РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
КНЯЗЬ АСКОЛЬД
КНЯЗЬ ОЛЕГ
КНЯЗЬ ИГОРЬ
КНЯГИНЯ ОЛЬГА
КНЯЗЬ СВЯТОСЛАВ
КНЯЗЬ ЯРОПОЛК
КНЯЗЬ ВЛАДИМИР
КНЯЗЬ СВЯТОПОЛК
КНЯЗЬ ЯРОСЛАВ
КНЯЗЬ ИЗЯСЛАВ
СВЯТОСЛАВ
ЯРОСЛАВИЧ
ВСЕВОЛОД
ЯРОСЛАВИЧ
ВСЕСЛАВ ПОЛОЦКИЙ
СВЯТОПОЛК ИЗЯСЛАВИЧ
ВЛАДИМИР МОНОМАХ
ОЛЕГ СВЯТОСЛАВИЧ
МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ
ЯРОПОЛК ВЛАДИМИРОВИЧ
ВСЕВОЛОД ОЛЕГОВИЧ
ИГОРЬ ОЛЕГОВИЧ
СВЯТОСЛАВ ОЛЕГОВИЧ
ИЗЯСЛАВ МСТИСЛАВИЧ
ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
ИЗЯСЛАВ ДАВЫДОВИЧ
РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ
МСТИСЛАВ ИЗЯСЛАВИЧ
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
СВЯТОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ
ВСЕВОЛОД ЮРЬЕВИЧ
КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ
РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ПИРАТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Киевские князья

РЮРИК

В российской истории нет фигуры, вокруг которой велись бы столь ожесточенные споры. Сомнению подвергалось все, что связывалось с именем Рюрика, в том числе и его этническое происхождение. И проблема здесь не в самом Рюрике и даже не в скудости материалов, дошедших до нас из глубины веков, а в пресловутой «нурманской теории», имеющей отношение скорее к политике, чем к исторической науке. Для примера сошлюсь на С. Герберштейна, писавшего еще в 1545 году:

"...по-видимому, славнейший некогда город и область вандалов, Вагрия, была погранична с Любеком и Голштинским герцогством, и то море, которое называется Балтийским, получило, по мнению некоторых, название от этой Вагрии... и доселе еще удерживает у русских свое название, именуясь Варецкое море, т. е. Варяжское море; сверх того, вандалы в то же время были могущественны, употребляли, наконец, русский язык и имели русские обычаи и религию. На основании всего этого мне представляется, что русские вызвали своих князей скорее из вагрийцев, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком"

То же самое писали и другие европейские историки 16-17 вв.: поляк Стрыйковский, француз Дюре. То есть до 18 века ни о каком то ли шведе, то ли норвежце, основавшем великое государство, ни на западе, ни на востоке Европы даже помину не было. "Скандинав" со своими гребцами всплыл только тогда, когда у европейских полтиков возникла насущная необходимость дискредитировать растущую империю и подорвать ее влияние на европейские дела. Эта байка про руотси была с упоением подхвачена доморощеными русофобами. Впрочем, не такими уж и доморощенными, если вспомнить "отцов" отечественной истории Байера, Шлецера и Миллера...

А между тем о Рюрике известно едва ли не больше, чем о любом из его современников. И потребовались воистину гигантские усилия сторонников «нурманской теории», чтобы замолчать, затоптать, извратить, переврать дошедшие до нас факты его биографии. Рюрик родился в самом начале 9 века, до 808 года. Его отцом был князь ободритов Годлав (Годислав), дедом по отцу - Витцан(Витислав), матерью – Умила, дочь новгородского князя Гостомысла. О князе Витцане (Витиславе) известно, что он был то ли вассалом, то ли союзником Карла Великого в войне с данами и лютичами. По некоторым данным, матерью императора франков была ободритка, вероятно этим и был обусловлен союз между Витиславом(будем называть его так) и франкским императором. Судя по всему, старшим сыном Витислава был все-таки не Годислав, а Дражко. Рискну предположить, что полное имя старшего сына Витислава Ободритского Драговит. А пренебрежительное прозвище "Дражко" он получил после поражения от данов и лютичей и утраты княжества. Это случилось в 808 году, когда город Рерик был разорен, а брат и соправитель Драговита Годислав повешен победителями. Через год будет убит и сам Дражко, пытавшийся вернуть утраченные земли. Город Рерик, получивший новое название Микленбор(Микулин бор), вернул под свою руку уже сын Драговита Сидраг Рерик, известный нам по многим источникам. Но случилось это уже во времена Людовика Благочестивого. Вот что пишет об этом Астроном:

« Пока он находился там, саксонские герцоги выдали ему Склаомира, короля ободритов. Поскольку похоже было, что он замышлял измену, а он не нашел, что ответить на обвинения, его отправили в изгнание, а его королевство было передано Кеадрагу, сыну Траскона.»

Поясню только, что Склаомир, это князь лютичей Славомир, прибравший к рукам чужой город вместе с землями, а Кеадраг сын Траскона, это как раз Сидраг сын Дражко. Интересно, что Астроном упоминает о Сидраге Рерике еще раз в связи с обвинением в измене, на королевском суде не подтвердившемся, называя его Цеадрагом Ободритским. Скорее всего мы здесь имеем дело с произволом переводчиков, у которых латинская буква «C» в одних случаях читается как «К», а в других как «Ц». Интересно, что буйные сыновья Годислава, включая Рюрика, никогда не оспаривали у Сидрага права наследства. Из чего можно сделать вывод, что Сидраг на тот момент был действительно старшим в роду ободритских правителей.

Попытаемся выяснить, в чем же была причина ненависти короля данов Готфрида к младшему сыну Витислава-Витцана Ободритского Годиславу и почему сын Годислава Гарольд так упорно боролся с сыновьями Готфрида за чужую вроде бы землю, пользуясь при этом поддержкой как императора Людовика Благочестивого, так и его сыновей. Причем, как утверждает Астроном, со стороны императора франков, это отнюдь не было произволом, у Гарольда имелись на Ютландию все права, узурпатором при франкском дворе считали как раз Готфрида. Гарольд, если верить средневековым летописцам, принадлежал к роду Скьелдунгов, к этому же роду принадлежал и Готфрид. Шамбаров однозначно называет этот род германским, я же в этом сомневаюсь. Если отбросить «типично немецкое окончание» унг (инг), которое почему-то присутствует в украинских фамилиях на вполне себе славянских правах, то мы получим Скъёлда, то есть Сколота или Сокола. А если уж дальше придерживаться украинского языка, то Скъёлдунги – это Соколенки. То есть Рерик Скъелдунг – это масло масляное, Сокол-Соколенко. Кстати, кандидат исторических наук Васильева («Варяги и Русь») считает слово «рерик» кельтским. А поскольку в Южной Балтии кельты соседствовали с ободритами еще во времена Великой Скифии, то стоит ли удивляться, что там мирно сосуществовали два (кельтское и славянское) названия красивой птицы, которая олицетворяла в глазах наших предков солнце и являлась зооморфным воплощением бога Ярилы, носителя божественной яри. Стоит ли удивляться после этого, что датский король Свен уже после принятия христианства посылает дары в храм Арконы, посвященный божественному покровителю его рода. Кстати, христианин Ярослав Мудрый пошел в этом смысле еще дальше своего датского собрата и построил в честь Ярилы целый город, я имею в виду Ярославль. Двоеверие, то есть почитание языческих ценностей наряду с христианскими бытовало тогда не только на Руси, но и по всей Северной Европе. Таким образом мы можем сделать вполне обоснованное предположение, что первые датские короли как и ободритские князья принадлежали к одному роду, восходившему непосредственно к богу Яриле-Световиду. Спор между Годиславом (Годлавом) и Готфридом шел не столько о городе Рерике, сколько о княжестве данов. Скорее всего, войну за наследство рода Соколотов-Скьелдунгов затеял еще Витцан-Витислав, заручившись поддержкой Карла Великого. Именно поэтому, когда повзрослевшие сыновья Годислава Гарольд и Рерик в 826 году прибыли ко двору сына и наследника Карла Людовика Благочестивого, их там встретили с распростертыми объятиями. Императору франков нужен был человек, имеющий все права на королевство беспокойных данов, и он его получил в лице старшего сына Годислава.

Теперь несколько слов о «типично германском имени Гарольд»: окончание его можно смело отмести в сторону, поскольку «лэдами» в франкской империи называли вассалов. Происходит слово «лэд» от имени богини Лады, считавшейся олицетворением земли. Подробнее об этом вы можете прочитать на этом сайте в книге «Имя Бога» в главе "Меровинги". Остается у нас первая часть имени, которая в разных источниках звучит по разному, то как Гар, то как Гер. Между прочим, обе транскрипции имени, как Гарольд, так и Геральд, встречаются до сих пор. Причем «г» частенько переходит в «х». Проблема вся в том, что в латинском языке нет буквы «й», а именно с этой буквы начинается слово «йарь». Йарь - это оплодотворяющая энергия бога Рода, олицетворенная в персонаже славянского пантеона под именем бога Ярилы. Кстати, еще Егор Классен заметил, что немецкое сочетание букв «гер» по-русски звучит как «яр». Таким образом мы можем с полной уверенностью утверждать, что имя старшего брата Рюрика Яри-лэд. Причем слово «лэд» прибавилось к его имени после того как он принес присягу императору Людовику. Имя"Ярий" для ободритских правителей родовое, так же как и Рерик. Дело в том что зооморфной ипостасью Ярилы был как раз сокол-ререг, а знаменитый трезубец Рюриковичей, который вы сейчас можете видеть на гербе Украины, это символическое изображение пикирующего сокола. Скорее всего, старшего сына Годислава звали Ярием. Более того, он вполне мог быть тем самым Рюриком, который основал династию на Руси. Он мог быть конечно Ярославом, Яромиром, Ярополком и Родияром, но, скорее всего, он носил имя очень известное в нашем Отечестве и поныне - Юрий. С течением времени имя и родовое прозвище "Юрий Рерик" превратилось под пером летописцев в "Рюрика". Имя Юрий принято считать упрощенным вариантом имени Георгий. Но подтасовка тут явная и очевидная. Дело в том, что святой Георгий подменил в христинской традиции бога Ярилу победителя дракона. А имя Ярий-Юрий восходит конечно же к Яриле. Точнее, к божественной яри, которой этот бог наделял мужчин и в особенности вождей. Так что если говорить об именах схожих по смыслу, то тезкой Юрия можно считать не Георгия, что по гречески означает земледелец, а Германа, точнее Ярмана. Правда, здесь следует оговориться, что бог Ярила был связан с земледельческим культом. А древнерусское слово "орати" или точнее, "йорати" то есть пахать восходит как раз к слову "ярь". Ибо "йарий" это не только мужчина-оплодотворитель, но и мужчина-пахарь, и мужчина-защитник. Так что Георгий является по сути прямым перводом имени Ярий-Юрий на греческий. Тем самым мы мы можем с полным правом утверждать, что Святой Георгий это никто иной как бог Ярило-драконоборец. А под родовым именем Ререк в летописи фигурирует кто-то из младших братьев Яри-лэда. И в этой связи у меня есть большие сомнения по поводу имени сына Рюрика Игоря. В нем могли сойтись две транскрипции одного и того же слова: северная – «гер» и южная - «йарь».Он вполне мог прозываться Иной Ярий или Иной Герман, Иной Юрий что в конце концов на письме вылилось сначала в Ингера, потом в Игера и наконец в Игоря.

Но вернемся ко двору Людовика Благочестивого:

«Затем император велел саксонским графам и ободритам, некогда починившимся Карлу, оказать Хериольду помощь в восстановлении его королевской власти, и отправил с этим поручением Балдрика. Они переправились через реку Эдер и оказались на земле норманнов, в месте, которое называется Синленди. Но сыновья Годфрида были уверены, что те ведут в изобилии войска и корабли, и не пожелали выйти им навстречу и вступить в сражение, поэтому те разграбили и спалили, что успели, а сверх того еще приняли сорок заложников из этого народа. Совершив это, они вернулись к императору в место, которое называется Падеборн, куда к нему съехался весь народ на совещание знати. Туда также прибыли князья и знать восточных славян.» (Астроном)

«Туда приехал и Хериольд из норманнских краев, с женой и немалым войском данов и был вместе со всеми своими спутниками погружен в воду святого крещения в Майнце, у св. Альбана, а от императора получил много подарков. Затем благочестивый император, опасаясь, как бы из-за этого поступка не оказалась в небрежении его родная земля, даровал ему некое графство во Фризии, название которому Рустинген, которое он и его люди смогли бы, если возникнет необходимость, защитить.» (Астроном)

Из первого отрывка Астронома мы узнаем, что Яри-лэд сумел потрепать если не самого Готфрида, то его сыновей и отхватить у них часть оспариваемых земель. Из второго - что старшего сына Годислава все-таки вытеснили с этих земель, и император выделил ему графство во Фризии. Не исключено, правда, что Людовик просто включил часть земель, отвоеванных у сыновей Готфрида и расположенных неподалеку от Фрисландии, в состав империи, отдав их в управление Яри-лэду. К несчастью для Рериков Людовик Благочестивый утратил власть стараниями свои сыновей, а его преемник Лотарь видимо решил поладить со строптивыми данами если не головами, то землей напористых братьев. Не исключено, конечно, что Рерики просто встали не на ту сторону в одной из междоусобных войн, ведущихся в империи. А то, что они участвовали в этих войнах можно не сомневаться. Очень может быть, что как раз в это время Рюрик получил свое прозвище – «язва христианства». Вот что пишет в своей книге о дальнейших приключениях Рериков Шамбаров в книге «Когда оживают легенды»:

«В 843 г. большая норманнская эскадра появилась в Нанте, захватила и сожгла город, а затем в качестве временной базы заняла остров Нуартье в устье Луары. Отсюда они на следующий год совершили набег на города по течению Гаронны, дойдя до Бордо, потом направились на юг, взяли Ла-Корунью, Лиссабон и достигли Африки, где разграбили г. Нокур. На обратном пути варяги высадились в Андалусии и захватили Севилью. Может быть, в целом состав эскадры был интернациональным (арабский халиф Испании Абд-эр-Рахман II для переговоров с «королем викингов» посылал корабль в Ирландию, где в г. Арма с 839 г. размещалась варяжская «столица»), Но национальность тех пиратов, которые штурмовали Севилью, местный хронист Ахмед-ал-Кааф называет однозначно — это были русы. И предводителями их были все те же братья Харальд и Рюрик. Г. Р. Державин, проводивший собственные исследования биографии Рюрика и располагавший богатым архивом древних документов, впоследствии утраченных, утверждал, что в качестве одного из пиратских вождей будущий князь совершил и немало других «подвигов»: захватывал Нант, Бордо, Тур, Лимузен, Орлеан и участвовал в первой осаде норманнами Парижа. »

В 845 году Рюрик громит города на Эльбе, а в 850 году атакует Англию во главе целой эскадры викингов. Не забывает он и о Ютландии. В средине пятидесятых годов он пытается вернуть утраченные земли и даже добивается успеха, но император Лотарь отказывает ему в поддержке, и Рюрик оказывается практически один на один с грозным врагом. Вероятно дела у него складываются далеко не блестяще, иначе трудно объяснить его появление на берегах Ладоги в 862 году. Впрочем, эта дата, по мнению некоторых исследователей, ошибочна. Рюрик с дружиной прибыл в Новгородскую землю в конце пятидесятых. Что, однако, не меняет сути дела. И прежде чем перейти к рассказу о годах правления Рюрика следует сказать о причинах побудивших отчаянного викинга к такому поступку. Скорее всего, одной из них вполне могла стать неудачная война в Ютландии за отцовское наследство. Но эта причина никак не могла быть решающей. У Рюрика действительно не сложились отношения с императором Лотарем, зато он пользовался расположением младших братьев императора, Людовика и Карла Лысого. Что позволило Гумилеву назвать Рюрика едва ли не агентом Карла Лысого на Руси. Отчасти это верно. Рюрик, отправляясь в чужую землю, действительно мог заручиться поддержкой братьев императора, находившихся, к слову, в состоянии перманентной войны с Лотарем. Причем эта война практически поставила крест на торговле Северной Европы с Византией. И Людовик, и Карл испытывали острую нехватку серебра, что не могло не сказываться на их положении в разваливающейся на куски некогда единой империи франков. Лотарь вел затяжную войну не только с братьями, но и с Константинополем. В чем его активно поддерживали римские папы. В Средиземном море хозяйничали арабы. В Северной Европе лихорадочно искали новые торговые пути и готовы были проложить их, если потребуется, силой. Вероятно этим и объясняются участившиеся набеги викингов на Новгородскую землю. В данном случае морскую вольницу пытались использовать как наконечник копья, нацеленный не столько даже на Русь, сколько на Хазарию. Именно последняя контролировала водные пути, по которым в Европу хиленьким ручейком текли товары с востока и арабское серебро. Кстати, действия Рюрика после принятия власти вполне укладываются в эту гипотезу. Прежде всего, он захватывает Ростов и Муром, взяв тем самым под контроль верховья Волги, а потом вступает в войну с Аскольдом за Смоленск. Ключевой город как в торговле с Хазарией, так и особенно с Византией.

В этой связи самое время высказать ряд соображений по поводу прав Рюрика на княжеский титул и власть в Северной Руси. Его принадлежность к знатному славянскому, ободритскому роду, если и вызывает сомнения, то только у замшелых норманистов. Эти ребята до того запутались во всех этих скандинавских руотси, сиречь гребцах, что напрочь упустили из виду тот непреложный факт, что о нациях шведской и норвежской мы можем говорить только применительно к пятнадцатому-шестнадцатому веку, но никак не раньше. А до этого речь может идти только о племенах и племенных союзах. Поэтому никакие шведы и норвежцы просто не могли высадиться в Ладоге в 862 году. Это уже не говоря о том, что опыта государственного строительства у обитателей Скандинавии того времени просто не было. Чего нельзя сказать о бодричах-ободритах вообще и о Рюрике в частности. Последний был не только сыном славянского князя, но и франкским лэдом, то бишь крупным землевладельцем, главой графства и, надо полагать, не растерял навыки управленца за время своей бурной жизни викинга. Но и это не самое главное. В эпоху раннего средневековья князем мог назвать себя далеко не каждый предводитель пусть даже самой многочисленной дружины. Князьями и королями могли быть только те представители знатных родов, истоки которых прямо указывали на божественность происхождения. Речь идет не о классе феодалов, а о касте царей и жрецов, индоевропейской, арийской касте, уходящей корнями в седую древность. К этой касте принадлежали как Меровинги, так и Рюриковичи.

Подробно об этом я пишу в книге «Имя Бога», в частности в главе "Варяги", а здесь лишь обращаю внимание читателей на то обстоятельство, что никто и никогда власть у Рюриковичей над Русью всерьез не оспаривал, хотя отчаянных авантюристов у нас во все времена хватало с избытком. Да и пришел Рюрик отнюдь не на пустое место, но об этом мы будем говорить позднее, а сейчас вернемся к Гостомыслу, деду Рюрика по матери, стараниями которого сын Годислава и Умилы, имевший все права не только на ободритский стол, но и на Ютландию, то есть Данию, оказался на берегу Ладожского озера. Согласно Иоакимовой летописи, дошедшей до нас в передаче Татищева, Гостомысл был потомком Словена брата Скифа. Речь, разумеется, идет о мифическом первопредке. Более исторической фигурой можно считать другого предка Гостомысла князя Вандала, имевшего трех сыновей: Избора, Владимира и Столпосвята. Именно Владимир сын князя Вандала основал династию, правившую словенами много поколений. Гостомысл был десятым князем в этом блестящем ряду. По мнению Васильевой, высказанной в книге «Русь и варяги»:

«Эта информация, на первый взгляд "легендарная", на самом деле довольно точно отражает основные этапы исторической жизни славян вообще и новгородских словен в частности. Совершенно верно указано о ближайшем генетическом родстве славянских и "скифских" народов, причем славяне, в ходе общего движения арийцев (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э.) действительно продвинулись "к полуночи", на северо-запад, на территорию современной Германии и Польши, тогда как скифы остались "дома", в южнорусских степях. В 7 в. произошло обратное движение: славяне "возвратились" на восток, где, сливаясь с балтами и скифами, и образовали современный русский народ. Исходным пунктом этого "возвратного" движения были земли вендов, польско-германских славян, почему предки новгородской династии и считались "сыновьями князя Вандала". Время миграции указано довольно точно: если считать период смены поколений около 25 лет, а правление Гостомысла отнести к первой половине 9 в., то, отсчитывая 9 поколений назад, можно приблизительно указать время активной жизни основателей династии Владимира, Избора и Столпосвята: первая треть 7 в. Начало миграции славян на восток именно в это время подтверждают данные археологии. Следует заметить, что так называемая "легендарная" традиция имеет достаточно большую достоверность, отражая пусть и в образно-символической форме наиболее важные события в жизни народа. Имена наиболее важных деятелей всегда хорошо запоминались... У нас нет никаких оснований отвергать историчность основателей словенско-новгородской династии. Очевидно, князь Владимир и его братья и в самом деле в период, когда началось славянское движение на восток (в начале 7 в.) правили той группой славян, которая позднее поселилась в Приладожье и Приильменье и назвалась своим именем "словенами".»

Гостомысл был сыном Буривоя, ведшего войну с некими варягами за Биармию и потерпевшего поражение на реке Кумени. Исправлять ошибку отца пришлось сыну. Гостомысл изгнал варягов «за море». Не исключено, что именно в это время состоялось его знакомство с Годиславом Ободритским. И, возможно, брак Умилы, дочери Гостомысла с сыном князя Витислава стал результатом заключенного с варягами мирного договора. Гостомысл правил так долго, что пережил не только своих четырех сыновей, но и внуков, этими сыновьями рожденных. Вот тогда перед словенами и стал вопрос о наследнике, который разрешился в согласии с тогдашними религиозными и политическими традициями. Знали в Ладоге, кого именно приглашают на княжение? Вне всякого сомнения! У Гостомысла было несколько дочерей, наверняка не бездетных, но выбор свой бояре остановили именно на Рюрике, и выбор их оказался удачным.