РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ

Авторский сайт писателя Сергея Шведова

ПИРАТЫpirat1001.jpg"

ПИРАТЫ АНТИЧНОГО МИРАpirat01.jpg"

МОРСКИЕ ПОХОДЫ СЛАВЯНpirat03.jpg

ВИКИНГИpirat04.jpg

УШКУЙНИКИpirat05.jpg

ПИРАТЫ БАЛТИЙСКОГО МОРЯpirat06.jpg

АЛЖИРСКИЕ ПИРАТЫpirat07.jpg

ПОРТУГАЛЬСКИЕ ПИРАТЫpirat08.jpg

ФРАНЦУЗСКИЕ КОРСАРЫpirat09.jpg

ПИРАТЫ КОРОЛЕВЫ ЕЛИЗАВЕТЫpirat010.jpg

ФРЭНСИС ДРЕЙКpirat011.jpg

ТОМАС КАВЕНДИШpirat012.jpg

ГЕНРИ МОРГАНpirat013.jpg

ПИРАТЫ НОВОГО СВЕТАpirat014.jpg

ПИРАТЫ ИНДИЙСКОГО ОКЕАНАpirat015.jpg







<a href="http://instaforex.com/ru/?x=FBZZ">InstaForex</a>








об издательстве
ПИРАТЫ

АРАБСКИЕ КОРСАРЫ

В 20—30-х годах VII века н. э. произошел знаменательный взрыв энергии и воинственности у арабских племен, приведший в конце концов к созданию огромного государства, включавшего Аравию, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, почти весь Пиренейский полуостров, северо-западную часть Индостана. Создание в ходе арабских завоеваний новой мировой державы во многом связано с принятием арабскими племенами исламской религии, основанной пророком Мухаммедом (около 570 года – 632 год н. э) .

Активное строительство мусульманского флота на Средиземном море относится к периоду правления третьего халифа – Усмана (644-656 гг.). После того как арабы потерпели поражение под Александрией от византийцев, использовавших морские силы, в Сирии началось строительство мусульманского военного флота.
Одновременно, но в еще больших размерах строительство военных кораблей началось в Египте. При этом наместник Абдаллах ибн Сад ибн Абу Сарх исходил из необходимости защитить египетское побережье от дальнейших византийских вторжений. Так, в 645-655 годах египетский флот располагал 200 кораблями на Средиземном море. Кораблестроительный лес поступал на новые египетские верфи из Ливана, а из Египта на сирийские верфи отправляли парусину и канаты.

Важная роль в создании исламского военного флота на Средиземном море принадлежала арабскому наместнику в Сирии с 639 года Муавии ибн Абу Суфьяну. (Муавия позже стал халифом, правил в 661–680 годах; перенес столицу халифата из Медины в Дамаск.) Именно он полностью осознал, что сокрушить византийских соперников без флота невозможно. Тем более что в Леванте, где новое государство, Арабский халифат, впервые вышло к Средиземному морю, наличествовали все условия для создания флота: это и судостроительный лес в Ливане, и древние традиции судостроения и мореходства, сохранившиеся у жителей приморских городов Сирии и Палестины. Главными центрами строительства кораблей стали портовые города Акка и Тир. Судостроительные бригады и экипажи кораблей формировались из сирийских христиан, местных потомков финикийских моряков, ренегатов-перебежчиков из Византии, принявших ислам, а также греков – уроженцев многочисленных островов Восточного Средиземноморья, служивших арабам за деньги. Сами арабы вначале выполняли на флоте только роль воинов корабельных отрядов и, естественно, высших руководителей флота.
Первые морские походы арабская флотилия совершила к Кипру в 649 году. Арабы взяли Констанцию, главный город острова, и опустошили все поселения Кипра. Император Констант послал на Кипр отряд кораблей, которому удалось прогнать арабскую флотилию. Но в 653 и 654 годах арабы вновь заняли Кипр.

Действия арабских кораблей в Средиземном море можно четко определить как пиратские по отношению к жителям побережья византийских владений и вообще населению Средиземноморья, не исповедовавшему ислам. То же самое относится и ко всем торговым судам христианских стран. Захваченные мирные жители и пленные моряки рассматривались арабами как добыча и продавались в рабство, а все награбленные в походах ценности распределялись между воинами и моряками. Это соответствовало предписаниям Корана, согласно которым исламские воины имели право на 4/5 всей добычи, а 1/5 передавалась халифу.

Первые арабские корабли на Средиземном море были построены, вероятнее всего, по образцу византийских дромонов и назывались «драмуна» (видоизмененное арабское от греческого слова «дромон»). Византийский дромон сочетал в своей конструкции черты древнегреческой биеры и древнеримской либурны. Он имел обычно два ряда весел и мачту с косым треугольным парусом. Длина его достигала 50 метров. В носовой части киль переходил в таран. На носу и корме устанавливали башни-надстройки для укрытия воинов. Иногда такие башни устраивали и в средней части дромона.
На них византийцы впервые разместили мощные метательные машины: баллисты для метания каменных глыб по навесной траектории и катапульты для метания по отлогой траектории. Самые мощные из этих машин были в состоянии метать глыбы массой до 500 килограммов на расстояние до 1000 метров.
Менее мощные метательные машины использовались для выбрасывания сосудов с «греческим огнем», изобретенным греком Каллиником, архитектором из сирийского города Гелиополя (теперь Баальбек в Ливане) в 668 году, – горючей смесью, в состав которой входили сера, селитра, смола и нефть. Погасить «греческий огонь» водой было невозможно. Каллиник передал свое изобретение (а может быть, усовершенствование) своим соотечественникам в 673 году, когда они отбивались от осаждавших Константинополь арабов. На арабской «драмуне» размещалось 100 гребцов (две смены по 25 гребцов на борт) и до 150 воинов. Затем появились на этих судах и позаимствованные у врагов-византийцев носовые приспособления – сифоны для метания во врага зажигательных смесей.

На арабских верфях начали строить большие по размерам корабли – гурабы («гураб» по-арабски «ворон», эта птица у бедуинов считалась вестником беды). На гурабе было уже не 25, а 90 весел с каждого борта и значительное количество воинов. Гурабы являлись основой арабской военно-морской мощи. В 653 году в сражении у Александрии 200 арабских кораблей разгромили насчитывавший до 1000 больших и малых кораблей византийский флот. Превосходство гурабов над византийскими кораблями проявилось и при захвате Кипра, Родоса, и впоследствии во время походов арабов к берегам Сицилии, Сардинии, Крита. Гурабы, вероятно, являлись главной ударной силой всех арабских флотов на Средиземном море.
Захватив остров Родос в 654 году, сирийский наместник Муавия приказал разрушить статую Солнца, знаменитый родосский колосс, и продал остатки статуи одному торговцу из Эдессы, который навьючил на 900 верблюдов материал, полученный из обломков статуи.

В следующем году Муавия начал готовить суда для замышляемого им похода против Константинополя. Он поручил командование в морском походе Авулафару, назначив его адмиралом флота и возложив на него руководство подготовкой кораблей к походу. Наконец корабли вышли в море и поплыли вдоль берегов Ликии, где находился в то время император Констант. Произошло сражение, в котором византийцы потерпели поражение. Император попал бы в плен, если бы не перебрался на другой корабль, надев одежду простого матроса.
Борьба на море шла, однако, с переменным успехом. Второй поход на Крит закончился для арабов неудачей: часть кораблей затонула, другие были захвачены византийцами, остальным пришлось спасаться бегством.
В 664 году. Арабский флот, поддержанный сухопутной армией, осадил Смирну и Константинополь, однако в следующем году отошел на юг. Через три года новое нападение на столицу Византии совершила армия под командованием Йазида, сына халифа Муавии. Благодаря участию в нападении множества кораблей арабы высадились на европейском берегу Константинополя. Только решительные действия взошедшего в эти дни на византийский престол императора Константина IV Погоната заставили нападавших отступить.

В годы правления халифа Муавии арабская агрессия продолжилась. В 672 году они захватили Смирну, побережье Киликии и Ликии в Малой Азии. Сирийский военный флот халифата вторгся в Мраморное море, овладел полуостровом Кизик и установил блокаду столицы Византии. В 672 году Йазид ибн Муавия начал долговременную осаду Константинополя.
Главным оружием оборонявшихся являлся «греческий огонь», и грекам удалось поджечь множество арабских кораблей. Император Константин IV построил для применения «греческого огня» особые суда больших размеров с устроенными у них на носу трубами, или сифонами, для выбрасывания горючего вещества. Эти суда назывались сифонофорными, и приближение их к арабским кораблям внушало противнику чрезвычайный страх, так как выбрасываемый огонь горел и на воде и уничтожал все деревянные конструкции, на которые попадал.
Действия византийского флота, руководимого императором Константином IV Погонатом, заставили арабов отступить. Морская война шла еще пять лет с переменным успехом. Наконец жестокий шторм у берегов Памфилии нанес потрепанной арабской эскадре невосполнимый ущерб, что и предопределило окончательный итог морских боев в пользу византийцев.
Только в 717 году арабы попытались вновь атаковать византийскую столицу: 1800 больших и малых кораблей сирийского и египетского флотов прорвались к Босфору и во взаимодействии с сухопутными отрядами осадили город (видимо, в указанное количество кораблей включены и лодки, использованные нападавшими для высадки на берег с больших судов, а также для обслуживания последних).
«Греческий огонь» и другие боевые средства, обрушивавшиеся со стен города на вражеские корабли и войска, нанесли арабам существенный ущерб. К тому же суровая зима и штормовое море нарушили доставку продовольствия осаждавшим. В августе 718 года арабы ушли от стен Константинополя – как оказалось, навсегда.

В последние десятилетия VII века арабские корабли все чаще появлялись в Западном Средиземноморье. В 696 году арабы завоевали Карфаген, ставший затем базой их флота. В следующем году византийцы отвоевали его, арабский флот активизировал свои действия, и в 698 году византийцам было нанесено решительное поражение. Около 700 года арабы захватили важный стратегический пункт на морских путях в Центральном Средиземноморье – остров Коссира (теперь остров Пантеллерия), между Карфагеном и Сицилией. Новым западным центром арабского кораблестроения стал Тунис, где при халифе Абдалмалике (685–705 годы) была построена большая верфь.
В начале VIII века, овладев Сеутой, арабы дошли до Атлантического океана. В 710 году первый отряд мусульман (всего 400 воинов и 100 лошадей) переправились на Пиренейский полуостров на четырех кораблях, переданных арабам византийским правителем Сеуты. Опустошив Алхесирас, отряд в том же году возвратился в Сеуту.
В июне 712 года уже сам наместник переправился туда же во главе 18-тысячного отряда. Арабы захватили почти весь полуостров и прорвались в Южную Францию. Только в 732 году в битве при Пуатье рыцари Карла Мартелла остановили арабскую экспансию в Северную Европу.

С приходом к власти на Пиренейском полуострове арабских властителей, кордовских Омейядов (время правления: 756 – 1031 годы, их столицей был город Кордова), главным портом на юго-восточном побережье страны стала Альмерия. Уже при основателе династии Абдаррахмане I в Альмерии были сооружены арсенал и укрепленная гавань.
Сеута и Альмерия стали базами для арабских каперов, которые получали благословение арабских властителей на грабительские походы против христиан – жителей побережий и островов. Используя военный флот, арабские правители в VIII веке упорно атаковали острова и приморские города Средиземноморья, оставшиеся под властью христианских государей. В 740 году начались систематические нападения на Сицилию и Сардинию арабских кораблей, базировавшихся в портах Северной Африки и Пиренейского полуострова. В 791 году византийский флот попытался вернуть Кипр, но в морском сражении потерпел поражение. В 806 году киприоты подняли восстание против арабских захватчиков, однако десант, высаженный с арабских кораблей, разгромил восставших и захватил множество пленных. В этом же году арабские пираты впервые провели набег на Корсику.

В 812 году арабские флотилии направились к побережью Южной Франции и Средней Италии; были совершены пиратские набеги на Ниццу и Чивитавеккью. В 824 году кордовские арабы, из-за смут ранее бежавшие из Испании в Египет, как истинные пираты, произвели разведывательный набег на Крит, пристав к берегу на 10 кораблях. Они захватили пленных, овладели богатой добычей и, главное, подробно изучили местность, после чего возвратились в Египет. На следующий год они под водительством избранного ими вождя Абу-Хафса прибыли на 40 кораблях к побережью Крита, высадились на берег в бухте Суда и, не встречая почти никакого сопротивления, захватили остров. Византийские источники сообщают, что, как только арабские отряды углубились внутрь территории острова, Абу-Хафс приказал оставшимся на берегу воинам сжечь все арабские корабли. Возвратившись на побережье, арабы готовы были взбунтоваться, так как лишились возможности возвращения в Египет к женам и детям. Тогда Абу-Хафс успокоил их, указав на богатства острова и на красоту критских женщин, которых они могут взять себе в жены. Местное население было обращено в рабство, и ислам стал насильственно насаждаться среди населения Крита.
Арабы построили на острове мощную крепость, окружив ее глубоким рвом, от которого она и получила название Xандак (по-арабски «ров»). Отсюда и ведет происхождение современный порт Кандия.

14 июня 827 года из Карфагена (арабского Кайрувана) по направлению к Сицилии вышла арабская флотилия из 100 судов, на которых разместились 10 тысяч арабских пехотинцев и 700 всадников. Через три дня флотилия подошла к сицилийской гавани Мазара, к югу от Лилибея, доставив туда и самозванного византийского императора Евфимия, который там встретился со своими сторонниками. На острове велась упорная борьба за каждый город. Решающим моментом стало падение Сиракуз в 828 г. – важнейшей морской базы византийцев на Западе. Многочисленные экспедиции, высылаемые византийскими императорами на Сицилию, как правило успеха не имели.
Опираясь на базы, созданные в Сицилии, арабы совершают пиратские нападения на порты Южной Италии и Марсель. А в 841 году, сокрушив сопротивление венецианского флота, они захватывают порты Адриатического моря Бари и Тарент (Таранто). Арабские пираты нацеливаются на Апулию, Калабрию, Неаполь и Венецию.
В 846 и 849 годах арабы совершили нападение с моря на Гаэту и Остию (порт Рима). Затем арабские пиратские суда вошли в устье Тибра и добрались до самого Рима. Здесь их постигла неудача. На уцелевших кораблях арабы вынуждены были бежать в море; захваченных в плен мусульманских моряков использовали на работах по возведению ватиканского дворца.

Арабам не удалось достичь полного господства на Средиземном море. В 853 и 854 годах византийские флотилии наносят два чувствительных удара по побережью Египта. Действия византийцев на побережье Египта заставили арабских правителей создать специальный оборонительный флот для прикрытия тыловых баз своих морских сил. Под его защитой строились новые корабли, а арабские моряки расширили район боевых действий на Средиземном море. В 865 году флотилия из 36 арабских кораблей захватила ряд далматинских приморских городов, в 869 году арабы оккупировали остров Мальту. В 870–880 годах они захватили ряд островов Эгейского моря и города на побережье Пелопоннеса. К началу X века вся Сицилия оказалась у них в руках.

Особо наводили ужас на приморские владения Византийской империи арабы – критские пираты. В 862 году они атаковали побережье Македонии, подошли к Афону и ограбили Ватопедский монастырь; в 872 году опустошили берега Далмации. Даже острова Эгейского моря, где постоянно находились византийские морские силы, не были защищены от нападения арабских пиратов с Крита. Афонская гора опустела под страхом новых нападений арабов. Правда, византийский флотоводец Никита Орифа нанес арабам сильный удар и уничтожил много арабских кораблей, но и это не прекратило их нападения на побережье Греции. Около 880 года от арабских пиратов пострадали поселения на западном побережье Пелопоннеса и ближайшие острова. Города Мефона, Пилос, Патры и Коринф подверглись нападению и грабежам. И только появление эскадры Никиты Орифы спасло положение. Он перетащил свои корабли через Коринфский перешеек (Истм) и внезапно атаковал арабов со стороны берега. Критские арабы потерпели сокрушительное поражение и даже обязались платить дань византийскому императору.

В первые годы Х века критский и сирийский флоты арабов действовали по взаимному соглашению и имели поэтому очень часто значительный перевес над византийцами. Отсюда и успешная высадка арабов на остров Лемнос, сопровождавшаяся большими опустошениями и уводом многих жителей в полон, отсюда и взятие большого торгового города Димитриады, и осада и разграбление второго по важности, торговому и политическому значению города в империи – «богоспасаемой» Солуни (Фессалоники).
29 июля 904 года арабский флот под командованием Льва Триполита, уроженца Атталии, грека, принявшего ислам, подошел к городу. Трехдневный штурм увенчался успехом, и город был разграблен и сожжен, 22 тысячи жителей уведены в плен – значительная часть их была продана на Крите в рабство.

Только в 961 году византийцам удалось разгромить гнездо критских пиратов и овладеть островом. По свидетельству летописца, летом 960 года византийский флот с войсками в составе до 3300 судов различного назначения вышел из Константинополя к Криту. Во главе экспедиции был поставлен знаменитый полководец магистр Никифор Фока, будущий византийский император. Высадка на остров прошла без затруднений. Византийский историк Лев Диакон писал по поводу обстоятельств высадки византийцев:

«Собрав по повелению государя все малоазийское войско, он посадил его на корабли и с весьма многими огненосными судами немедленно отправился и в короткое время пристал к острову Криту. Когда должно было сходить с кораблей, тогда он на самом деле показал свою опытность в делах воинских. Он привез с собою на судах лестницы, по коим высадил с кораблей всю пехоту и конницу на берег. Неприятели, пораженные сим новым и чрезвычайным случаем, оставались неподвижно на местах по отрядам и ожидали нападения римлян».

Эти лестницы представляли собой широкие и длинные десантные трапы, которые позволили византийским пешим и конным воинам быстро высадиться с судов там, где обычно высаживались лишь при помощи лодок или вплавь.
Никифор осадил и после многомесячной осады взял штурмом в марте 961 года (с помощью подкопов под стены и применения стенобитных машин) главную крепость арабов Хандак. Ему удалось разгромить и 40-тысячное арабское войско, которое стремилось помочь осажденным. Эмир острова Абу-ель-Ас и его старший сын Анема, а также многие знатные жители города попали в плен. Византийцам досталась богатая добыча. Эта добыча предназначалась в императорскую казну, остальное – военачальникам и простым воинам. Но главное, что пиратское гнездо на Крите было ликвидировано. А в 964–965 годах при императоре Никифоре Фоке византийцы выбили арабов с Кипра, который стал с тех пор византийской фемой и там был помещен византийский гарнизон.

В Х веке на Средиземном море сформировалось пять арабских флотилий: североафриканская, имевшая в своем составе с 916 года и военные корабли, базировавшиеся в портах Сицилии, критская (до 961 года), сирийская, египетская, испанская (Кордовского халифата). Наиболее мощной из них, после появления в Северной Африке государства Фатимидов, считалась первая.
Государство Фатимидов (909-1171) образовалось в Ифрикии (совр. Тунис) в результате победоносного восстания берберских племен против аббасидских наместников Аглабидов. Имея конечной целью завоевание всего мира, Фатимиды к середине Х в. подчинили себе почти весь Магриб и Сицилию. Свой флот Фатимиды почти в полноценном виде унаследовали от династии-предшественника – Аглабидов. Необходимо отметить, что наследство это было немалым. Флот Аглабидов представлял собой внушительную силу, безраздельно господствовавшую на морских пространствах от Пелопоннеса и венецианских лагун до побережья Лигурии.
Была унаследована Фатимидами и вся тщательно продуманная система судостроения, с ее династиями корабелов и кормчих, система великолепных стоянок флота, из которых особо выделялись укрепленные гавани Туниса и Суса. Фатимиды обрели выстроенную вдоль морского побережья цепь укрепленных рибатов, сочетавших в себе функции религиозных школ и станций наблюдения. Ко всему этому добавлялась собственно материальная часть флота, насчитывавшего несколько сотен кораблей – от дряхлых посудин прошлых поколений, до новеньких, с иголочки, галер.
Разумеется, овладев таким мощным оружием, Фатимиды незамедлительно пустили его в ход. Уже в 911 г. флот участвовал в подавлении восстания сицилийцев, а год спустя – в походе против Триполи. Флот осуществлял поддержку сухопутных армий во время фатимидских экспедиций в Египет в 913-14 и 919-21 гг. На плечи флота легла основная тяжесть жестокой сицилийской войны 914-917 годов. В морских сражениях при Триполи и Ламте морские силы молодой державы быстро набирали опыт.
В 918 г. Фатимиды впервые напали на византийские владения в Южной Италии. Стратиг Калабрии, Евстафий, поспешил заключить мир на условиях выплаты 22000 золотых ежегодно, но в 925 Фатимиды продолжили свое наступление и в 926-929 гг. их эскадры, ведомые Сабиром (флотоводцем славянского происхождения), сеяли страх и ужас среди итальянских подданных василевсов.
По сути дела в 925-927 гг. Фатимиды установили на море единый антигреческий фронт совместно с эмиратами Тарса и Крита, хотя вопрос о координации действий между ними более чем спорен. Поддержка же владыками Туниса арабских поселений в Гарильяно и Фрежюсе, наоборот, несомненна.
Не удовлетворяясь множеством морских стоянок, доставшихся им от Аглабидов, Фатимиды в 916-918 гг., выстроили Махдию, ставшую их новой столицей. Новый город на восточном побережье был в первую очередь предназначен под нужды флота. Склады провианта, корабельного леса, верфи, гавань, вмещающая до 200 военных кораблей, отдельно – торговая пристань на тридцать судов; короче говоря, в Махдии находилось все возможное и необходимое для отправки и снаряжения морских экспедиций. Очень скоро город стал одним из важнейших (и безопаснейших) пунктов на испано-египетском торговом пути.
В 939-941 гг. Фатимиды потопили в крови восстание сицилийских мусульман. Занятая отражением нападений русов Византия не смогла – или не захотела – оказать восставшим действенную помощь. Восстание не могло не сказаться на военно-морском потенциале Фатимидов. В 40-х годах X века из источников исчезают сообщения о набегах и рейдах фатимидских флотилий.
Военные действия с новой силой возобновились в начале 50-х годов. Страшное поражение византийцев при Джерачи, 7 мая 952 г., выявило неравенство сил в регионе. Эскадры Фатимидов и их вассалов – кельбитских эмиров Сицилии, как и ранее, безнаказанно опустошали берега византийской Южной Италии. Византийское правительство направило на фронт новые силы армии и флота, обратилось за помошью к халифам Кордовы – и результатом явилась т.н. «трехсторонняя война» (955-958), в которой кордовские мусульмане в союзе с греками выступали против своих североафриканских единоверцев. Флот Фатимидов понес значительные потери, что заставило их просить мира.
Восстановление сил заняло у Фатимидов четыре года. В 962 г. их войска с помощью флота берут Таормину – последнюю значительную крепость византийцев в Сицилии. Ответная экспедиция греков в 965 г. захлебнулась на залитых кровью Раметтских полях и бесславно окончилась катастрофой в Мессинском проливе. Борьба за Сицилию была окончена.

В 969 г. исполнилась заветная мечта Фатимидов – их войска заняли Египет. Уже в следующем году они начали действия против византийцев в прибрежных районах Сирии. Образовался новый фронт, требовавший самого пристального внимания. Вскоре, в августе 972 г., в Каир въехал и сам халиф Фатимидов, ал-Муизз, сделавший его своей резиденцией. Без сомнения, большая часть тунисского флота Фатимидов была также переведена в Египет.
В Тунисе был оставлен Болуджин, сын Зири, одного из полководцев ал-Муизза. Он и его наследники – Зириды не питали любви к морским предприятиям, перенеся свою резиденцию в глубь страны. Довольно скоро добившись независимости от каирского престола, они не уделяли должного внимания своему флоту, быстро измельчавшему до конгломерата небольших эскадр.
С независимостью Зиридов прекратился поток людей и материалов в Сицилию, этот фатимидский форпост на Западе. Несмотря на это, сицилийские вассалы Фатимидов – кельбитские эмиры, продолжали в конце 70-х годов X в. свои непрерывные нападения на южную Италию. В 982 г. им удалось наголову разгромить Оттона II при Скиллаче. С этого момента они превратились в подлинное бедствие византийских владений; не проходило года, чтобы сицилийские корабли не появлялись на горизонте. В 986 г. – Джераче, 988 г. – Козенца, 991 г. – вся Лукания и Апулия становились жертвой их набегов, продолжавшихся вплоть до рубежа тысячелетий, когда морские успехи венецианцев при Бари (сентябрь 1003 г.) и пизанцев – в Мессинском проливе (6 августа 1005 г.) положили конец истории фатимидских эскадр на западе.

С конца X – начала XI в. боеготовность фатимидского флота постоянно снижалась. Основная линия поглощавшего массу сил противостояния с Византией проходила в глубине Сирии; вся тяжесть его пришлась на сухопутные армии, что, несомненно, не замедлило сказаться на финансировании флота. Ко времени появления на Средиземноморье крестоносных эскадр, флот Фатимидов переживал не лучшие свои времена. Несмотря на это, он некоторое время успешно противостоял флотилиям людей Запада, все более и более придерживаясь оборонительной тактики, пока в конце концов в 1169 г. оказался не в состоянии эффективно воспрепятствовать морскому нашествию византийцев на Дамиетту.

После падения фатимидской династии египетский флот при знаменитом султане Саладине (1169–1193 годы), грозе крестоносцев, оставался по-прежнему сильным и многочисленным, но при его преемниках начался упадок. Морская служба больше не оплачивалась. Экипажи комплектовались даже за счет принудительной вербовки моряков, то есть стражники хватали подходящих мужчин прямо на улице и волокли их на суда, где заковывали несчастных на ночь, чтобы они не сбежали, и давали им очень скудное пропитание. Морская служба потеряла всю свою привлекательность, и слово «флотский» («устули») стало одним из обидных ругательных слов.
Предпринимались отдельные попытки восстановить морскую мощь арабов. Так, при султане Бейбарсе ал-Бундукдари началось интенсивное строительство судов и к 1270 году флот состоял из более чем 40 больших военных кораблей, не считая транспортных. Но это были отдельные попытки, не имевшие энергичного продолжения. Упадок мусульманского флота на Средиземном море длился более 200 лет – до его вторичного возрождения уже при турецких султанах в XV веке.