Разделы сайта

ГЛАВНАЯglav.jpg"

ИМЯ БОГАserg7.jpg"

РЕЛИГИЯ СЛАВЯНserg8.jpg"

ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫserg9.jpg"

СТАТЬИ ПО ИСТОРИИistor.jpg"

АРИЙСКИЙ ПРОСТОРarii1.jpg"

ВЕЛИКАЯ СКИФИЯserg10.jpg"

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВserg12.jpg"

СЛАВЯНЕserg13.jpg"

КИЕВСКАЯ РУСЬserg11.jpg"

РУССКИЕ КНЯЗЬЯserg14.jpg

БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
serg15.jpg

ГОРОДА КИЕВСКОЙ РУСИserg16.jpg

КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИserg17.jpg

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПАserg18.jpg

ИСТОРИЯ АНГЛИИserg33.jpg

ИСТОРИЯ ФРАНЦИИfr010.jpg

ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫserg19.jpg

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
serg20.jpg

РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
orden1000.jpg

ОРДАorda1000.jpg

РУСЬ И ОРДАrusorda01.jpg

МОСКОВСКАЯ РУСЬmoskva01.jpg

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18 в.imperia2.jpg

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19 в.serg27.jpg

РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНАserg29.jpg

СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИserg28.jpg

ПИРАТЫpirat444.jpg

БИБЛИОТЕКАserg21.jpg

ДЕТЕКТИВЫserg22.jpg

ФАНТАСТИКАserg23.jpg

ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКАgumor.jpg

НЕЧИСТАЯ СИЛАserg24.jpg

ЮМОРserg25.jpg

АКВАРИУМserg26.jpg

ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИserg30.jpg




из цикла "РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ"
На сайте размещен для скачивания исторический роман С. Шведова:
ШАТУН

из цикла "РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ"
На сайте размещен для скачивания исторический роман С. Шведова:
ВАРЯЖСКИЙ СОКОЛ

из цикла "РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ"
На сайте размещен для скачивания исторический роман С. Шведова:
БЕЛЫЕ ВОЛКИ ПЕРУНА

ФАНТАСТИКА
На сайте размещен для скачивания фантастический роман С. Шведова:
ЗВЕРЬ

ФАНТАСТИКА
На сайте размещен для скачивания фантастический роман С. Шведова:
ЗАГОВОР ВЕДЬМ





ИСТОРИЯ ГЕРМАНИИ




ГАБСБУРГИ В XVI ВЕКЕ: КАРЛ V (1519-1556), ФЕРДИНАНД I (1556-1564), МАКСИМИЛИАН II (1564-1576), РУДОЛЬФ II (1576-1612)







КАРЛ V (1519-1556)

Карл был сыном австрийского эрцгерцога Филиппа Красивого и испанской королевы Хуаны Безумной. По отцовской линии он приходился внуком императора Священной Римской империи Максимилиана I Габсбурга и Марии Бургундской, а по материнской линии — испанских королей Фердинанда и Изабеллы. Филипп Красивый владел Бургундией и Нидерландами. После смерти отца в 1506 году Карл унаследовал его владения и воспитывался теткой по отцовской линии Маргаритой Австрийской, регентшей Нидерландов. Его воспитанием руководил также Адриан Утрехтский, будущий папа Адриан VI.
В Испанию Карл приехал уже после смерти деда Фердинанда в 1516 году. Здесь он спустя многие годы вновь встретился с душевнобольной матерью. Хуана Безумная не могла править и Карл взошел на испанский престол, объединив наследство Фердинанда (Арагон, Сицилия, Сардиния, Южная Италия) и Изабеллы (Кастилия и владения в Новом Свете).
В 1519 году скончался Максимилиан I и Карл унаследовал австрийские владения, а также был избран императором Священной Римской империи. Таким образом, под властью Карла объединились ряд «наследств», расположенные в разных странах, населенных разными народами, каждое со своими интересами и направлениями внешней политики, что обусловило разнонаправленность внешней политики Карла V.

Развитие Реформации во второй половине 1520-х гг. не могло не беспокоить императора Карла V, стремившегося к восстановлению авторитета католической церкви в Германии. В 1529 г. на Шпейерском рейхстаге Карл V вновь потребовал строгого соблюдения Вормского эдикта. Католики победили большинством голосов. В ответ сторонники Реформации (5 князей и 14 городов) составили «Протестацию», заявляя, что решение Шпейерского рейхстага 1526 г., принятое единогласно, не может быть отменено. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами.
На Аугсбургском рейхстаге 1530 г. была предпринята попытка согласовать конфессиональные доктрины и добиться церковного единства католиков и протестантов. Это потребовало от Лютера и его последователей четкого формулирования общих принципов лютеранского протестантизма. Заслуга в систематизации основ лютеранства принадлежит ближайшему сподвижнику М. Лютера Филиппу Меланхтону (1497-1560). Лютеранскую догматику, а также ее принципиальные отличия от католицизма и учения Цвингли Ф. Меланхтон систематически изложил в «Аугсбургском вероисповедании». Католики дали свой ответ — "Confutatio", в котором потребовали отмены результатов секуляризации, угрожали объявить всех препятствующих восстановлению позиций старой церкви нарушителями земского мира. Такие требования были неприемлемы для протестантов. Переговоры провалились.
Учитывая, что Меланхтон стремился к компромиссу с католиками, изложение лютеранского вероучения в «Аугсбургском исповедании» было сглаженным, а расхождения с католической церковной практикой объяснялись стремлением возродить нормы раннехристианской церкви. Главное значение придавалось практической части вероисповедания. Упразднялась пышность католических обрядов, церковь очищалась от «языческого» поклонения мощам, иконам, ликвидировались различные культы святых, отрицались посты, обеты, монашество. Вместо торжественной католической мессы вводилась простая литургия, в которой большую часть занимала проповедь (нравоучительная речь). Служба должна вестись на немецком языке. Евангелический священник — пастор — в проповеди обращался к пастве с актуальными для нее проблемами, сопровождая наставления примерами из жизни Христа. «Аугсбургское исповедание» закрепило догмат о двух таинствах — крещении и причастии. Новую «дешевую» лютеранскую церковь возглавлял князь, осуществлявший контроль не только за священниками, расходованием средств, но и за образованием.

Угроза насильственной рекатолизации со стороны Габсбургов в начале 30-х гг. XVI в. была достаточно реальной, поэтому в 1531 г. в Шмалькальдене протестантские князья (курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих Великодушный, ландграф Гессенский Филипп I, князья Люнебурга, Анхальта и Мансфельда) и города (Магдебург, Бремен, Страсбург, Ульм, Констанц и др.) создали Шмалькальденский оборонительный союз. Карл V, учитывая неблагоприятную для Габсбургов обстановку в Германии и за ее пределами, в 1532 г. пошел на заключение Нюрнбергского религиозного мира, по которому формально признал существование Шмалькальденского союза и тем самым санкционировал протестантизм.
Во второй половине 30-х — начале 40-х гг. XVI в. произошло политическое усиление протестантского союза. Была создана военная организация. Протестанты вступили в переговоры с Англией и Францией, заключили союз с Данией (1538). Реформация была проведена в целом ряде крупных и влиятельных княжеств (Бранденбург и герцогство Саксония). Однако это имело и негативные последствия. Среди протестантских князей резко обострилось соперничество, что особенно скажется в годы Шмалькальденской войны.

Все направления внешней политики Карла V связывала «имперская идея» — объединение христианской Европы под эгидой императора и знаменем воинствующего католицизма против общего врага — Османской империи. Однако осуществлению этого идеала препятствовали и Реформация, и противодействие Франции — сильной национальной монархии, также стремившейся к доминированию в Европе. Много усилий потребовалось Карлу для обороны Австрии от турок. В 1529 году Вена выдержала тяжелейшую осаду турками. В ходе австро-турецкой войны 1532-1533 годов Габсбургам удалось сдержать продвижение турок и присоединить к своим владениям Западную Венгрию. Стремясь ослабить натиск османов и в то же время обезопасить берега Испании от пиратов, Карл V в 1535 году возглавил поход на зависимый от Османской империи Тунис, однако его успех не поколебал позиции турок. Попытка императора захватить в 1541 году Алжир успеха не имела.
Другим постоянным противником Карла V был французский король Франциск I Валуа. Оба государя претендовали на Италию, оставались спорными вопрос о бургундском наследстве и о территориальном разграничении в Пиренеях. В ходе Итальянских войн Карл V и Франциск I несколько раз вели военные действия друг против друга. Вынужденный распылять свои силы, Карл V часто не имел возможности развивать достигнутые успехи, но война с Францией завершилась в пользу Габсбургов уже при его сыне Филиппе II Габсбурге.

В 1546 г. Карл V, заключив мир с Францией (1544) и перемирие с Османской империей (1545), решил разгромить евангелическое движение в Германии. Началу военных действий предшествовали тайные переговоры, в ходе которых императору удалось внести раскол в лагерь протестантов и заручиться поддержкой курфюрста Иоахима II Бранденбургского и герцога Морица Саксонского. Карл V получил подкрепление из Нидерландов и Рима, за счет чего приобрел военный перевес. В самый разгар боевых действий, в конце 1546 г., герцог Мориц Саксонский нанес удар в тыл протестантской армии и занял земли курфюршества Саксонского. Протестанты, вынужденные отступать на север, уступили войскам императора ряд городов и княжеств Южной Германии. В апреле 1547 г. в битве при Мюльберге (Саксония) армия Шмалькальденского союза была полностью разгромлена объединенными войсками императора и саксонского герцога.
Курфюрст Саксонский Иоганн Фридрих Великодушный попал в плен. 19 мая 1547 г. последовала так называемая Виттенбергская капитуляция. Иоганн Фридрих отказался от курфюршества в пользу герцога Морица. Вслед за этим сдался и глава Шмалькальденского союза гессенский ландграф Филипп I. Протестантский союз был распущен.
На Аугсбургском рейхстаге 1548 г. протестантским князьям был навязан религиозный договор о так называемом «интериме» (временный религиозный компромисс), по которому на территории протестантских княжеств вводился реформированный католицизм. Интерим предусматривал временное разрешение брака для протестантского духовенства, причащение под обоими видами, признание секуляризации церковных владений и т. д. Договор о религиозном компромиссе вызвал, с одной стороны, недовольство папы и епископата, с другой — ожесточенное сопротивление протестантов, особенно в городских общинах. Были изгнаны несколько сот протестантских священников, отвергнувших интерим. Запрет на публичную критику интерима повсеместно нарушался, протестантские проповедники проводили литургию на улице.

Постепенно складывались благоприятные условия для сторонников протестантизма. Большинство лютеранских и цвинглианских общин смогли пережить имперскую политику интерима. В 1551 г. против Габсбургов одновременно развернули военные действия Франция и Османская империя. Наконец, Мориц Саксонский, удовлетворенный приобретением курфюршества, решил тайно вступить в союз с протестантскими князьями. К союзу присоединилась и Франция, армия которой должна была занять Лотарингию. В 1552 г. Мориц Саксонский возглавил мятеж протестантских князей против императора. Католические войска были быстро сокрушены, протестанты вторглись в Тироль и чуть не захватили императора. Карлу V летом 1552 г. пришлось подписать Нассауский договор с новым лидером протестантов — Морицем Саксонским, который отменял Аугсбургский религиозный компромисс и признавал лютеранство. Франция получила епископства Мец, Тул и Верден в Лотарингии. Вопрос об окончательном урегулировании религиозных разногласий был отложен до рейхстага.
В 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге был подписан религиозный мир между Карлом V и протестантскими князьями. Он подтвердил завоевания лютеран в Германии, признал лютеранство официальным вероисповеданием (в тексте договора стояло: «...исповедующих Аугсбургскую формулу веры 1530 г. и конфессионально родственных им членов») наряду с католицизмом. Вне рамок соглашения оставались цвинглианцы, анабаптисты и кальвинисты. Непосредственные подданные империи (князья, министериалы, имперские и вольные города) получили право свободного определения вероисповедания.
На основе этих положений в 1576 г. юристом Иоахимом Стефани был сформулирован принцип «чья власть, того и вера». В соответствии с ним князья получили право определять религию своих подданных. Такого же права добились имперские и вольные города. В имперских городах со смешанным католическим и лютеранским населением вводился принцип паритета, т. е. равенства в отправлении культов.
За католиками оставались духовные общины, не распущенные до 1552 г. Причем если какой-либо из католических иерархов решался перейти в лютеранство, его владения и сама община оставались в ведении католической церкви (так называемая «духовная оговорка»). Признавались все секуляризации церковного имущества, произведенные до 1552 г. Были амнистированы все подданные империи, подвергшиеся наказанию за свои религиозные убеждения. Формально провозглашалось и право подданных, не желавших принимать веру своего господина, на эмиграцию.
В глазах подавляющего большинства представителей имперских сословий мир 1555 г. означал восстановление социального порядка, нарушенного Реформацией, умиротворение империи и ее сохранение как политического объединения. Была признана автономия лютеранской церкви в вопросах догматики и административной организации, а тем самым погашен главный очаг реформационного кризиса. Впервые в истории христианской Европы был найден правовой механизм, регулировавший сосуществование нескольких конфессий в структурах одного территориального организма. Однако Аугсбургский мир закрепил раздел Германии не только по территориальному, но и по религиозному принципу. Одержав крупные идеологические победы. Реформация в то же время содействовала дальнейшей политической раздробленности Германии и укреплению княжеской власти. Победа протестантов означала крушение надежд императора Карла V на создание «всемирной христианской державы» и ослабление императорской власти.

В 1555-1556 годах больной и утомленный Карл V в несколько этапов передал свои владения наследникам и отрекся от занимаемых престолов. Его единственный законный сын Филипп II получил Испанию с ее итальянскими и заокеанскими владениями, Нидерланды, Франш-Конте и Шароле, в то время как младший брат Карла, Фердинанд, которому еще раньше были переданы австрийские земли Габсбургов, унаследовал императорский титул. Остаток жизни Карл провел в испанском монастыре святого Юста. Отсюда он посылал своему сыну послания, в которых подробно описывал, что высшие силы повелели сделать испанскому королю. Филипп бережно хранил эти послания. После смерти Карл V был похоронен в Эскориале.

ФЕРДИНАНД I (1556-1564)

Фердинанд был четвёртым ребёнком Филиппа I и Хуаны Кастильской. Он был внуком Фердинанда II Арагонского и Изабеллы Кастильской по материнской линии и Максимилиана I и Марии Бургундской по отцовской. Его старшим братом был император Карл V.
Фердинанд воспитывался при дворе своего деда Фердинанда Католика, в честь которого и был назван. Испанский язык был его родным языком, а испанцы очень любили его, что вызывало недоверие к нему со стороны его старшего брата Карла. Он удалил от Фердинанда его свиту и отправил его весной 1518 г. в Нидерланды. По избрании императором Карла V последний на Вормсском сейме назначил Фердинанда наместником на время своего отсутствия и поставил его во главе вновь образованного имперского правления.
В 1515 году Фердинанд женился на Анне Ягеллонской, сестре Людовика, короля Чехии и Венгрии, который, в свою очередь, был женат на его сестре Марии. В 1521 году он получил от Карла пять австрийских герцогств (Нижнюю Австрию, Верхнюю Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну) как долю в наследстве после деда, Максимилиана I. В следующем году по Брюссельскому договору Карл V передал брату ещё Тироль, швабские и эльзасские земли Габсбургского дома и уступленные Карлу в 1520 году Швабским союзом Вюртемберг, но потребовал, чтобы эта сделка шесть лет хранилась в тайне.
В 1526 году в Мохачской битве погиб король Людовик II, после чего Фердинанд заявил свои права на короны Венгрии, Чехии, Моравии и Силезии, основываясь на том, что у Людовика не было детей и его наследницей была Анна Ягеллонская. Но венгры и чехи не признавали наследственности королевского достоинства в этих странах. В октябре 1526 года богемский сейм избрал Фердинанда королём, поставив ему при этом некоторые условия, чины же Моравии, Силезии и Лузации признали Анну и её мужа своими государями по праву наследования. В феврале 1527 года в Праге состоялось коронование Фердинанда.
Гораздо запутаннее было положение дел в Венгрии. Венгры выбрали королём и короновали в ноябре того же года крупнейшего магната Яноша Запольяи, воеводу Трансильвании. Другая часть венгров выбрала в Пресбурге Фердинанда, что повело к продолжительной борьбе за Венгрию, осложнившейся ещё вмешательством турок. Соединение Чехии, Моравии, Силезии и Венгрии с наследственными габсбургскими землями создало обширную Габсбургскую монархию, которая для Западной Европы являлась прикрытием со стороны турок. Следствием приобретения славянских и венгерских земель явилось перемещение на восток центра тяжести интересов Фердинанда и его преемников, что способствовало ослаблению императорской власти в Германии.

В 1556 году после отречения своего брата Карла V Фердинанд становится императором Священной Римской империи (утверждён в этом титуле коллегией курфюрстов в 1558 году). В условиях конфессионального раскола главной задачей императорской власти было обеспечение прочного «земского мира», что было невозможно без эффективного функционирования имперских и сословных институтов. Однако Фердинанду удалось законсервировать положение в империи на условиях Аугсбургского мира 1555 г.
Стабилизирующую роль сыграли, в первую очередь, имперские структуры, в рамках которых обсуждались все актуальные, в том числе и религиозные вопросы. На рейхстаге в Регенсбурге в 1557 г. лютеранские князья попытались добиться отмены принятой в Аугсбурге «духовной оговорки». Фердинанд, блокируясь с католической партией, не позволил внести изменения в принятые статьи религиозного мира, и дело ограничилось лишь протестами лютеранских лидеров. В дальнейшем Фердинанд неоднократно использовал тактику постоянных консультаций с лидерами протестантских и католических групп, что позволило поддерживать стабильность в империи. Имперские сословия при этом регулярно вотировали средства на борьбу с турками.

МАКСИМИЛИАН II (1564-1576)

Максимилиан был старшим сыном Фердинанда I и его жены Анны Богемской и Венгерской, родился в Вене 31 июля 1527 года. Он обучался в Испании, приобрёл военный опыт во время кампании своего дяди Карла V против Франции в 1544 году, а также в Шмалькальденской войне, и вскоре начал принимать участие в делах империи.
В сентябре 1548 года Максимилиан женился на своей кузине Марии, дочери Карла V, и с 1548 по 1550 годы был наместником императора в Испании. В декабре 1550 году он вернулся в Германию, чтобы принять участие в обсуждении судьбы императорского престола. Карл V желал, чтобы его сын Филипп (впоследствии король Испании) стал его преемником, однако его брат Фердинанд, правивший династическими землями Габсбургов, тоже хотел получить императорский титул. Компромисс был достигнут: Филипп был объявлен наследником Фердинанда. Между двумя ветвями Габсбургов были весьма натянутые отношения, из-за которых болезнь Максимилиана в 1552 году приписывали отравлению в интересах его кузена Филиппа.
Примерно в то же время Максимилиан поселился в Вене и стал править австрийскими владениями и оборонять их от турок. Ещё в раннем возрасте Максимилиан попал под влияние протестантизма, он поддерживал дружеские отношения с протестантскими правителями и близко общался с придворным священником-лютеранином. Его отец, став императором в 1558 году, пообещал папе Павлу IV, что его сын не взойдёт на императорский престол, если покинет католическую церковь. Таким образом, Максимилиан формально оставался католиком, хотя до конца жизни придерживался протестантских взглядов.
В ноябре 1562 года Максимилиан был коронован во Франкфурте как римский король или король Германии, став наследником императора. Предварительно он убедил католических князей в том, что разделяет их веру, а протестантским князьям обещал, что публично примет Аугсбургское исповедание, став императором. В сентябре 1563 года Максимилиан стал королём Венгрии, а после смерти его отца, в июле 1564 года стал императором Священной Римской империи, а также королём Венгрии, Хорватии и Богемии.

В целом Максимилиан продолжил политику отца. Достижение компромиссов с протестантами ему давалось даже легче, вследствие личных симпатий императора к лютеранству. В своих политических решениях Максимилиан опирался на мнение рейхстага как высшего сословного форума. Ему также удалось повысить авторитет имперского камерального суда, ставшего после 1555 г. главным судебным органом по конфликтам на религиозной почве. Однако реальные возможности императорской власти были по-прежнему сильно ограничены.
В соответствии с «духовной оговоркой» Аугсбургского религиозного мира за католической церковью оставались те владения, церковные главы которых решили перейти в лютеранство. На место переходившего в лютеранство служителя католической церкви монастырский или соборный капитул избирал нового прелата, что означало сохранение всей общины в лоне католицизма.
Так, Максимилиан II на Шпейерском рейхстаге в 1570 г. получил отказ на предложение о реорганизации военно-административных структур империи. Император, полагавший, что практика вербовки наемников в Германии и их военная служба за рубежом истощает военные ресурсы империи, хотел организовать общеимперские контингенты, комплектовавшиеся на основе территориально-окружной системы под эгидой местных имперских чинов. Однако члены рейхстага посчитали, что реформа потребует слишком больших финансовых расходов.
В вопросах религиозной политики Максимилиану удавалось весьма эффективно сдерживать требование лютеранских князей о полной свободе религиозного вероисповедания. Император удачно манипулировал фактором кальвинизма, так как введение кальвинистского вероисповедания в Пфальце в 1563 г. пугало лютеранских богословов новым расколом. Одновременно с этим Максимилиан пошел на компромисс с протестантами в своих наследственных землях, разрешив отправление евангелического культа дворянам в Верхней и Нижней Австрии.

Ведущим имперским учреждением оставался рейхстаг. Совместно с императором рейхстаг сыграл важную роль в стабилизации отношений в рамках империи. Для второй половины XVI в. были характерны частые созывы рейхстага, эффективность работы которого, в первую очередь, заключалась в нахождении компромиссов по рассматриваемым вопросам.
Во второй половине XVI в. произошли существенные изменения в раскладе сил в рейхстаге. В результате Реформации резко усилились позиции княжеских фракций: коллегии курфюрстов, княжеской и графской курий. К концу XVI в. оформилась и отдельная фракция имперского рыцарства. В этой ситуации мнение городов все реже учитывалось при решении ключевых проблем. Во-первых, статьи Аугсбургского мира давали свободу действий князьям и имперским рыцарям, поскольку в имперских городах зачастую закреплялся паритет между конфессиями. Во-вторых, представители городов в отличие от князей, порой самостоятельно определявших вероисповедание своих подданных, вынуждены были оглядываться на мнение всех конфессиональных партий. В-третьих, происходило усиление олигархического начала в рейхстаге, так как императору, стремившемуся найти компромисс между католиками и протестантами, в первую очередь приходилось добиваться согласия ведущих князей империи (курфюрста Саксонии, курфюрста Пфальца, герцога Баварии).
Параллельно с рейхстагом на основе статей Аугсбургского мира был создан еще один орган сословного представительства — съезд имперских депутатов. Он предполагался как более мобильный и эффективный орган контроля за соблюдением мира в империи. На заседаниях съезда, как правило, велись предварительные переговоры по вопросам, которые затем обсуждались на рейхстаге. В частности, рассматривались проекты имперской монетной реформы, имперского уложения о поддержании порядка, реформы и визитации камерального суда и др. В состав съезда входило 16-20 членов, представлявших все имперские округа, но реально большинство голосов было за имперскими князьями, что «превращало съезды в настоящие ассамблеи княжеской олигархии» и вело к дальнейшему укреплению прерогатив княжеской власти.
Третьим по важности общеимперским органом являлся имперский камеральный суд, заседавший в Шпейере. Согласно положениям Аугсбургского мира, он превращался в главную судебную инстанцию империи при спорах и исках представителей католической и лютеранской конфессий. Суд основывал свою деятельность на юридическом подходе, что позволяло достигать решений на сугубо правовой основе в тех случаях, когда истец и ответчик принадлежали к разным вероисповеданиям. Организация судопроизводства и процедура принятия решений основывалась на принципах равенства (сенат камерального суда состоял наполовину из католиков, наполовину из лютеран). Авторитет суда был довольно высок. Так, за период его работы с 1559 по 1589 г. было опротестовано только семь приговоров.
Продолжали функционировать и другие имперские институты (визитационная комиссия, имперские округа и имперские окружные съезды, имперские надворные и тайные советы). В целом же до конца XVI в. структуры империи были устойчивы и осуществляли свою деятельность на условиях конфессионального и политическогосогласия. Однако при этом нельзя переоценивать степень централизации империи. Ее стабильность была результатом не только эффективной деятельности имперских учреждений, но и активно осуществляемой князьями, при попустительстве императора, политики по укреплению собственной власти. К тому же усиление централизации в княжествах и концентрация основных ресурсов в руках князей вызвали обострение религиозных противоречий между католиками и протестантами на рубеже XVI-XVII вв. Агрессивная политика князей в отношении своих религиозных оппонентов, однозначность решений императора в пользу католиков, складывание союзов на конфессиональной основе подорвали авторитет имперских структур в начале XVII в. и привели к их параличу. Поэтому решающее значение для политического развития германских земель играли процессы, происходившие на уровне княжеств.

РУДОЛЬФ II (1576-1612)

Рудольф родился в 1552 году. Воспитывался при дворе своего двоюродного дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов.
Став императором, Рудольф II шесть лет не собирал имперского сейма, но должен был созвать его в 1582 году, ввиду необходимости просить у империи помощи против турок, а также ввиду религиозных споров. Рудольф II начал искоренять протестантизм в Австрии, Чехии и Венгрии. В Австрии почти все дворянство и все города исповедовали протестантизм. С восшествием на престол Рудольфа здесь началась сильная католическая реакция, а также борьба абсолютизма с областными сеймами и самоуправлением городов. То же произошло и в Чехии. В 1583 Рудольф перенес имперскую резиденцию в Прагу, и вместе с ним прибыло много фанатиков, а также иезуиты. Протестанты стали вытесняться с крупных и мелких должностей, а в 1602 году была запрещена деятельность Общины Чешских братьев. Когда у Османской империи была отвоевана значительная часть Венгрии, Рудольф запретил там всякое некатолическое вероисповедание, что привело к восстанию.
В 1606 брат императора Матиас заключил с восставшими венграми соглашение на условиях веротерпимости, что привело к конфликту с Рудольфом. Против императора в 1607 году была образована конфедерация австрийских и венгерских сословий, а в 1608 к ней присоединилась Моравия. Видя общее недовольство, Рудольф II думал привлечь общественное мнение на свою сторону войной с турками.
С этой целью Рудольф до последнего момента затягивал подписание мирного договора с Османской империей, пытаясь найти предлоги для его денонсации и возобновления войны против турок. Подобное поведение вызвало общее движение сословий Венгрии, Австрии и Моравии против императора, сохранившего в своих руках только относительный контроль над Чехией, Силезией и Лужицами.
Родственники Рудольфа сочли необходимым отнять у него власть в пользу его брата Матиаса (апрель 1606 г.), сделавшего громадные уступки протестантам. По договору 1608 года Рудольф II отдал Матиасу Венгрию, эрцгерцогство Австрийское и Моравию и объявил его своим наследником в Богемии.
Для удержания за собой чехов Рудольф II вынужден был подписать 9 июля 1609 г. составленный сеймом акт, получивший название «грамоты величества» (Majestatsbrief), так называемый маестат. На основании этой грамоты утраквисты и чешские братья были уравнены в правах с католиками. Чехи-протестанты получили право строить храмы, заводить училища, иметь свои синоды и избирать комитет из 24 дефенсоров, по 8 от каждого из 3-х сословий сейма. Комитет должен был руководить действиями консистории, управлять делами Пражского университета, собирать войско, взимать налоги для его содержания, а в случае надобности — созывать представителей протестантского населения для совещаний об общем деле.
Рудольф II придумывал средства отнять у Матиаса отданные ему земли, интриговал против него, но всё-таки должен был отречься от чешской короны. 23 мая 1611 года Матиас был коронован, а Рудольфу дали пенсию и сохранили за ним внешний почёт. Лишённый власти, изнурённый болезнью (сифилис третьей степени) и помешательством, Рудольф II умер 20 января 1612 года, не оставив законного потомства, так как не был женат.



Назад Вперед


Страницы раздела