod-024.jpg

13. КУЛЬТ МЕДВЕДЯ med1.jpg

14. СВАРОГsvar2.jpg"

15. БЕРЕГИНИberg2.jpg"

16. СВЯТИЛИЩАsve2.jpg"

ВЕЛЕС

Культ Велеса вероятно один из самых древних на земле. Практически все исследователи славянских древностей связывают его зарождение с культом медведя. Что, впрочем, легко объяснимо. Медведь всегда жил рядом с нашими предками, но далеко не всегда был для них добрым соседом. О противостоянии человека и зверя и его мифологическом воплощении я уже писал в статье Перун и не буду здесь повторяться. Замечу лишь вскольз, что наши предки обожествили не только победителя-человека, но и его противника-медведя. Ничего удивительного в этом нет. Собратья покойника продолжали вредить человеку, приворовывая скот, а частенько и жизни. Вот что пишет об этом Ю.Д. Петухов:

«Медведь, как животное всеядное и не боящееся человека, всегда жил по соседству и всегда что-то «умыкал» или же в отсутствие хозяев выгребал их запасы из дома, кладовок, погребов. Тащил медведь все «награбленное» к себе - по крайней мере, так это виделось, да и должно было видеться, людям. Значит, у него были в «берлоге-пещере-преисподней» накоплены за долгие годы «несметные богатства». Уволакивал он и людей - это и «смерть», и «Велесовы души». Вот такой складывался в умах образ «пастуха», пасущего в своем «загробном мире» и души людские, и скот.»

Смерть одного медведя не влекла за собой исчезновение всего вида. Отсюда и возникает первое представление о «бессмертии» Волосатого. А поскольку враг неистребим, то его лучше задобрить хвалами и дарами. И очеловечить. Предав ему антропоморфные черты, и снабдив его функциями первобытного законодателя. Медведей продолжали убивать, но теперь уже не по собственному почину, а исключительно с согласия, а то и по прямому повелению Велеса. В дар прирученному божеству несли черепа убитых животных в качестве жеста доброй воли и в благодарность за покровительство. Постепенно Велес превращается в покровителя не только человека, но и скота. Главного богатства трудолюбивых ариев. А потом бог- «скотовод» превращается и в покровителя земледелия. Ничего удивительного в этом нет, если учесть медвежьи повадки. Ведь значительную часть своей жизни Волосатый, а точнее его прототип бер проводил под землею. Кстати слово «бер» славяне практически не употребляли, предпочитая ему нейтральное словосочетание «ведающий мед». Об этой стороне культа Велеса, сохранившей архаичные черты, я рассказывал в своем романе «Шатун», так что читатель, жаждущий подробностей, может утолить свое любопытство, прочитав эту книгу.

Однако культ, возникший в первобытную эпоху, просто не мог оставаться неизменным на протяжении тысячелетий. А потому медвежья, звериная первооснова бога с течением времени не то, чтобы сходила на нет, но, скорее, все глубже погружалась в подробности вполне уже мифологизированной «биографии». Однако как не облагораживали почитатели своего бога, все-таки его изначально темную суть затушевать они не смогли. Облагороженный Велес так и остался связан частью своего существа с темным или, как говорили наши предки, Навьим миром. Тем не менее, официальные биографы бога утверждают, что Велес, подобно Даждьбогу, Хорсу и Перуну, сын Рода, а следовательно принадлежит по праву рождения к светлым богам, носителям яри. Правда, в отличие от Хорса и Даждьбога он олицетворяет не солнце, а луну. И в качестве лунного бога был в какой-то период человеческого развития едва ли не главой божественных сил. Если учесть, что именно лунный календарь играл на протяжении длительного времени ведущую роль в жизни земледельца, то удивляться этому утверждению не приходится. Однако лунный календарь был заменен солнечным и именно это событие, скорее всего, отражено в дошедшем до нас мифе о противостоянии Перуна и Велеса, в котором лунный бог потерпел жесточайшее поражение и был низвергнут в подземелье торжествующим победителем. В данном случае мы имеем дело все с тем же «выцарапанным» Ю.Д. Петуховым из глубины тысячелетий «первомифом», но уже обросшим богатейшим антуражем. Велес здесь не злобный зверь, побитый камнями, а в некотором роде пострадавшая в результате божественного конфликта сторона. Изгой, уже хотя бы по этой причине обреченный на сочувствие добрых людей.

Вынужденное пребывание бога Велеса в страшном подземном мире практически не отразилось на его популярности, а скорее добавило ему шарма. Заодно объяснив маловером, почему это бог, рожденный в Прави, оказался вдруг повелителем Навьего мира. И даже более того – частью триады Чернобога, куда кроме него вошли бог хаоса и прочих стихийно возникающих бед Вуй, он же Стрибог, и уж совсем отмороженный персонаж по прозвищу Ящер, он же Дракон, он же Яшка. Дракон, кстати, кроме всего прочего стал олицетворением пожирателя солнца и как следствие – зимы. А для того, чтобы его одолеть Светлым богам, в частности Даждьбогу, пришлось породить нового грозного воителя – Ярилу. Ярило убивает Дракона, освобождает из ледяного плена землю-Ладу и даже оплодотворяет ее, но вернуть прежний порядок вещей уже не в его силах. Скорее всего, миф о борьбе Перуна с Велесом и родившимся или ожившим в результате этой борьбы древним Ящером-Драконом связан с вполне реальным природным явлением – похолоданием. Вряд ли в данном случае речь идет о Ледниковом периоде, но, в конце концов, изменения климата далеко не в лучшую сторону не раз происходило в минувшие тысячелетия. Так или иначе, но однажды родившуюся ипостась Велеса теперь приходилось убивать ежегодно, поскольку Дракон был и продолжал оставаться частью самого Скотьего бога. И чтобы его уничтожить окончательно, потребовалось бы убить самого Велеса. А бога убить нельзя. Его можно только низвергнуть, чтобы потом со страхом ждать, когда и в каком качестве он выберется на свободу. И какого еще жуткого урода он притащит за собой. Кроме всего прочего, Велес уже занял свое место в пантеоне славянских богов и выцарапать его оттуда не представлялось возможным.
Бог Велес олицетворял собой земную власть. Собственно, само слово «власть» от его имени и происходит. Удивляться этому не приходится, если вспомнить, что культ Скотьего бога один из самых старых на земле, нисходящий, если вы об этом еще не забыли, к культу медведя. И тут, как вы понимаете, дело уже не только в боге, но и в его жрецах. Слово «волхв» тоже произошло от Велеса. Именно его служители, скорее всего, первыми взяли на себя роль судей в людских спорах. И, надо полагать, не прогадали. В материальном естественно смысле.

«Волхвы в медвежьих шкурах - это жрецы Волоса - медведя в первую очередь. Потом уже слово стало более емким, распространилось и на прислужников иных божеств. С волхвами и Волосом-Велесом связано и понятие "велеть, повелевать" именно в жреческом значении, то есть, не просто в смысле "приказать", но в большей степени даже "говорить особым образом", на непонятном для большинства "магическом", "ведовском" языке.» (Петухов. «Дорогами богов»)

В том что Велес стал еще и покровителем богатства, ничего удивительного нет. Поскольку злато в ту пору предпочитали держать не в банках, а в укромных местах, часто под землею. Кому как не Велесу-Чернобогу было присматривать за кладами. Как-никак, а одной из его ипостасей был повелитель Навьего мира жутковатый Вуй, которому подчинялись упыри всех мастей и рангов. Возможно, гуманному человеку такое совмещение функций покажется странным: с одной стороны покровительствует людям богатым и наделенным властью, а с другой – вампирам, сосущим кровь из трудового народа. Наблюдение, между прочим, верное. Как-то странно получается, все мы, я имею в виду простых граждан, происходим от Белобога, а власть наша – от Чернобога. И пусть Велес это не совсем Вуй и Ящер, но властям все равно должно быть обидно. Увы, чаще обидно бывает нам, а наши чиновники, как я успел заметить, таким сомнительным родством не тяготятся. Да и чего им тяготиться, если сам народ на протяжении многих тысячелетий почитал Велеса и, надо полагать, не без пользы для себя. А Скотий бог, между прочим, не чужд искусствам и с полным правом может называть себя патроном творческой интеллигенции. О чем нам с охотою сообщил автор «Слова о полку Игореве». Вот так-то Баяновы внуки. У Велеса были волшебные гусли, и когда он начинал на них играть то все вокруг забыли обо всем. Ну и какого рожна вам еще надо, спрашивается? Вкушайте. И удивляйтесь мудрости наших предков, знавших о власти и творческой интеллигенции такое, о чем мы с вами долгое время даже понятия не имели.

 

Назад Вперед