РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

Авторский сайт писателя Сергея Шведова

КИЕВСКАЯ РУСЬ


ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ

Киевская Русьserg11.jpg"

Хазарский каганатkiev101.jpg"

Русский каганатkiev102.jpg

Варяго-русская империя kiev103.jpg

Призвание варягов kiev100.jpg

Ростовские русы kiev104.jpg

Начало Киевской Руси kiev106.jpg

Полюдье kiev110.jpg

Печенегиkiev107.jpg

Разгром Хазарии kiev108.jpg

Походы Святослава kiev109.jpg

Крещение Руси kiev111.jpg

Восстание волхвов kiev105.jpg

Половцы kiev112.jpg

Распад Киевской Руси kiev113.jpg


Есть в призвании варягов одна странность, которую почему-то обходят вниманием практически все исследователи. Я имею в виду этническую принадлежность родов и племен, обратившихся к варягам-руси. Со словенами и кривичами все более менее понятно. А как быть с чудью и весью - финно-угорскими племенами по официальной версии. Позднее уже при Рюрике к этому союзу добавились еще и меря с муромой, тоже финно-угры. Первый вопрос напрашивается сам собой: кто, когда и каким образом объединил в единую общность этнически разнородные племена, которые, даже рассорившись между собой, все-таки продолжают считать себя единым целым и сообща ищут себе князя? Вопрос второй: каким образом скандинавам, шведам или датчанам, не суть важно, удалось собрать воедино эти этнически разнородные племена и заставить их говорить на языке славянском? Между прочим, в летописи нигде не указано, что киевляне и новгородцы изъяснялись между собой через переводчика.

На первый вопрос ответ отчасти дает Татищев. По словам Татищева, «о князех русских старобытных Нестор монах не добре сведом бе... а святитель Иоаким, добре сведомы, написа...» следующее: жили некогда два брата-«первопредка», Словен и Скиф. Словен «иде к полуночи и град великий созда», а Скиф остался «у Понта и Меотиса». После этого прошли сотни лет; славянами правил князь Вандал, у которого были три сына: Избор, Владимир и Столпосвят. Каждый из них «построил по единому граду» и правил в нем. Владимир «имел жену от варяг Адвинду» и основал династию, правившую словенами много поколений. Через 9 поколений после Владимира Древнего правил словенский князь Гостомысл, после смерти которого и был «призван» Рюрик и его варяги. По мнению кандидата исторических наук Васильевой:

«Эта информация, на первый взгляд «легендарная», на самом деле довольно точно отражает основные этапы исторической жизни славян вообще и новгородских словен в частности. Совершенно верно указано о ближайшем генетическом родстве славянских и «скифских» народов, причем славяне, в ходе общего движения арийцев (конец 3 - начало 2 тыс. до н. э.) действительно продвинулись «к полуночи», на северо-запад, на территорию современной Германии и Польши, тогда как скифы остались «дома», в южнорусских степях. В 7 в. произошло обратное движение: славяне «возвратились» на восток, где, сливаясь с балтами и скифами, и образовали современный русский народ. Исходным пунктом этого «возвратного» движения были земли вендов, польско-германских славян, почему предки новгородской династии и считались «сыновьями князя Вандала».
Время миграции указано довольно точно: если считать период смены поколений около 25 лет, а правление Гостомысла отнести к первой половине 9 в., то, отсчитывая 9 поколений назад, можно приблизительно указать время активной жизни основателей династии Владимира, Избора и Столпосвята: первая треть 7 в. Начало миграции славян на восток именно в это время подтверждают данные археологии.»
(Варяги и Русь)

Если о скифах писал еще Геродот, то слово «балты» вошло в обиход только в 19 веке для обозначения племен, родственных литовцам и пруссам. Сами они себя «балтами», естественно не называли. Другой кандидат исторических наук Лидия Грот полагает, что под кабинетным термином «балты» скрываются русы, коренное индо-европейское или, если угодно, арийское население Русской равнины, переместившееся сюда приблизительно 4 тыс. лет назад с побережья Черного, Азовского и Каспийского морей. С Лидией Грот согласны Новгородские летописи:

«…И в лето от сотворения света 3099-е [1909 г. до н. э.] Словенъ и Русъ с роды своими отлучишася от Еуксинапонта и идоша от роду своего, и отъ братьи своея, и хождаху по странамъ вселенныя, яко острокрилатии орли прилетаху сквозь пустыни многи… 14 лет пустые страны обхождаху, донде же обретыпе озера некоего велика, Моиска завомого, последи же Илмер проименовася во имя сестры их Ирмери… И от того времени новопришельцы, скифи тии, начаху именоватися словене…»

Итак, согласно новгородским летописям, северная зона Восточно-Европейской равнины уже в начале II тыс. до н. э. была заселена русами, пришедшими с юга, от берегов Понта Эвксинского, ныне называемого Черным морем. Можно ли проверить это сообщение? Современные данные археологии позволяют сделать это. Как раз в конце III — начале II тыс. до н. э. огромный массив территорий Центральной и Восточной Европы оказался занят так называемыми культурами «шнуровой керамики», обнаруживавшими большое единство. В общность «шнуровой керамики» входила южная азово-черноморская территория и северная, лесная; она простиралась от Балтики до бассейна Камы.
Но вернемся к «Повести временных лет»:

«В лето 6370 (862 г.) Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе володети. И не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в собе: поищем собе князя, иже бы володел нами и судилъ по праву. И идоша за море к варягамъ, к руси. Сице бо зваху ся тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свеи, урмане, анъгляне, гъте, тако и си. Реша руси чюдь, словене и кривичи и вси: земля наша велика и обильна, а наряда в ней нетъ. Да поидите княжить и володеть нами. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь и придоша. Старейший Рюрикъ седе Новгороде, а другий Синеусъ на Беле Озере, а третий Изборсте Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Русская земля. По двою же лету Синеусъ умре и братъ его Труворъ. И прия власть Рюрикъ и раздая мужемъ своимъ грады...»

Здесь ключевое слово «реша». Академик Лихачев перевел это слово как «сказали». «И сказали себе: Поищем князя, который бы владел нами и судил по праву». «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Ситуация в корне меняется, если слово «реша» прочитать как «решили». Как вы понимаете запятых в летописях не ставили. А потому вторую фразу можно прочесть и следующим образом: «Решили руси(русы), чудь, словене, кривичи и весь…». То есть русы были не только среди приглашенных, но и среди приглашающих. А это меняет всю картину. В княжество Гостомысла входили и русы, игравшие в нем первостепенную роль уж коли летописец ставит их впереди чуди, словен и кривичей. Именно поэтому Нестор пишет не просто о варягах и даже не варягах-славянах, а именно о варягах-руси, подчеркивая тем самым не просто смену одной династии на другую, а замену словенской династии Вандала, представителем которой был Гостомысл на династию русов Рюриковичей. Лидия Грот обращает внимание на то, что русы упоминаются в ПВЛ еще до призвания варягов:

«Но кроме этого есть сообщение Повести временных лет об образовании Русской земли у полян под 852 годом, т.е. за десять лет до призвания Рюрика… По моим предположениям, прародиной Руси является Восточная Европа. Именно здесь родились и прожили всю свою длительную историю народ и имя Русь, за исключением той части древнего этноса, который в ходе миграций разных времен покидал свою прародину. Собственно, именно эту мысль о русских, предки которых издревле жили в Восточной Европе, отстаивали Татищев и Ломоносов в споре с Байером и Миллером, если восстановить основную сущность этого спора. При этом взгляды Татищева и Ломоносова на древние корни русской истории в Восточной Европе отражали непрерывную историографическую традицию, истоками своими восходившую к древнерусскому летописанию, русской книжной учености и русской устной традиции. А также, между прочим, – к античности и западноевропейским гуманистам эпохи Возрождения, которым, например, было известно о тождестве роксолан и русских.» («Начало Руси»)

А теперь обратимся к арабским источникам.

«Они [русы] нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из страны славян. Когда у них рождается сын, то он [рус] дарит новорождённому обнажённый меч, кладёт его перед ребёнком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества, и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретёшь этим мечём". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен.» (Ибн-Русте)

«Страна [русов]… Это большая страна, и народ её плохого нрава, непристойный, нахальный, склонный к ссорам и воинственный. Они воюют со всеми неверными, окружающими их, и выходят победителям. Царя их зовут хакан русов. Страна эта изобилует всеми жизненными благами… Среди них есть группа славян, которая им служит.» (Худад ал-'алам)

«Они [русы] многочисленны и рассматривают меч как средство существования. Если умирает у них человек и оставляет сыновей и дочерей, то всё имущество достаётся дочерям, сыновьям же дают только меч и говорят; "Отец твой добывал себе добро мечом, следуй его примеру…"
Они народ сильный и могучий и ходят в дальние места с целью набегов, а так же плавают на кораблях в Хазарское море (Каспий), нападают на корабли и захватывают товары. Храбрость их и мужество хорошо известны, так что один из них равноценен многим из других народов. Если бы у них были лошади и они были наездниками, то они были бы страшнейшим бичом человечества.»
(Марвази)

И наконец описание Ибн Фадлана, лично видевшего русов:

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Атыл. Я не видел [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, красны лицом, белы телом. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причём одна из рук выходит из неё наружу. При каждом из них имеется топор, меч, нож, [причём] со всем этим он [никогда] не расстаётся. Мечи их плоские, бороздчатые, франкские. И от края ногтей иного их них [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного. А что касается их женщин, то на [каждой] их груди прикреплена коробочка, или из железа, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей. И у каждой коробочки – кольцо, у которого нож, также прикреплённый на груди. На шеях у них мониста из золота или серебра...»

Естественно все нурманофилы хором кричат, что в данном случае арабы речь ведут именно о шведах-свеях, ну в крайнем случае о данах-датчанах. Однако позволительно спросить, откуда арабы узнали, что предки нынешних финнов называли предков нынешних шведов «руотси», сиречь «гребцы». И никаких тебе «нурманов», «викингов», на худой конец «варягов». И страна русов у них - «большая страна» и народ русов - «многочисленный народ». А славян они грабят, к великой радости всех славянофобов. Однако прежде чем радоваться нашим доброхотам следовало бы разобраться, а кого собственно арабы называют «ас-сакалиба», если для собственно славян у них есть отдельное название «славийа» Вышеупомянутый Ибн-Фалдан, совершивший в 923 году путешествие в Волжскую Болгарию подданных тамошнего правителя именует ас-сакалиба. Нет никаких сомнений в том, что славяне никогда не составляли ни основного этнического массива в Волжской Булгарии, ни правящего элемента её. Следовательно ас-сакалиба Ибн Фадлана – это булгары. Соответственно с этим и остальные ранние упоминания ас-сакалибов следует отнести к тем же булгарам. А булгары – это финно-угры. В этой связи Егоров автор книги «Образование Древней Руси» резонно замечает:

«В описании Ибн-Фадланом ас-сакалиба достаточно ясно присутствуют как элементы кочевий (юрты), так и элементы осёдлости (дома, погреба). Можно было бы в осёдлых лесных подданных царя ас-сакалибов попытаться увидеть славян, давших своё имя кочевым пришельцам с юга. Но как уже указывали, нет славянской археологии, и есть множество других осёдлых и неславянских народов, населявших приволжские леса и лесостепи, что бы без каких либо-других надёжных источников принять такую версию. К тому же если ас-сакалиба – славяне самоназвание, уже принятое болгарами в начале IX в. то нужна ещё одна теория, объясняющая, почему в течение следующих 200 лет они вновь изменили самоидентификацию и не только вернулись сами к древнему имени болгары, но и передали его подданым ас-сакалибам – славянам.»

Напомню, что арабы, включая Ибн-Фалдана контактировали в основном с хазарами и булгарами, принявшими ислам как раз в начале 10 века, а следовательно сведения о русах они получали преимущественно от них.

Кстати, вопреки распространенному мнению, викинги не могли путешествовать на своих судах по рекам. Их драккары были слишком тяжелы. Между прочим, когда современные шведы решили доказать, что их предки могли добираться по рекам до Константинополя, им пришлось использовать славянские суда. Зато новгородские ушкуйники были по преимуществу речными пиратами. И ходили они на своих ушкуях не только по Волге, но и по сибирским рекам. Впрочем, славяне южные плавали на своих судах-однодревках и по Азовскому морю и по Черному.(Читайте статью "Морские походы славян" ) А морские суда южно-балтийских славян мало чем отличались от скандинавских и фрисландских.

Но вернемся к арабам. Ал-Истархи, Ибн Хаукль, ал-Саведжи делят русов на три категории. Правитель первой категории русов сидит в Куябе, самая отдаленная группа называется ас-Славийа и третья группа имеет своим центром Арсу(Артаб). По поводу Куябы(Киева) и ас-Славийи(Новгород, Земля Словен) расхождений у исследователей практически нет. А вот что касается Арсы-Артабы-Арстабы, то здесь научные светила и простые интересанты категорически расходятся, помещая эту страну то на южном берегу Балтики, то на побережье Черного и Азовского морей. Хотя арабы утверждают, что дальше всех от Волжской Булгарии расположена именно ас-Славийа, а следовательно Арстабу следует искать где-то между Новгородом и Булгаром. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть очевидное: Арса(Арстаба) – это Ростов. Ростово-Суздальская земля, появление которой в отечественных летописях 11-12 вв. приведет светил отечественной исторической мысли прямо-таки в остолбенение. Не было ни гроша и вдруг –алтын. А между тем численность населения земли, которую в летописях пренебрежительно называют Залесской, к началу так называемого монголо-татарского ига перевалило цифру в пять миллионов человек. Для сравнения население Киевского княжества было в двадцать пять раз меньше. Возникает вопрос, а почему столь населенная земля так поздно попадает в летописные источники. Ответ прост до смешного – Ростово-Суздальская земля во времена Нестора была населена в основном язычниками. Собственно первый заметный князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий как раз и получил известность на миссионерской ниве. Согласно официальной версии он крестил вятичей . Однако целью жизни рукастого князя был Киевский стол. Трижды он на него восходил, дважды был изгоняем, а в третий вовсе отравлен. Якобы киевляне не любили Юрия, сына Владимира Мономаха , а любили они Изяслава Мстиславича , который доводился Долгорукому родным племянником. Скорее всего, дело было не в князьях, а в их боярах и дружинниках. Изяславовы мечники были для киевлян своими, а у Долгорукого в дружине верховодили те самые русы, о которых столь нелестно пишут арабские авторы. Русы то они русы, да только ростовские. То ли недавно крещеные, то ли вовсе нехристи.

Таким образом мы можем с прискорбием констатировать, что якобы наша история, некоторым образом не совсем наша. Это не история Руси, а история христианства на Руси. Было Тьмутараканское княжество, но после принятия христианства, в Киевских летописях о нем ни слуху, ни духу. Ростов , упоминаемый поначалу в ПВЛ как один из главных городов, входящих в государство Рюрика, отступает в тень. Его упоминают, но только в связи с языческими бунтами. Бунтуют, естественно, не славяне, а меря. Якобы финно-угорское племя, которое невесть с какого бодуна дало своему главному городу русское название Ростов. Это та самая меря, которую, как пошутил Иловайский, нам ославянили скандинавы. Есть такое русское слово "мир", имеющее несколько смыслов, одно из которых - община. То, что ростовчане называли свою общину миром, а себя мирянами, никого не должно удивлять. Славянами они себя точно не называли, поскольку отродясь звались русами. А можно ведь еще вспомнить город Ярославль , названный так якобы в свою честь князем Ярославом Мудрым . Тогда почему он не назвал его Георгиевском? Неужели Мудрый не знал, что его имя означает кровную связь с богом Ярилой ? Сдается мне, что либо Ярослав не был искренним христианином, либо ему просто не позволили изменить название почитаемого издревле места.

Летописную версию призвания Рюрика я уже изложил выше. Однако следует учитывать, что Нестор создавал ее много позже описываемых событий, а потому вряд ли был точен в деталях. Толчком к призванию варягов по версии Нестора были нестроения среди племен, населявших будущую Новгородчину. Будущую, поскольку Новгорода согласно официальной версии тогда еще не существовало. Рюрик пришел в Ладогу. Кроме Ладоги ПВЛ упоминает Изборск, Белоозеро, Муром, Ростов и Полоцк . В первых двух городах сели братья Рюрика Синеус и Трувар, в остальных - его бояре. Рюрик укрепляет Ладогу и строит Новгород , который становится столицей нового государственного образования. Повторюсь, это официальная версия. Однако даже по этой версии на севере государства, которому еще предстоит стать Русью в средине 9 века уже имеются шесть городов. Рюрик добавляет к ним седьмой. Для справки: в Скандинавии в ту пору вообще не было городов, тем более укрепленных. Там и поселков не было. Усадьбы далеко отстояли друг от друга, а потому даже не огораживались. Исключением являются Хендбю в Дании, который современник Рюрика Готфрид населил ремесленниками, вывезенными из славянских городов, и Бирка, на территории современной Швеции, не сыгравшая, впрочем, в истории этой страны особой роли. Население Бирки даже в пору расцвета не превышало 500-1000 человек. А вот что пишет по поводу скандинавов Лидия Грот:

«Даны, которые заселили большую часть северной и восточной Англии, не строили городов, хотя они оккупировали Йорк и приложили немало усилий для захвата Лондона – два главных города в римских провинциях Британии, которые продолжали существовать и в англо-саксонский период. На Фарерских островах, Шетландских островах, на Оркнейских островах, в Сатерленде, на Гебридах и даже в Исландии, где они заселили пустынные местности или захватили заселённые местным населением территории, города не появились…
Но по-настоящему строительство городов в Швеции началось только с конца XIII в. Именно тогда появилось несколько крупных городов, ставших значительными центрами средневековья: Лёдосё и Аксвалль в Вэстергётланде (Lodose, Axvall – Vastergotland), Кальмар в Смоланд (Kalmar – Smaland) и Боргхольм на Эланде (Borgholm – Oland), Стегеборг в Эстергётланд (Stegeborg – Ostergotland), а также в районе озера Мэларен Нючёпинг и Стокгольм (Nykoping, Stockholm – Malaren)… Ещё позднее, приблизительно в XIV в. началось строительство таких крупных городов-крепостей как Эребру (Orebro).»
(«Норманы, которые строили города»)

А Рюрик не просто прибирает к рукам уже имеющиеся города, он тут же приступает к строительству Нового города, который должен стать столицей возглавляемого им государства. Судя по всему, он намеревался обосновать в новых землях всерьез и надолго. Этому намерению Рюрика едва не воспрепятствовали ладожане во главе с Вадимом Храбрым. Трудно сказать, чем руководствовались Вадим Храбрый и его сторонники, когда бросали вызов пришельцу. Судя по имени Вадим принадлежал к жреческой касте, ибо «вадить» на языке наших предков означало «околдовывать», «очаровывать». Отсюда, кстати, слова «отвадить», «повадить». Не исключаю, что конфликт вспыхнул на религиозной почве. В своей книге «Сын Чернобога» я даю именно такую трактовку, развернувшихся в Ладоге трагических событий. Спор между жрецами Перуна и Велеса – спор давний, длинною в столетия если не в тысячелетия. Не исключено, что он дал о себе знать при смене династий. Однако в данном случае примечательно то, что потерпевшие поражение сторонники Вадима Храброго бежали в Киев .

«864 (6372) г. Оскорбились новгородцы, сказав “как нам быть рабами и много зла всяческого пострадать от Рюрика и от рода его”. Того же лета убил Рюрик Вадима храброго, и иных многих избил новгородцев, советников его. 867 (6375) г. Того же лета убежали от Рюрика в Киев множество мужей.» (Никоновская летопись»)

«869 (6377) г. В сии времяна словяне бежали от Рюрика из Новгорода в Киев, зане убил Водима хороброго, князя словенского, иже не хотеша яко рабы быти варягам.» (Татищев)

В Киеве в эту пору правят, согласно ПВЛ, бояре Рюрика Аскольд и Дир, а потому совершенно непонятно почему враги Рюрика именно у них решили просить защиты. В конце концов, чем один варяг лучше другого? И почему бы Аскольду не выдать Рюрику бунтовщиков? Однако не выдает, а посланца Рюрика отправляет ни с чем, что в конечном итоге приводит к войне. Рюрик и Аскольд сходятся в битве под Смоленском . Аскольд терпит поражение и вынужден оставить этот важный во всех отношениях город. А ведь согласно ПВЛ прошло всего два года, как Аскольд покинул Рюрика и отправился на поиски счастья и добычи. Неужели за столь короткий срок Аскольд так проникся интересами Киева, что решил бросить вызов своему недавнему вождю. Однако по поводу Аскольда имеется другая версия, высказанная академиком Рыбаковым:

«В «Повести временных лет» Асколд и Дир представлены читателю как варяги, бояре Рюрика, отпросившиеся у него в поход на Константинополь и будто бы попутно овладевшие полянской землей и Киевом. А. Шахматовым давно доказано, что версия о варяжском происхождении Асколда и Дира неверна и что этих киевских князей 9 века следует считать потомками Кия, последними представителями местной киевской династии. Польский историк Ян Длугош (умер в 1480 году), хорошо знавший русские летописи, писал об Асколде и Дире: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Асколду и Диру». Научный анализ искаженных редактированием летописей, произведенный Шахматовым без привлечения текста Длугоша, и выписка сандомирского историка из неизвестной нам русской летописи в равной мере свидетельствуют об одной летописной традиции считать этих князей, убитых варягами, последними звеньями династической цепи Киевичей. Аскольда византийский император Василий I (867-886) называл «прегордым Каганом северных скифов».В качестве недоказуемого предположения можно высказать мысль, что имя этого туземного князя, княжившего в Среднем Поднепровье, могло сохранить древнюю праславянскую форму, восходящую к геродотовским сколотам, «названным так по своему царю». («Рождение Руси»)

Из византийских источников нам известно, что Аскольд до начала войны с Рюриком уже успел совершить поход на Константинополь и принять христианство. Византия в ту пору была союзницей Хазарского каганата и принятие потомком Кия Аскольдом чуждой русам и славянам религии круто меняло соотношение сил, сложившееся к тому времени, и ставило под удар Русский каганат , образовавшийся на Дону, в результате гражданской войны в Хазарском каганате, разразившийся после переворота Обадии, принявшего иудаизм. В войне против Русского каганата хазары использовали венгров, тюрок и волжских булгар, пытаясь взять под контроль торговые пути на Волге и ее притоках и в конечном итоге прорваться к Балтийскому морю. Именно хазарская угроза заставила объединиться русов из Ростова и словен из Ладоги. Именно для борьбы с хазарами и был приглашен князь Рюрик Ободритский и его варяги-русы, близкие донским и ростовским русам не только по крови, но и по вере. Собственно деятельность Рюрика начинается с того, что он укрепляет города, расположенные в волжском бассейне, тот же Ростов, кстати. Судя по всему, именно по волжскому пути пришлые варяги и их местные союзники планировали добраться до столицы Хазарского каганата, однако измена Аскольда заставила их изменить планы. Нельзя было оставлять в тылу донских русов предателя Аскольда, готового в любой момент ударить им в спину. Победа, одержанная Рюриком под Смоленском, надо думать вдохновила его союзников. Однако и хазары не дремали, организовав нашествие венгров на Русский каганат. Крепости русов на правом берегу Дона были разрушены. Возможно, свою негативную роль в развернувшейся трагедии сыграла смерть Рюрика, а сменивший его Олег опоздал с помощью донцам, хотя и захватил Киев. Гибель Русского каганата значительно упростила утверждение новой династии в Киеве и как ни странно поспособствовало возникновению нового государственного образования, включившего в себя земли, как южные, так и северные, Русского каганата, я имею в виду Киевскую Русь.

Таким образом мы можем констатировать, что Киевская Русь отнюдь не первое государственное образование на территории России. Трудно сказать, входили ладожские словене в Русский каганат, который равно как и Хазарский каганат был федерацией, а скорее конфедерацией, земель, причем не только русо-славянских, но то что в этот союз входили ростовские русы, коренные жители земли позднее известной как Ростово-Суздальское княжество, сомневаться не приходится. Именно они пригласили на Русь своих родичей с южного Побережья Балтики и именно они помогли Рюриковичам утвердится на новых землях. Кстати, вопреки распространенному мнению, вовсе не русы произошли от славян, а наоборот славяне от русов. (Читайте статью «Русы и Европа» , размещенную на этом сайте.)