ГЛАВНАЯ
РЕЦЕНЗИИ И КОММЕНТАРИИ
СЦЕНАРНЫЕ ЗАЯВКИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЦИКЛА
Глава из романа "ОКО СОЛОМОНА"
Глава из романа "СТАРЕЦ ГОРЫ"
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ

РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

АВТОРСКИЙ САЙТ ПИСАТЕЛЯ СЕРГЕЯ ШВЕДОВА

Интервью издательству «Крылов»




1. С чего началось Ваше творчество? В каких жанрах работаете?

Первый свой роман «Башня» я написал в 1991 году почти случайно. Это был год крушения государства, в котором я родился. Время крутых перемен, в том числе и в моей жизни. Честно говоря, я тогда и не предполагал, что буду заниматься писательством всерьез. Но вслед за «Башней» я написал еще четыре романа, которые вошли в «Хронику меченых», изданную Альфа-книгой в 2006 году. К большому для меня сожалению, последний роман «Хроники», «Клан двурогих», так и не увидел света. Видимо – рок. Что касается жанров, то я попробовал себя практически во всех. Детектив, фэнтези, исторические романы, реалистическая проза... Словом, весь джентльменский набор.

2. Жанp фэнтези/фантастика – литеpатуpа сеpьезная или pазвлекательная?

Вопрос гораздо более важный, чем кажется на первый взгляд. Действительность далеко не всегда предоставляет нам возможность, реализовать все наши качества в силу многих причин, как объективных (эпоха не та!), так и субъективных. И тогда возникает потребность в Иномирье. Фэнтези в этом смысле идеальный жанр, и хотя оформился он в средине прошлого века, истоки его уходят едва ли не в палеолит. По моему мнению, искусство вообще и литература в частности не отражали, не отражают и не будут отражать действительность, они всегда будут перестраивать нашу реальность в соответствии с запросами писательской и читательской души. И фэнтези в данном случае ничем не отличается от социалистического и критического реализма, но если последние реализуются в рамках идеологического посыла, сформулированного государством или группой лиц, то фэнтези является свободным полетом индивидуума, не ограниченными никакими рамками. В конечном итоге полезность того или иного жанра, а следовательно его серьезность, определяется не записными критиками, а потребностями людей, четко сформулированными в читательском запросе на тот или иной вид литературы. Если судить по нынешним масштабам этого запроса на фэнтези, то жанр этот сверхсерьезный, хотя и облаченный в легкомысленную, сказочную, оболочку.

3. Есть ли у Ваших героев реальные прототипы? Много ли Ваши герои заимствуют от автора? Что важнее – внешнее или внутреннее: интрига сюжета или интрига характеров героев?

Разумеется, те или иные черты окружающих меня людей проявляются в героях моих романов. Другое дело, что действовать этим людям приходится в придуманных обстоятельствах, и это, конечно, накладывает отпечаток на их книжный образ. В моих книгах нет героев, которых я ассоциирую с самим собой, но поскольку рождаются они в моей голове, то я не могу их считать совсем уж чужими. Относительно интриги сюжета и интриги характеров героев, то для меня одинаково важно и то, и другое. Жанровая литература просто не может существовать без лихо закрученного сюжета. Но сюжет сам по себе, без проработки характеров героев, без объяснений причин их союза или противостояния, оказывается бесплоден. Читатель очень быстро утрачивает к нему интерес.

4. К каким источникам Вы чаще всего обращаетесь при работе над романами?

Конечно, главным источником любой литературы является сама жизнь, именно она, как правило, подвергается интерпретации самым причудливым образом. Но ни один роман в жанре фэнтези, а тем более в жанре исторического романа невозможно написать без знания мифологии и глубокой проработки всей информации об интересующей вас эпохе.

5. У вас есть любимая историческая эпоха: в которой Вы бы хотели очутиться и пожить или о котором хотели бы написать?

На нынешнем этапе я увлечен дохристианской, языческой Русью. Об этой эпохе я написал около десятка книг как в жанре фэнтези, так в жанре исторического романа. На мой взгляд, мы никогда не разрешим сегодняшние наши проблемы без глубокого познания причин их породивших. А истоки этих причин очень часто кроются как в нашем менталитете, так и в нашей культуре, которые были сформированы в значительной мере еще до крещения Руси и до возникновения государства. У нас часто путают Россию, как государство, и Россию, как цивилизацию. Последняя гораздо древнее первой. А вот что касается пожить в той эпохе, то – увольте. Я предпочитаю наше время всем иным-прочим.

6. Много ли Вам дает интернет? Это помощь или помеха для писателя? Чем сетевая литература отличается от обычной? Считаете ли Вы, что электронные книги со временем полностью вытеснят книги на бумажных носителях?

Интернет, как средство коммуникации и способ получения информации, полезен любому человеку, а уж тем более - человеку пишущему. Что же касается различий между литературой сетевой и литературой обычной, то в чисто творческом плане никаких различий, на мой взгляд, нет. Другое дело – это способ публикации. Нынешний Интернет просто использует труд писателей и издателей, нимало не заботясь о чужих правах. Рано или поздно, этому произволу будет положен конец. Я не думаю, что электронные книги вытеснят книги бумажные. Просто на бумаге читать удобнее. И как только перед владельцами сайтов встанет вопрос об оплате авторского и редакторского труда, так им сразу же придется задуматься о цене электронных книг. Скорее всего, электронные книги будут дешевле бумажных, но вряд ли они будут бесплатными. И вот тогда можно будет вести речь о честной конкуренции между издательствами электронными и «бумажными». На мой взгляд, в сфере художественной литературы выиграют «бумажники», а в сфере научной – «электронщики».

7. В чем проявляется обратная связь с читателями? Как Вам кажется, Ваше творчество оказывает на них какое-то воздействие? Случалось ли Вам пользоваться идеями, подсказанными Вашими читателями? Как Вы реагируете на критику со стороны читателей?

К сожалению, связи с читателями у меня нет, за исключением моих знакомых и родственников, так что судить о своем воздействии на читателей я не берусь. Правда, в Интернете попадаются отклики на мои романы, как хвалебные, так и ругательные, но я отношусь к ним спокойно. Каждый вправе высказать свое мнение о прочитанном.

8. Как Вы расцениваете свое творчество – как хобби или как работу? Чем заполняете свободное время, если таковое вообще случается?

К писательству отношусь как к работе. Это мобилизует. Свободное время я провожу либо за книгой, либо подле телевизора. Хобби у меня нет.

9. Какие книги читаете? Кто из современных писателей, наших и зарубежных, Вам нравится, интересен / является авторитетом? Какую книгу Вы бы назвали любимой?

Авторитетов я не признаю, ни в жизни, ни в творчестве. Хотя есть люди, мнение которых мне интересно. Что касается книг, которые я читаю, то это в основном работы по истории, философии, психологии… Словом то, что может пригодится в работе. Однако за творчеством коллег по писательскому ремеслу я слежу. Хвалить или ругать кого-то не хочу. Это вообще не дело писателей оценивать работу друг друга.

10. Расскажите, пожалуйста, о себе: кто Вы по профессии/образованию? Кем мечтали стать в детстве? Как относятся близкие к Вашему творчеству?

Профессий у меня много, но все они пролетарские. Я двадцать с лишним лет отработал связистом, строителем, грузчиком и т. д. В детстве я, как, наверное, и все мои сверстники мечтал стать космонавтом. Все-таки тогда было время не только застоя, но и романтических надежд. В олигархи, во всяком случае, никто из моих друзей и знакомых не рвался. Впрочем, никто из нас олигархом и не стал. Космонавтом тоже. Жизнь все расставила по своим местам. Что же касается моих близких, то к моему творчеству они относятся с восторгом. А по иному я им относиться не позволил бы. (Шутка)

11. Случались ли в Вашей жизни чудеса? Есть ли у вас заветная, но пока еще не осуществленная мечта?

Чудес не припомню, а вот неприятностей было хоть отбавляй. А вообще жизнь сама по себе большое чудо и не следует предъявлять ей завышенные претензии. Заветной мечты нет. Не знаю даже почему. То ли все мечты уже сбылись, то ли их никогда не было.

12. Ваш совет новичкам - как стать издаваемым писателем? Как Вы относитесь к славе?

Мой совет – работа. Когда мой роман возвращали издатели, а такое случалось не раз, я просто садился к столу и писал новый в надежде, что он окажется лучше предыдущего. О славе промолчу, просто не знаю, что это такое.

13. Смогли бы Вы написать книгу «под заказ» или свобода творчества прежде всего?

Заказы бывают разные. Если это государственный заказ, то я как патриот возьму под козырек и пойду выполнять порученную работу, а вот частникам лучше ко мне не обращаться. Свобода творчества для меня превыше частного заказа.

14. Телевидение – друг или враг книги? Приобретают или теряют книги от экранизации?

Нынешнее, российское – точно враг. Советское, как ни странно, было другом. Что же касается экранизаций, то удачных экранизаций фэнтези в российском кино и на телевидении просто не было. Что же касается классики, то здесь удачи были. Видимо, многое зависит от режиссера.

15. Если бы у Вас в руках оказалась волшебная палочка – какое желание Вы бы загадали?

Желаний пока еще много, а вот веры нет. Даже в волшебную палочку.

Сергей Шведов