СЛАВЯНЕ

РАДИМИЧИ

Радимичи — наименование союза племен западнославянского происхождения («от рода ляхов», как гласит летопись ПВЛ), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область). Продвижение на восток радимичей, как и вятичей, впрочем, осуществлялось в рамках военного противостояния между Аварским каганатом и Антским союзом.(Читайте статью «Вятичи» ) Это подтверждается пепелищами на занятой пришлыми племенами земле, оставшимися от селений автохтонов, в пору продвижения сюда радимичей. Никто свою землю вот так просто не отдает.

Радимичей и вятичей от дунайских славян отличает не только «Повесть временных лет», но и византийские хронисты Иордан и Прокопий Кесарийский. Они же утверждают, что севернее дунайских славян жили венеды, родственные по языку и обычаям не только склавинам-славянам, но и антам. О балтийском происхождении радимичей также говорят характерные украшения - шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII вв.

Радимичи во времена Нестора занимали территорию в междуречье Днепра и Десны. В основном их поселения были сосредоточены в бассейне реки Сож. Древнерусский летописец, как и пристало христианскому писателю, рассказывает об обычаях радимичей с неприязнью к их языческим верованиям:

«А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон»

Русский ученый 19 века А.И. Якоби в своей работе «Вятичи Орловской губернии» пишет:

«Географические имена корня Рад очень многочисленны в западной половине Орловской губернии и в Черниговской окраине: Радогощ (Радогост), ныне Погар, пригород Стародубского уезда и Радоль, известная раскольничья слобода того же уезда; Радинка река, Радичи деревня Рославльского уезда на границе Брянского уезда; Радомка река, приток Снопоти, на самой границе Брянского уезда; Радица река на границе Брянского уезда и прилежащей части Жиздринского уезда; Радица три деревни, слобода, река, озеро; Paдчинка речка, Брянского уезда близ границы Жиздринского; Радомье озеро, Радчино деревня, Радчинская деревня, Радушно деревня Трубчевского уезда; Радомка река и деревня, Радня река, Радыбич река на границе Болховского уезда, Радоховка река и деревня Козельского уезда; Родзина три деревни, Радомль река и деревня, Радома река и Радомль две деревни Болховского уезда; Радобичи (Радубины) дер. Дмитровского уезда; Радовище (или Радогощь) деревня Карачевского уезда; Родогоща деревня Кромского уезда; Радогощь деревня Севского уезда; Радобеж деревня Фатежского уезда Курской губернии; Радутин (или Радукин) ручей, овраг, урочище Мценского уезда.; Радугощь деревня Одаевского уезда, Тульской губернии. Таким образом вся эта местность есть крайняя западная часть Орловской губернии и прилегающая к ней с запада часть соседних губерний, т. е. именно та область, которую населяли Родимичи. Нанося на карту перечисленные пункты, мы видим, что Вятичские и Родимичские поселения переплетаются между собой… Родимичи, как и Вятичи, пришли «из Ляхов»; в Польше мы видим город Радом, а около Лодзи посад Радогощь; напомним Радогаста, божество Обитритов, Радагайса или Радогаста, сделавшего нашествие на Италию в 405 г».

Здесь необходимо оговориться, что бога Радегаста, Радогоста, Радогоща ни у славян, ни у венедов не было. Был бог Род в честь которого строились капище, носившие название гастов, гостов. Отсюда кстати и русское слово «погост», означавшее поселение как живых, так и ушедших в мир иной. «Га» в языках индо-европецев – это путь. «Ста» - твердь. Таким образом «гаст» - это земной путь, земное воплощение или земное обиталище, как в исследованном нами случае. То есть во всех перечисленных выше случаях, где присутствует окончание «гаст», речь идет о святилищах, причем не только радимичских.
Деревни с названием Радогощь есть и в Ленинградской области и в Хмельницкой области Украины, где радимичей не было. Хотя сам этноним «радимичи», скорее всего действительно восходил к богу Роду. Так белорусские археологи сравнительно недавно обнаружили вблизи деревни Родомля Чаусского района Могилевской области языческое святилище. Во времена оные здесь горели ритуальные костры, совершались жертвоприношения богам. Очень может быть, что именно здесь находилась когда-то столица Земли радимичей. А само название деревни вполне возможно означает – «Молельня Роду».

В древние времена в долине реки Сож росли густые дубово-грабовые леса. Поскольку дуб - главный строительный материал, радимичи строили из него дома и укрепления. Также они занимались разведением крупного рогатого скота, держали свиней. Кстати, диким прародителем коровы был тур, который водился на территории Беларуси вплоть до XVIII века. На расчищенных местах занимались сельским хозяйством. Выращивали овес, ячмень, просо, возможно, гречиху. Злаки скармливали лошадям, а также делали каши для себя. В основном, жили за счет скотоводства, рыболовства и, естественно, охоты. Ведь в здешних лесах водилось много лосей, оленей, косуль, кабанов и зубров. Питались, соответственно, мясом крупнорогатого скота и убитых на охоте животных. Были распространены ремесла – кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее.

Раскопки захоронений радимичей показали, что они хоронили покойников в курганах. Тело предварительно сжигали. Радимичи верили, что таким образом душа человека быстрее соединяется с небом. Если же человек, скажем, пропадал без вести, в память о нем все равно насыпали курган, по краям которого располагали четыре разбитых кувшина. Когда на поле брани погибал какой-нибудь знатный воитель, вместе с ним, предварительно убив, хоронили одну из его жен. Кстати, одним из основных богов радимичей был Велес, так называемый Скотий бог, отвечавший за скотоводство. Во время раскопок в парке Гомеля студенты нашли камень, которому были преданы черты Велеса. На нем присутствуют явные следы обработки: выбиты глаза, нос. Вероятно, он стоял на деревянном высоком стволе и ему поклонялись. Это вполне мог быть жертвенный камень.
Среди погребального инвентаря много украшений, предметов быта, реже встречаются хозяйственные приспособления. Для мужских захоронений характерны поясные кольца, другие детали поясного набора, редко оружие. Характерные племенные особенности радимичей: бронзовые или серебряные височные кольца (7-лучевые и 7-лапчатые), биэлипсоидные, язычковые, петлистые и гроздевые подвески, пластинистые гривны. В женском костюме сочетались 7-лучевые и перстне подобные височные кольца, звёздоподобные пряжки, мелкий бисер, золото-стеклянные бусы и подвески, которые символизировали небесные светила. Находки из курганов радимичей исследователи делят на 22 категории: предметы труда, около 15 категорий украшений, предметы хозяйственного использования, быта, конской сбруи, оружие, игрушки, посуда. Найдены монеты, которые радимичи использовали как подвески в монистах.

Радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десятилетий 10 века сохраняли относительную самостоятельность. Правда ПВЛ сообщает, что до прихода варягов Олега радимичи платили дань хазарам. Однако Хазарский каганат к тому времени уже распался в результате гражданской войны на две части, граница между которыми проходила по реке Дон. (Читайте статьи «Хазарский каганат» и «Русский каганат» ) Земля радимичей вполне могла входить в Русский каганат, в котором верховодили савиры-северцы ( читайте статью «Донские русы» ), но никак не в Хазарский. Косвенно, это подтверждается тем, что позднее уже в период Киевской Руси, радимичи входили в состав как раз Черниговского княжества, которое в определенном смысле можно считать преемником Русского каганата. Смешение радимечского и северского племен началось, видимо, еще в составе Русского каганата. Северские захоронения встречаются на радимичской территории (Людково, Ляличи), радимичские - на северской (Кветунь, местечко Воронеж на р. Шостка в Сумской обл.) и вятичской (Батагово).

Радимичи попытались было выйти из состава Киевской Руси, но были разбиты на реке Песчань (возле Славгорода) или возле Гомеля воеводой князя Владимира Святославовича Волчьим Хвостом. (Читайте мой роман «Белые Волки Перуна» , размещенный на этом сайте) С 11 века территория радимичей входит в состав Черниговского княжества, с начала 12- её южная часть оказывается под властью Смоленска. К 12 веку относятся письменные сведения о городах радимичей - Кричев (Кречют, 1136), Славгород (Прапошаск, 1136), Гомель (Гомий, 1142), Рогачёв (1142), Чечерск (1159). Крупнейшим городом радимичей был Гомель.
В дальнейшем, радимичи влились в древнерусскую общность. Последнее сообщение о них датировано 1169 годом.





Назад Вперед