СЛАВЯНЕ

ДРЕВЛЯНЕ

Изначально древляне входили в дулебский племенной союз. Еще в правление византийского императора Юстина (518–527) дулебы неподалеку от впадения в Западный Буг реки Луга основали городище Зимно. Именно здесь располагалась «столица» дулебского племенного союза, резиденция «царя». Городище, расположенное на мысу, поднималось над долиной на 15–16 м и занимало площадь (сильно вытянутую) 1890 кв. м. Защищено оно было, прежде всего, глубокими рвами. На северо-востоке был неприступный крутой склон, на юго-западе – стена из стояков с горизонтальными бревнами и частокол. Многокамерное наземное строение с 13 очагами располагалась под стеной и было к ней пристроено. Именно оно и могло служить домом «царю» и его дружинникам. В городе работали мастера по металлу и камню, снабжавшие своей продукцией округу. Скорее всего, Зимно служило к тому же важнейшим в регионе средоточием меновой торговли.
Арабский хронист Масуди сообщает о подчинении всех дулебских племен «царю» племени «Валинана». «Царь» этот у Масуди именуется «Маджак». Это скорее титул, чем личное имя. Во всяком случае историк Васильева полагает, что «Маджак», это искаженное санскритское слово «Маха», то есть «великий», отсюда логично вытекают титулы подчиненных князей, которые именовались «малыми». Напомню, что во времена Великой Скифии наши предки говорили на языке близком санскриту. (Читайте статью «Великоросы» ) Если вспомнить древлянского князя Мала более поздних времен, то, скорее всего так оно и было. «Маджак» возглавлял типичный племенной союз, где каждое племя имело своего «царя», но «власть была у него, и прочие цари ему повиновались».(Масуди) Власть вождя основывалась на «почтении» и «превосходстве» и носила в большей степени культовый, а не политический характер. «Маджак», вероятнее всего, периодически совершал ритуальный объезд «подвластных» земель и был чем-то вроде верховного жреца племенного культа. На некоторую условность объединения дулебов в пору его сложения указывает полное отсутствие данных о какой-либо славянской «монархии» в письменных источниках того времени.
«Валинана», судя по всему, пала под ударами венедских племен аваринов и лангобардов, «примучивших» дулебов. Трудно сказать, насколько соответствует действительности описание Нестора-летописца о взаимоотношениях аваров-аваринов с побежденными дулебами, исходя из позднейшего противостояния полян и древлян, но в любом случае дулебы вообще и древляне в частности являлись активными участниками аваро-антской войны, в которой поляне, входившие в Антский союз потерпели поражение. (Читайте статьи «Анты» и «Поляне» )

Расселение дулебов шло с запада на восток, через Полесье по направлению к Днепру. Районом наиболее плотного расселения дулебов явились верхнее и среднее течение Случи, междуречье Горыни и Случи и верховья Тетерева, притока Днепра. На север от Тетерева поселениями охвачены бассейн его притока Ирши и верховья Ужа. Здесь явно лежали земли нескольких племен. На Тетереве располагалась Корчакская группа селищ, давшая название археологической культуре славян. Из компактно расселившихся в этих областях дулебских племен позже сложился племенной союз древлян. Изначально древлянами называлось племя (или уже ряд племен), осевшее в лесных местах этого региона, непосредственно подступавших к антской лесостепи. В древлянском племенном союзе позднее выделялись два центра княжеской власти. Одним являлся район сближения Ирши и Ужа, где тогда располагались княжеские города Малин и Искоростень. Другим были земли выше по Ужу и к северу от Жерева, где располагался город Овруч. Последний район в корчакский период был заселен еще редко. Но единичные словенские поселение уже имелись и довольно далеко к северу оттуда, на впадающей в Припять Словечне.

Древляне хоронили умерших в основном в курганах, но иногда и в грунтовых могильниках. С VIII в. в курганах хоронили лишь одного покойника, как правило, без урны. Сожжение производили обычно на стороне, но иногда и на месте. В этом случае умершего помещали на доски или в деревянную колоду, располагая по линии восток-запад.

«Приход славянских поселенцев в район Киева с запада нашел отражение в нескольких преданиях, начиная с древнерусской «Повести временных лет». В одном из украинских текстов (из поздних – наиболее логично построенном) недвусмысленно рассказывается о военных действиях. Некий «пан» неимоверно притеснял людей, «отбирал от них все, что можно было». В конце концов, «подданные» восстали. Объединенные силы восставших разбили «пана» с его войском и гнали до места нынешнего Киева, где уничтожили своего угнетателя и его присных. В этом опять-таки чрезвычайно позднем предании смутно отразилось первоначальное могущество антов (ощущавшееся соседними дулебами) и падение этого могущества в результате войны, приведшей к заселению словенами-дулебами Киевщины.» (С.Алексеев. «Славянская Европа в 5-8 вв»)

Согласно Повести временных лет, «древляне жили зверским образом, живя по-скотски, и убивали друг друга, поедая все нечистое, и брака у них не бывало, но умыкали у воды девиц». Конечно, Нестор здесь явно сгущает краски, дабы подчеркнуть обособленность полян, претендующих на первенство в славянском мире. Но кроме политических разногласий у него для этого имелись и другие основания. Древляне и по образу жизни и даже чисто внешне отличались от полян. Так, волыняне, судя по позднейшим средневековым захоронениям, обладали удлиненной головой, широким лицом, сильно выступающим носом. Это сочетание славянской широколицести с типичными чертами всех европеоидов мы видим и у южных и западных соседей волынян – древлян, уличей, тиверцев. Они, особенно потомки антов, отличались лишь несколько менее вытянутой головой. Значительно отличались – более узким лицом, чуть менее выступающим носом, средних размеров головой – только поляне. На мой взгляд, это объясняется тем, что и анты и дулебы вообще и древляне в частности были сарматскими племенами в отличие от полян-скифов. И в этой связи мне кажутся сомнительным отождествление древлян с агачирами, описанными булгарскими хронистами Гази-Бараджем и Шейх-Гали, которое делает в статье «Древляне» С. В. Трусов. «Агач» по-татарски – «дерево», но сам же Трусов дает другое прочтение этого этнонима опираясь на Шейха-Гали. Вот оно:

«Первое упоминание о них у него соответствует 1300-1200 году до н.э., когда древние греки (тирцы) вышли с территории своей северочерноморской родины и двинулись на Балканы и Грецию: «Тирцы увлекли за собой часть карасакланов, обособившихся во главе с бием Аспарчуком в области «Ака Джир» на реке Ака и поэтому прозвавшихся акаджирами». Как видно из приведенного отрывка, Гали, также как и Гази-Барадж, пользовавшийся при составлении своей истории древними текстами, даже этимологию «древлян» (агачиров) выводит не из «дерева», а от названия местности в бассейне Оки (Аки). Напомню, что древний Ростов булгары называли Джиром. Акаджиры, по словам Гали, были вечными союзниками тирцев (греков): «С помощью этих сакланов-акаджиров тирцы завоевали Малый Рум и остров Крэш и безжалостно истребили тамошних имэнцев». Здесь: Малый Рум – территория Греции и Турции; Крэш – Крит; имэнцы – минойцы..»

Акаджиры Шейха-Гали это однозначно скифы, которые согласно Новгородским летописям в начале бронзового века устремились от моря Понтийского на север и заселили не только берега Оки, но и Приильменье. (Читайте статью «Великоросы» , размещенную на сайте) Что касается сарматов, то они появились в Причерноморье значительно позднее во 2-3 вв. до н. э. , переправившись через Дон и сокрушив Скифскую державу.(Читайте статью «Сарматы» ) Согласно Геродоту, сарматы говорили на сходном со скифами языке, но это не означает идентичность культур и даже внешнего облика. Именно в сарматских погребениях археологи находят искусственно деформированные (вытянутые в длину черепа), чего никогда не делали скифы. Сейчас трудно даже предположить, откуда взялся подобный обычай, но, возможно, это диктовалось антропологическими особенностями коренных сарматских родов, которым присоединившиеся роды «круглоголовых» стремились соответствовать. После завоевания сарматами Причерноморья, часть скифов переместилась на Дунай, часть сместилась на север, но значительная часть смешалась с сарматами и известна нам под именем русов, росомнов и савиров. (Читайте статью «Донские русы» )

Во втором веке нашей эры росомоны совместно с венедами-ругами, полянами и другими славянскими племенами образовали государство Русаланию , просуществовавшую около восьмидесяти лет и павшую под ударами готов. Скорее всего, древляне входили в этот Русаланский союз, столицей которой был город Гелон, известный еще со времен Геродота. После поражения русаланцев часть дулебов оказалось под власть вестготов, другая часть – восточная – под властью гуннов, выходцев с южного берега Балтики и изначально выступавших как союзники готов.(Читайте статью «Гунны» ) Не исключаю, что во времена Русалании и готско-гуннского владычества древляне-дулебы и гольдескифы-акаджиры воспринимались болгарами-степняками именно как агачиры, то есть «лесовики». Вот только говорили болгары того времени не на тюркском и даже не на финно-угорском, а на вполне славянском языке, что впрочем не исключает наличие в этом изначально сарматском этносе как угорских, так и тюркских родов. (Читайте статью «Болгары» ). Болгары были в гуннском союзе далеко не на последних ролях, так же, впрочем, как и акаджиры, жители поочья, вошедшие в историю Европы как акациры. Византийские хронисты отмечают присутствие племени акациров в постгуннскую эпоху именно на Дону, но в данном случае речь идет просто о сохранившемся со скифских времен этническом единстве жителей Поочья и Подонья. Ни о каком древлянском, угорском или тюркском присутствии в данном случае говорить не приходится.

Древляне появляются на правом берегу Днепра в начале 7 века, во время аваро-антской войны и тут же им навстречу двинулись с Дона савиры (потомки сарматов) и русы (потомки скифов), слившиеся к этому времени в единую общность росомонов-русаланов. (Читайте статью «Поляне» ) Возглавляет савиров-русов князь Кий. Трудно сказать, был ли этот Кий потомком Кия, основателя Русалании, известного нам по «Велесовой книге», либо речь идет о титуле, ставшем именем собственным. Скорее всего – второе. Оба Кия, и русаланский, и савирский основывают города под названием Киев, но если речь идет не об имени собственном, а о титуле, то скорее всего «киев», это резиденция «кия», верховного правителя. Так или иначе, но именно со вторым, савирским или донским Кием, связано происхождение современного города Киева. Дулебы вообще и древляне в частности входят в этот вновь образованный союз наряду с полянами, савирами и русами. Видимо, принцип этого союза тот же, что и в уже известной нам «Валинане» Масуди. Во главе нового образований становится Кий, он же «Маха», то есть Великий князь, а все остальные вожди племен или племенных союзов называются малыми князьями или Малами.

После поражения от арабов Мервана на Дону в 733 году, держава Кия попадает в зависимость от Хазарского каганата. (Читайте статью «Хазарский каганат» ) Однако уже в начале 9 века, в результате гражданской войны она получает независимость и новое название – Русский каганат . Кстати, столицей Русского каганата становится Москва. Речь разумеется идет не о Москве нынешней. Думаю, само слово «Москва», означало резиденцию главы каганата – Маха, то есть Великого. Могущество Русского каганата было подорвано нашествием угров, спровоцированным Хазарским каганатом, а также появлением варягов Вещего Олега на берегах Днепра. Скорее всего, и оставшийся безымянным последний правитель каганата (уж не Дир ли?) и Аскольд, и князь Мал были потомками савиро-русского князя Кия, а возможно возводили свой род к Кию Первому, основателю Русалании. Отсюда их незавидная судьба. Отсюда же по всей вероятности и брак дочери князя Мала Малуши с сыном князя Игоря Святославом, в котором род пришлых Рюриковичей слился с родом Киевичей в лице Владимира , который в конечном итоге и стал Великим князем Киевским, крестителем Руси. (Читайте статьи «Князь Игорь» и «Княгиня Ольга» )





Назад Вперед