ФАНТАСТИКА

АВТОРСКИЙ САЙТ ПИСАТЕЛЯ СЕРГЕЯ ШВЕДОВА

РЕЦЕНЗИИ И КОММЕНТАРИИ


И. ЧЕРНЫЙ "У ЧЕРТОВА ДЕДУШКИ"

Рецензия на роман "ЯРТУР" Издательство Крылов 2008 год



Сергей Шведов явно тяготеет к «готическому» роману, соединяющему мистику, ужасы и исторический антураж. Однако делает это не на банальном для ужастика западноевропейском материале, а использует славяно-русский. Вот и в очередном своем сочинении писатель верен избранному направлению. Появление у людей таинственного и чудесного артефакта «жар-цвет» угрожает всему мирозданию. Затрепетало веко, прикрывающее Око Ариманово, и если злой титан проснется, то придет конец Яви, Нави и Прави. Чтобы узнать, как воспрепятствовать этому, княжич Яртур отправляется к своему пращуру, продавшему душу нечистой силе, а тот посылает его еще дальше, прямо к чертову дедушке Вию. Простенький сюжетный квест осложняется крайне запутанными родственными отношениями персонажей, когда непонятно, кто кому кем приходится, и жуткими кровосмешениями, что превращает книгу из фэнтезийной «готики» в некое подобие греческой трагедии. Ощущение седой древности усугубляется нерасчлененностью мифологических наслоений, где тесно переплелись иранские, скандинавские и славянские мотивы, а также чуть тяжеловесным архаизированным стилем. Четко прослеживается интертекст книги. С одной стороны — «Вий» Гоголя, с другой — эпопея Толкина. Возможно, замыслом автора была попытка соединить на некоем правременном уровне две традиции современного отечественного фэнтези, получив первичный миф. Однако не всегда столь смелые эксперименты приводят к удачному результату, потому «Яртур» выглядит скорее пародией на сочинения великих предшественников. Пробирающая до сердца жуть, которой буквально пронизана гоголевская повесть, в книге Шведова сведена к фарсу. Его герою, в отличие от Хомы Брута, удалось выстоять в игре в гляделки с Вием, но что это дало княжичу и сюжету романа? Итог: эксперименты в нашей фантастике нечасты, потому каждая такая попытка заслуживает если не одобрения, то хотя бы внимания и уважения.
Сайт "Мир фантастики и фэнтези.



МОЙ КОММЕНТАРИЙ

Похвально, что автор рецензии знаком с творчеством Гоголя и Толкина, но человеку, берущемуся за рецензирование романов в жанре славянского фэнтези, неплохо бы русские народные сказки почитать. В частности: «Иван Коровий сын». Специально для рецензента привожу вкратце ее содержание. Иван отправляется в подземное царство, чтобы освободить Марью Моревну. Дабы проникнуть туда, ему приходится пересечь по Калиновому мосту реку Смородину. К слову, Смородина в данном случае не имеет ни малейшего отношения к плодово-ягодной культуре. Это река смерти, о чем свидетельствует корень «мор», определяющий в этом слове. Иван убивает сначала трехглавого дракона, потом шестиглавого, потом девятиглавого …
В результате он попадает в Подземное царство и встречается с его владыкой. Далее следует сцена с вилами, с помощью которых рогатый и хвостатый персонал поднимает веки своего повелителя. Конец у сказки, естественно, счастливый. Ну и при чем здесь, спрашивается, Гоголь и его персонаж Хома Брут? Почему автор должен отвечать за невежество рецензента, которому лень взять хрестоматию для школьников начальных классов и прочитать всем известную сказку с классическим сюжетом?
Вообще-то рецензенты и критики странные люди. Сначала они приписывают автору некую сверхзадачу, о которой тот даже не помышлял, а потом громогласно заявляют – не справился, шельмец! А почему, собственно, я должен отвечать за чужие фантазии по поводу моих книг? Не собирался я получать первичный миф, соединяя «на некоем правременном уровне две традиции современного отечественного фэнтези». По той простой причине, что этот миф давно уже реконструирован без моего участия. Тем не менее, я возьму на себя смелость представить его здесь специально для господина Черного, который уже во второй раз пытается довольно неуклюже уличить меня то ли в плагиате, то ли в незнании предмета. ( Рецензия на роман «Зверь» в МФ)
Древняя Русь знала две божественных триады – Белобога и Чернобога. В первую входили Род, Перун и Даджбог, во вторую – Ярила, Велес и Вий. Путь Белобога, это путь эволюционного развития, выражаясь современным языком, путь Чернобога – революционного. Это становится понятным из анализа мифа о Чернобоге. Суть мифа такова: Ярила убивает Дракона, поработившего Землю-Ладу, потом оплодотворяет освобожденную, и в результате его усилий земля расцветает и плодоносит, а сам Ярила со временем превращается в Велеса, покровителя урожая и скотьего приплода. Картина, что и говорить, благостная, если бы не одно «но»: в этом мире все рождающееся рано или поздно умирает, и добрый, щедрый Велес с течением времени становится Драконом или Вием, хозяином Навьего мира, вождем нечистой силы и ждет нового Ярилу, дабы пасть под ударами его меча. В основе этого мифа не трудно заметить вполне реалистическую основу – смену времен года. Весна – время, когда Ярила борется с Драконом, лето – период его торжества, осень – время Велеса, время сбора плодов, и, наконец, зима, суровая и холодная, пора разгула навьих сил, царство Дракона. Но со временем Велес, центральная фигура триады, становится богом перемен не только природных, но и социальных. Соответственно меняется роль Ярилы, ибо сын Велеса изначально несет в себе драконью суть. Проблема не в том, что Ярила может стать Драконом, проблема в том, что он не может им не стать. Надо отдать должное мудрости наших предков, они, похоже, лучше нас понимали, что любая революция, не только приносит плоды, но и сопровождается разгулом нечисти. И не случайно «Навь» и «новь» в нашем языке созвучны. Путь Белобога, путь эволюционного развития, конечно, предпочтительней, и Ярила сын Даджбога смотрится куда привлекательней, чем Ярила сын Велеса, да вот беда – эволюционный путь развития неизбежно заканчивается энтропией, застоем, а следовательно гибелью мира Яви и разгулом мира Нави. Вот тогда и возникает необходимость в революционере, способном вырвать Землю-Ладу из рук Дракона и оплодотворить ее. Но боги являют людям свою силу в человеческом обличье. И воплощением бога Ярилы на земле становится княжич Яртур. Полубог, несущий в себе энергию яри, энергию новизны, энергию перемен. Вот только к чему приведут эти перемены? Кто воплотился в княжиче Яртуре - Ярила сын Даджбога или Ярила сын Велеса? Знающие люди склоняются ко второму варианту. А это означает, что нового кагана следует убить раньше, чем он станет Драконом, дабы защитить землю от разгула навьих сил. Но убить Дракона способен только новый Ярила, и далеко еще не факт, что новое воплощение разгульного бога будет лучше старого.
Я далеко не случайно изложил не только миф о Чернобоге и Белобоге, но и свой замысел, дабы не у кого не возникло желания перетолковать его на свой лад
Сергей Шведов.