РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

Авторский сайт писателя Сергея Шведова

КИЕВСКАЯ РУСЬ

РАЗГРОМ ХАЗАРИИ

Киевская Русьserg11.jpg"

Хазарский каганатkiev101.jpg"

Русский каганатkiev102.jpg

Варяго-русская империя kiev103.jpg

Призвание варягов kiev100.jpg

Ростовские русы kiev104.jpg

Начало Киевской Руси kiev106.jpg

Полюдье kiev110.jpg

Печенегиkiev107.jpg

Разгром Хазарии kiev108.jpg

Походы Святослава kiev109.jpg

Крещение Руси kiev111.jpg

Восстание волхвов kiev105.jpg

Половцы kiev112.jpg

Распад Киевской Руси kiev113.jpg


Вопреки распространенному мнению Хазарский каганат в средине 10 века, то есть к началу походов Святослава , не представлял собой могучего государства, угнетавшего якобы славянские племена. Даже вятичи , числившиеся согласно Повести временных лет, данниками Хазарии по факту таковыми не были уже с конца восьмого-начала девятого века. Раскол в Хазарии произошел в результате гражданской войны, вызванной принятием верхушкой каганата иудаизма. Линия разлома прошла по реке Дон. На его западном берегу возникла цепь укреплений, мощных белокаменных крепостей, на расстоянии 10-20 километров одна от другой, образовавших сплошную линию, проходившую южнее современных городов Воронежа-Старого Оскола-Белгорода-Харькова.

«Качественное оружие «военного контингента», занимавшего эти крепости, было полностью свое, местного производства. Мастерские для производства оружия располагались тут же, добыча руды тоже велась неподалеку, так что весь «производственный цикл» замыкался на месте. Военную службу в салтовских крепостях несли не только мужчины, но и женщины-«амазонки»; обнаружены женские захоронения с оружием, воинскими поясами и конями. Эта «особенность национального стереотипа поведения» очень характерна именно для скифов и аланов... Нет сомнений, что салтовские крепости принадлежали аланам, и есть все основания полагать, что именно эти южные, донские аланы и назывались в раннесредневековых источниках русами.» (Васильева. «Русская Хазария»)

Археологи называют культуру донских русов-алан Салтово-Маяцкой. Салтово-маяцкая линия укреплений непосредственно примыкает к поселениям вятичей (Боршевская культура) и северян (Роменская культура). Причем переход этот плавный, что позволяет говорить о единстве территории, населенной представителями разных родов. И если донские русы были потомками скифов , то савиры-северяне были потомками сарматов , родственного скифам, согласно Геродоту, этноса говорившего с ними на сходном языке. Позднее сарматы известны нам как анты . Вятичи, поселившиеся в этих местах, в 7 веке, были выходцами с берегов Эльбы и представляли из себя смешение родов венедов и русов-скифов. Согласно Прокопию Кесарийскому, византийскому хронисту 6 века, венеды, славяне и анты говорили либо на одном, либо на очень близких друг к другу языках. Именно донские русы, савиры и вятичи и составили ядро Русского каганата , представляющего собой федерацию земель, куда кроме перечисленных выше входила земля полян , то есть Киевщина , и значительная часть земли, впоследствии получившей название Залеской или Ростово-Суздальской , населенной потомками все тех же скифов, называвших себя в интересующую нас эпоху русами. (Читайте статью «Ростовские Русы»)

В 898 году Русский каганат подвергся нападению угров. Эта дата, по мнению Васильевой, совпадает с определенным упадком Салтово-Маяцкой культуры, действительно наблюдаемом археологически в конце 9 - начале 10 века, к тому же времени относится и гибель многих поселений и городов в Восточном Приазовье (на Тамани). Военные действия угров облегчили князю Олегу задачу по захвату Киева . Олегу удалось вытеснить угров из Причерноморья и объединить вокруг Киева значительную часть земель, входивших в Русский каганат. Собственно, призвание Рюрика и его варягов и было во многом вызвано возросшей активностью Хазарского каганата на Волге, затрагивающих интересы уже не только Ростовских русов, но словен Ладоги. Олег и его преемник Игорь сумели обуздать аппетиты хазарской верхушки, не без помощи византийцев, надо признать, отхвативших у каганата Крым.

Таким образом к средине 10 века Хазарский канат представлял собой довольно рыхлое федеративное образование, раздираемое внутренними противоречиями. Что однако не мешало Итилю(столице Хазарии) контролировать торговые пути по Волге и Каспию. Собственно, и походы Святослава были вызваны во многом не столько политическими, сколько экономическими потребностями растущего государства – Киевской Руси. Вот что пишет о причинах хазарского и византийского походов Святослава академик Рыбаков:

«К X веку торговля Руси с Востоком приобрела и транзитный характер. В получении разных восточных товаров (шелк, пряности, оружие, украшения, скакуны и многое другое) были заинтересованы многие государства Северной Европы и Франция, не имевшие прямого доступа к ним: Византия слишком строго регламентировала и централизовала свой экспорт; прямая сухопутная дорога в анатолийские восточные земли была закрыта мощным полукольцом кочевых племен от Среднего Дуная до Нижней Волги: мадьяры, тюрко-болгары, печенеги, хазары, кипчаки, гузы. Крестовыми походами XI-XIII веков западноевропейское рыцарство пробило себе путь на Восток, а до крестовых походов только Киевская Русь была в силах провести свои "бремены тяжкие" через кочевнические заслоны и в Багдад, и в Царьград, и в Раффельштетен или в Регенсбург на Дунае. Борьба за свободу и безопасность торговых путей из Руси на Восток становилась общеевропейским делом. Паразитарное государство хазар, жившее за счет таможенных пошлин, держало в своих руках все выходы из Восточной Европы на Восток в страну гузов, Хорезм и остальные владения Халифата. Хазарский каган брал огромные пошлины при проезде и возврате, а в случае благоприятного для него соотношения сил просто грабил возвращавшиеся русские караваны, как это было в 913 году.» («Рождение Руси»)

Киевская Русь была теснейшим образом связана именно с континентальной Европой, а отнюдь не с малонаселенной, политически и экономически отсталой Скандинавией. И Рюрик, и Олег, и Игорь, и Святослав вовсе не были авантюристами, они целенаправленно проводили именно ту политику, которая была выгодна не только новой империи под названием Киевская Русь, но и всей континентальной Европе.

Надо отдать должное Святославу, свой поход на Хазарию он готовил долго и тщательно, заручившись поддержкой вятичей и волжских болгар. Вот что пишет по этому поводу Каргалов:

«Замысел хазарского похода князя Святослава поражает зрелостью и стратегической широтой. В цепи враждебных государств, окружавших Древнюю Русь, было найдено самое слабое звено, изолированное недоброжелательством соседей, разъедаемое внутренней ржавчиной. О том, что пора сбить хазарский замок с волжских ворот торговли с Востоком, говорили уже давно. Теперь же разгром Хазарского каганата становился для Руси насущной необходимостью. Великое движение киевских князей на окраины славянских земель замедлилось, споткнувшись на вятичском пороге.» («Святослав»)

Далее Каргалов подробно пишет, как дружинники Святослава гоняются по лесным дебрям за старейшинами вятичами, дабы склонить их к переговорам. Вятичи в его представление племя отсталое, что-то вроде индейцев-могикан, что ни в коей мере не соответствует действительности. Уважаемый историк упускает одну немаловажную деталь, даже автор ПВЛ, сильно вятичей нелюбящей по одной простой причине (во времена Нестора они были язычниками), все же пишет не о племени вятичей, а о земле Вятичей. И упоминает он о них в ряду других русских земель, то есть княжеств, государств. То, что вятичи не входили в состав империи под названием «Киевская Русь» говорит скорее об их силе, чем о слабости. Скорее всего, земля Вятичей, включала в себя ядро Русского каганата, в которое кроме собственно вятичей входили донские русы и савиры. Договор с вятичами был особенно важен для Святослава потому, что для успешного похода на хазар ему как воздух требовалась конница, поскольку и варяги, и киевляне, и новгородцы, и ростовцы хороши были в пешем строю, но никак не в конном. А потомки скифов и сарматов к конному строю были столь же привычны как печенеги, но гораздо лучше их снаряжены. Впрочем, печенегами Святослав тоже не пренебрег, договорившись с их вождями. Здесь необходимо учитывать, что Киевская Русь во времена Святослава да и позже была не унитарным, а федеративным государством, то есть объединением земель, каждая из которых имела своих князей, причем не обязательно Рюриковичей. Скорее всего, был свой светлый князь и в Вятичской земле. Договорился Святослав, судя по всему, и с волжскими болгарами, люто ненавидевшии хазар, а потому легко согласившимися соблюдать нейтралитет.

О Хазарии Каргалов пишет следующее:

«Владения Хазарии сжимались, как сохнувшая кожа, и в конце концов под властью Кагана остался лишь небольшой треугольник степей между низовьями Волги и Дона да немногие города в предгорьях Северного Кавказа. Жалкие обломки прежнего могущества...
В городе Итиле пересекались мировые торговые пути, но самим хазарам нечего было предложить иноземным купцам, кроме рабов да белужьего клея. На рынки Итиля продавали болгарских соболей, русских бобров и лисиц, мордовский мед, хорезмийские ткани. В Хазарии не было внутреннего единства. Люди были разобщены множеством языков и религий. В городе Итиле жили мусульмане, иудеи, христиане, язычники, неизвестно какой веры пришельцы из дальних стран, привлеченные обманчивым блеском богатства, которое текло мимо, не задерживаясь в Хазарии.»
(«Святослав»)

Главную военную силу Хазарского каганата составляли гвардейцы-арсии, набиравшиеся из мусульман. Кроме гвардейцев были еще и конные лучники, из подвластных каганату кочевых племен. Обычно именно их первыми бросали в атаку. Легковооруженных конных лучников подпирали тяжеловооруженные всадники, «белые хазары», родственные по крови и языку донским русам и савирам. В пехоте в основном служили городские ремесленники и торговцы. Словом, сила немалая, особенно если их собрать в один кулак. Но сделать этого Святослав не позволил каган-беку (царю) Иосифу, истинному правителю Хазарского каганата. Сам каган к средине 10 века превратился в фигуру сакральную, но практически безымянную и безликую. Безликую почти в буквальном смысле. Простому народу под страхом смерти запрещалось заглядывать ему в лицо. Ослушников немедленно казнили.

«Для проникновения на территорию врага наш герой выбрал земли народов, особенно не любивших каганат и его хозяев — вятичей и волжских булгар. Он прошёл огненным смерчем по Волге, выжигая гнездовья рахдонитов. Разбил и обратил в бегство спешно собранные против него войска. Участь Итиля можно обрисовать одной фразой — археологи до сих пор ищут его останки.» (Прозоров. «Святослав Хоробре»)

Прозоров, похоже, прав в определении направления удара армии Святослава. Тем более, что согласно ПВЛ великий князь взял сначала Итиль, а потом Саркел, едва ли не самую мощную крепость хазар, построенную на восточном берегу Дона с помощью византийцев, союзниками которых хазары были многие годы. Внезапное появление армии Святослава едва ли не под стенами Итиля, да еще с той стороны, с которой его не ждали, повергло в панику и царя Иосифа и его окружение. Скорее всего, они просто не успели отмобилизовать свои силы. Вот как описывает битву хазар с русами Каргалов:

«Арсии вскинули копья и разом испустили грозный боевой клич, от которого качнулся золотой круг над головой царя. Взревели хазарские трубы. Завизжали, завыли черные хазары, подобно гончим псам рванулись на руссов. Непрерывным весенним ливнем полились оперенные железом стрелы.
Руссы продолжали идти вперед медленно, но неудержимо, и в их строю не было заметно павших, только щиты обрастали щетиной вонзившихся стрел.
Снова затрубили хазарские трубы. Мимо расступившихся конных лучников промчались белые хазары, всесокрушающий «День помощи». Звеня доспехами, тяжелая конница белых хазар докатилась до линии красны к русских щитов и встала, будто натолкнувшись на крепостную стену. Задние всадники напирали на передних, а те пятились перед колючей изгородью копий. Все смешалось. Белые хазары кружились на месте, не в силах прорвать строй руссов и не в состоянии вырваться из схватки. А над их головами поднимались и мерно опускались огромные секиры, от которых не было спасения. «День помощи» рассыпался па глазах. Кучки обезумевших всадников вырывались из сечи, скакали, нахлестывая коней, подальше от страшного русского клина. Царь Иосиф вдруг с ужасом понял, что первых двух линий воинских сил у него уже нет, что рассеянную конницу больше не собрать. Для хазарского войска наступал вечер...»
(«Святослав»)

Взятие Итиля отнюдь не означало окончание похода. Войско Святослава двинулось на юг, к древней столице Хазарии – Семендеру. Хазарское войско потерпело поражение в первой же стычке и рассеялось. Беззащитный Семендер сдался на милость победителя. Взятие Саркела поставило последнюю точку в этой войне, длившейся три года. Войско Святослава прошло по чужой земле с боями шесть тысяч километров, «прирезав» к Киевской Руси огромную территорию. После этого похода арабские хронисты уже не Дон, а Волгу стали называть Русской рекой.

«Не приходится удивляться, что одного или двух походов князя Святослава (в 965 и возможно, в 969гг.) оказалось достаточно, чтобы некогда могучая империя прекратила свое существование. Она просто рассыпалась, как карточный домик, когда все ее области обнаружили тяготение к новому центру государственности.
В 965г. почти вся Восточноевропейская равнина оказалась объединена под властью новгородско-киевских правителей. Если учесть, что династия Рюриковичей была тесно связана с варяжской - вендской - Германией, то основным результатом падения Хазарии стало объединение Центральной и Восточной Европы в рамках одной политической системы.»
(Васильева. «Русская Хазария»)