РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ





Авторский сайт писателя Сергея Шведова

Арийский простор

АРИЙСКИЙ ПРОСТОРarii1.jpg"

ИНДОЕВРОПЕЙЦЫarii01.jpg

АРИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕarii02.jpg

АРИИ НА УРАЛЕarii03.jpg

АРИИ В ИНДИИarii04.jpg

РУССКИЕ АРИИarii06.jpg

РЕЛИГИЯ АРИЕВarii07.jpg

АРИИ В ИРАНЕ

Древнейшим населением Ирана были племена лулубеев, касситов, гутиев, хуритов, эламитов. Расово-этническое происхождение многих из них не понятно до сих пор. Хуриты, скорее всего, были выходцами с Кавказа, имевшие черты, характерные для кавказской расы. Жители Элама – одного из древнейших очагов цивилизации, были вероятно наиболее западной группой дравидской расы, которая с III по II тысячелетие до н.э. широкой полосой занимала территорию от Индии до Месопотамии, в том числе юг Ирана.

Наиболее ранние данные об арийских племенах на западе Ирана относятся к IX-VII вв. до н. э. В отличие от Вед и «Авесты» они содержатся в точно датированных, но не местных, а иноземных источниках, а именно надписях ассирийских и урартских царей, предпринимавших завоевательные походы на территорию Ирана. Эти источники дают хотя и одностороннюю, но сравнительно последовательную «информацию» о ряде областей Ирана в указанный период. В них упоминаются географические названия и многие личные имена иранского-арийского происхождения.

Исследование содержащихся в письменных источниках историко-географических и ономастических данных позволяет также сделать важные выводы социально-экономического плана, непосредственно относящиеся к рассматриваемой проблеме. Когда в IX в. до н. э. появились сведения ассирийских и урартских надписей о Северо-Западном Иране, в ряде его районов существовали образования государственного типа с «городскими» центрами.
Поскольку такие «города» являлись также главными центрами ремесленного производства, то и тип продукции их профессиональных ремесел, включая гончарное, должен был в основном определяться традициями аборигенного населения. Имеются, однако, такие показатели материальной культуры, распространение которых более определенно может быть увязано именно с арийскими племенами. В эпоху проникновения ариев в районы древних культур они уже стояли на достаточно высокой ступени цивилизации, которая сложилась ещё на их общей прародине. С севера они принесли уже развитую технику бронзового литья, изготовление лёгких боевых колесниц (самое совершенное изделие военной техники для своей эпохи) и достаточно сложную социальную организацию – трёхчастную структуру общества с разделением на касты жрецов, воинов и обычных людей – общинников. Каждая из трех функций имела свои символы, в том числе цветовые. Первую, жреческую обозначали белым цветом; вторую, военную — красным; а третью, производительную — цветами земли (желто-коричневыми) или воды (сине-голубыми). Троичное деление общества повторяло устройство вселенной — по представлению ариев, все мироздание состоит из трех миров: верхнего или небесного; среднего, в котором живут люди; и нижнего, простирающегося вниз от поверхности земли и воды. При том, что высшей у них считалась жреческая каста, несложно догадаться, что на далёкой северной прародине, откуда они вышли, у индо-европейских племён уже была некая цивилизация культово-жреческого типа. То есть теократия, для которой характерно наличие крупных поселений в виде культовых центров (городов-храмов). И действительно, археологические открытия последних десятилетий в районе южного Урала обнаруживают для нас остатки крупных поселений весьма необычной концентрической планировки(для определения дней равноденствий и солнцестояний), во многом схожие с древними обсерваториями. Самое известное из этих городищ, относящихся к эпохе бронзового века – Аркаим.

Арии были скотоводами и земледельцами. Они пасли стада овец и коров, особое значение придавали коневодству. Землю пахали плугом или сохой. В повозку с тяжелыми цельными колесами впрягали волов. Скот считался главной добычей в войнах, количеством скота измеряли богатство племени, рода, семьи. Пастушеские занятия вынуждали ариев заботиться о поиске удобных пастбищ и способствовали освоению новых территорий. Известно, например, о роли ариев в развитии всадничества и новых методов коневодства, о чем свидетельствует, в частности, и проникновение соответствующей иранской терминологии в местные языки Передней Азии с первых веков I тысячелетия до н. э. Поэтому элементы культуры, относящиеся к конному делу, сбруе, всадничеству, некоторым типам оружия и т.п., могут указывать на арийский этнос или его влияние.

Продвижение арийских племен в Иран, очевидно, проходило в последней четверти II — начале I тысячелетия до н. э. На первых этапах своего расселения они занимали отдельные районы и долины или распространялись по некоторым обширным областям, где сложившаяся политическая ситуация давала им возможность обосноваться. Они, вероятно, частично подчиняли местное население и ассимилировали его. Иранские имена, засвидетельствованные в источниках IX-VIII вв. до н. э., в основном происходят из языка населения таких местностей: обычно это имена правителей мелких и мельчайших политических единиц.

«Безусловно, нельзя говорить о том, что иранцы составляли верхушечный слой населения, что носители иранских имен были вождями военных дружин, подобно кондотьерам, поступавшим на службу к местным правителям и постепенно захватывавшим власть в тех или иных районах Ирана (так характеризуются иранские «иммигранты» в работах Ф. Кенига, Дж. Кэмерона, Х. Нюберга и др.).
Продвижение иранских племен в Иран не носило характера завоевания и не сопровождалось переходом власти на значительных территориях к их представителям. Напротив, уже весьма многочисленное ираноязычное население в IX — начале VII в. до н.э. в основном оказывается в зависимости от политических образований, созданных старым местным населением как на территории Ирана (Манна, Элам, Эллипи и др.), так и соседних стран (Ассирия, Урарту).»
(Г. Бонгард-Левин. Э. Грантовский. «От Скифии до Индии»)

Таким образом, не захват политического господства представителями иранских племен приводил к языковой и культурной иранизации на обширных пространствах. Лишь в тех областях, где на значительных территориях иранский этнический элемент становился преобладающим, создавались возглавляемые представителями иранских племен крупные политические образования, (как это происходило, например, при возникновении Мидийского царства).
Потребность в обороне от агрессивных империй Востока, прежде всего от Ассирии и Урарту стала стимулом для усиления среди иранских ариев касты воинов и складывания своего государства по образцу восточного царства. Центром подобного исторического движения изначально стали племена мидийцев, создавшие вокруг себя крупный племенной союз, куда вошла и наиболее южная ветвь иранских ариев – персы.
Согласно Геродоту, объединителем арийских племён был некто Дейок. Государство это было ещё достаточно аморфным – власть царя слаба, а племенная знать достаточно самостоятельна. По крайней мере, ассирийские источники называли племенных вождей Мидии царями, во множественном числе, наряду с верховным монархом. Изначально Мидия платила дань Ассирии лошадьми. Но правитель Каштарити (имя скорее производное от арийского названия варны кшатрий – воин) добился независимости своего государства. Геродот называет этого владыку Фраортом. Он вступил в союз со вторгшимися тогда в Закавказье скифами, став на время грозой Азии. Но когда могущество Ассирии стало слабеть скифы, не желая никому подчиняться, перешли на её сторону. Преемник Фраорта Киаксар радикально решил «скифский вопрос» - заманив на пир знать осевших за кавказским хребтом скифов, он вероломно перебил их всех. Кроме того, Киаксар создал постоянное войско на основе ополчения племён. В союзе с Вавилонским царством Киаксар нанёс смертельный удар по Ассирийской державе. Её главные города: Ашшур и Ниневию, союзники сравняли с землёй.

Иранизация ряда территорий, внешне нередко фиксируемая главным образом по распространению иранской речи, сопровождалась коренными изменениями многих других этнических особенностей; это касается также и социальной структуры, политических институтов, религии и т.д. В течение длительного времени, прежде чем осуществился синтез местных и «пришлых» элементов, их носители продолжали во многом следовать своим традициям, определявшимся их прошлыми историческими судьбами.
По имеющимся историческим источникам первых веков I тысячелетия до н.э., еще достаточно ясно можно проследить эти различия» между ираноязычным населением и старыми местными этническими группами. Так, именно для последних, судя по данным ассирийских текстов IX-VIII вв., было характерно существование значительных «городских» центров с дворцами и храмами, различными ремесленными производствами, развитыми оседло-земледельческими традициями, включая садоводство и виноградарство и т.п.

По мнению А.А. Клесова, опирающегося на ДНК-генеалогию, основная часть ариев переместилась в Иран непосредственно из Средней Азии, где они жили не менее 500 лет, приблизительно 3900-3800 лет назад.

«Это полностью укладывается в концепцию арийских языков, как она обсуждается в данном исследовании. Укладывается и то, что основная доля арийской гаплогруппы R1a1 в Иране находится в Восточном Иране, и составляет примерно 20% от населения Ирана, которое в подавляющем большинстве имеет ближневосточную гаплогруппу J2. На западе Ирана доля арийской гаплогруппы R1a1 вообще минимальна, и составляет только 3%. Так что все разговоры о «ираноязычных» древних славянах лишены всяких оснований. Не было значительной прямой связи древних славян с западным Ираном. Только с восточным, и с Индией. Поэтому и западно-иранские языки такие молодые, середина первого тысячелетия до нашей эры.» ( «Откуда появились славяне и индоевропейцы»)

У иранских ариев сохранились предания об Арйана Вэджа – благодатной стране ариев. Первое упоминание о ней можно найти в книге «Видевдат». Дословно с авестийского Арйана Вэджа означает «арийский простор». Уже по одному этому ясно, что арии, прибывшие в Иран в начале 2-го тысячелетия до н. э., не считали Иран своей прародиной; хотя в самом слове «Иран» сохранилось до наших дней название древней страны ариев – Арйан.

На территории нынешнего Ирана уже во 2 тысячелетии до н. э. жили, как было сказано выше, племена, заметно отличающиеся от ариев по своей культуре, религии и антропологическому типу. Отголоски противостояния аборигенов и арийских захватчиков можно найти в авестийских мифах и легендах. Вероятно, аборигены Ирана воспринимали арийских переселенцев как оккупантов. Быть может, образ борьбы аборигенов и захватчиков запечатлелся в легендах о борьбе доблестного светозарного «драконоборца» Ахурамазды с трехголовым драконом Ажи. Согласно этим легендам, арийские племена можно отождествить с трехголовым драконом, а аборигенов с верховным божеством зороастрийского пантеона Ахурамаздой. Буквальное значение имени Ахурамазда – «Господь премудрый». Первоначально имя Ахурамазда выступало в качестве запретного имени божества. Ахурамазду в Авесте изображали как жреца, который творит мир усилием воли посредством мысли. И это его основное отличие от верховного божества прочих индоевропейцев: греков, латинян, хеттов, балто-славян, индусов. Там в качестве верховного божества выступал воин-громовержец: Зевс, Индра, Перун и т. д.
Имя Ахурамазды известно с VIII века до н. э. Очевидно, возвышение культа Ахурамазды связано с религиозной реформой Зороастра. Не случайно, что Ахурамазда жрец, а не воин. Вероятно, в этом отразился глубинный конфликт, расколовший былое единство индоевропейцев. Это единство строилось на сотрудничестве трех варн: жрецов, воинов, земледельцев и скотоводов, на которые делилось древнее индоевропейское общество. Возникший в результате передвижений огромный арийский мир оказался поделен между двумя природными и хозяйственными зонами. В южных областях древней земледельческой цивилизации (в плодородных долинах Иранского нагорья и оазисах Средней Азии) иранские племена вскоре освоили опыт предшествующего неарийского населения и сделались оседлыми земледельцами и скотоводами. А в северных скифских степях, напротив, произошел переход от пастушества к кочевому скотоводству. Иранские кочевники отличались от своих оседлых родственников прежде всего по образу жизни. Их язык и культура были очень близки, и даже общественное устройство на ранних этапах истории оставалось одинаковым. Семья входила в род, который был частью племени. Несколько племен составляли область или страну, а совокупность областей складывалась в народ. Однако противоречия между кочевыми и оседлыми племенами надолго предопределили сложную историю взаимоотношений теперь уже двух иранских миров — степи, которая посылает за добычей и славой отряды грозных всадников, и оседлости, защищающей обработанную землю и скот от набегов кочевников. Это противостояние, судя по всему, и породило реформы Зароастра.

Еще со времен арийского единства иранские племена исповедовали многобожную религию, выросшую из поклонения силам и явлениям природы. Существовали развитые культы божеств Неба и Солнца, Земли и Водной стихии. Особо чтили Огонь — он считался очищающим посредником между миром людей и божественной Истиной, которую иранцы называли «Арта». Арта— это мировой порядок, воплощение добра и нравственных законов всего мироздания. Труд скотоводов и земледельцев, подвиги воинов, жертвоприношения и молитвы жрецов — все это вместе с личными достоинствами человека было для иранцев проявлением вселенской гармонии. Другое важнейшее религиозное понятие — «Фарна» — олицетворяло сияющий божественный свет, благодатную силу, которая приносит мир, изобилие, удачу, счастье, добрую судьбу и славу.
Иранские жрецы посвящали богам жертвенных животных, приготовляли священный напиток, называвшийся «хаома», пели хвалебные гимны. Тексты молитв не заучивали, при каждом богослужении их сочиняли заново по определенным правилам.
Мифология иранцев представляла мир сотворенным в форме яйца, где небесная твердь подобна скорлупе, окружающие землю воды — белку, а сама земля — желтку. В центре земли высится Мировая гора, вокруг ее вершинь: вращаются солнце, луна и звезды.

В VII-VI вв. до н.э. великий пророк Заратуштра (греческий вариант его имени — Зороастр) реформировал иранскую религию, утвердив культ верховного бога Ахура-Мазды. Рождение и жизнь Зороастра чудесны. Он был рождён от обычного отца из рода Спитамы и был третьим ребёнком. По преданию, его Божественная душа была передана ему Богом в момент зачатия, что созвучно с Благовещением. Его родословная в Авесте описана от сотворения первого человека, и родился он там же, где тот был сотворен - на левом берегу реки Датии в Арьяна Вэжде. (По одной версии считается, что это место находится в Предуралье в месте слияния рек Камы и Чусовой. По другой версии оно у берегов реки Рангхи (Расы), называющейся сейчас Волгой.) В Авесте это место описано как родина племени Ариев. Имя Зороастр по-гречески означает «Сияющая Звезда», но авестийское имя Заратуштра передаёт смысл более точно-«Золотой Сириус».

Заратуштра провозгласил приближение последнего этапа истории, когда Добро и Зло должны быть разделены, и создал учение о том, что торжество Добра и победа над Злом зависят от действий каждого человека. Эту новую религию называют по имени основателя зороастризмом или по имени верховного бога маздеизмом. Идеология зороастризма формировалась в обществе оседлых скотоводов и земледельцев, которые желали объединиться под сильной властью, способной защитить мирное хозяйство от постоянных набегов кочевников. Как и эпические сказания, зороастризм родился в противоборстве двух иранских миров — оседлого и степного. Религиозная проповедь объединила принципы единобожия, отказа от племенных культов и борьбы со Злом, одним из воплощений которого стали северные степняки. Священная книга зороастризма Авеста написана на самом древнем из всех известных науке иранских языков. Условно этот язык называют авестийским. Авеста является сводом религиозных правил, молитв и хвалебных гимнов.
Зороастр постоянно жалуется на вероломство кочевников с севера; он говорит о том, что они угоняют стада, разрушают жилища и чинят всяческое зло мирным крестьянам. Зороастр призывает объединиться трудовой народ вокруг власти царя-жреца нового культа Ахурамазды и дать отпор агрессору, при этом борьба с кочевниками должна быть беспощадная, до полной победы! Древний эпос о бесконечных войнах Ирана с Тураном (землей тура) дошел до нас в изложении иранского поэта X века Фирдоуси.

В VI в. до н.э. цари Персии из династии Ахеменидов объединили под своей властью иранские страны Передней и Средней Азии. Огромная персидская держава объявила зороастризм государственной религией и оказывала покровительство зороастрийским жрецам, которые назывались магами.







Назад Вперед