ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ
ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ


Великое переселение народов



Великое переселение народовpere.jpg"

Аланыpere1.jpg

Русалания pere2.jpg

Готыpere3.jpg

Гунныpere4.jpg

Готы и Римpere5.jpg

Вандалыpere6.jpg

Аттилаpere7.jpg

Оданацерpere8.jpg

Франкиpere9.jpg

Королевство остготовpere10.jpg

Рим и перселение народовpere11.jpg

Византия и перселение народовpere12.jpg

Королевство вестготовpere13.jpg

Королевство франковpere14.jpg

ГОТЫ

Остготский историк Иордан, труды которого основываются на утраченной истории готов Кассиодора, называет прародиной готов «остров Скандза». Речь идет о южной части Скандинавии и о. Готланд. Отсюда в дохристианскую эпоху значительная часть готов переселилась через Балтийское море в область Вислы, хотя какая-то их часть осталась на прежнем месте, поскольку еще в начале VI века между остготами в Италии и скандинавскими готами, как сообщает Иордан, существовало постоянное сообщение. По данным погребений, приход готов в область Вислы следует относить к I веку до н. э. Хотя вряд ли это переселение было одномоментным. Скорее всего оно продолжалось несколько веков. И только в средине 2 века н. э. между пришельцами и коренным населением этих мест, ругами и вандалами, разразилась война. Скорее всего, это было вызвано либо изменившимися климатическими условиями, либо перенаселенностью. Во всяком случае обжитые места покинули не только руги и вандалы, но и готы, вроде бы одержавшие победу.

Обычно переселение готов на Днепр представляется сплошным победным маршем, но достаточно сопоставить известные даты, как становится видно, что это далеко не так. Готский историк VI в. Иордан сообщает, что Филимер, «пятый в порядке лиц, управлявших королевством готов по удалении их с острова Скандзы» (из Скандинавии), привел переселенцев в некую «страну Ойум», «изобилующую водой» и лежащую где-то западнее Днепра. Такое описание «страны Ойум» совершенно не подходит к скифским степям. Скорее, это Полесье, бассейн Припяти, куда как раз и ведет путь с Вислы по Южному Бугу. По мнению Шамбарова, прорыву готов в Причерноморье препятствовала Русалания, государство в районе Днепра, Северского Донца и Дона образованное ругами, вытесненными готами со своих земель. (Читайте статью «Русалания»)

Согласно археологическим данным именно во 2 веке отчетливо прослеживается распространение Вельбарско-Цецельской культуры на юго-восток, которое обычно связывают с готами, что верно лишь отчасти, поскольку носителями этой культуры были не только готы, но и руги, а также, как это не покажется кому-то странным, - гунны. Вот что пишет по этому поводу Васильева:

«Очевидно, гунны изначально были участниками готского движения от берегов Балтики к берегам Черного моря. Этим движением были охвачены многие народы Центральной Европы, и, похоже, гунны были самым западным из них. В самом деле, «гуннами» называлось в древности одно из племен Фрисландии; все имена вождей гуннов — европейские, кельтского типа. Историко-эпическая традиция Западной Европы всегда считала гуннов «своими», в отличие от славян. Так, памятник германского эпоса, «Сага о Тидреке Бернском», описывает гуннов вполне дружески, Аттила изображен положительным героем и назван выходцем из Фрисландии; в то же время русские в этой саге выступают как основные противники гуннов и «германцев». Такими же «положительными» гунны выступают и в «Песни о Нибелунгах»…» («Евразийская империя скифов») (Читайте статью «Гунны» , размещенную на этом сайте.)

Скорее всего, именно гунны, выходцы из Фрисландии, помогли готам сломить сопротивление русаланцев и после восьмидесятилетнего топтания в «стране Ойум» прорваться наконец в Причерноморье.

Вторжение готов в Причерноморье зафиксировано во второй половине 230-х годов римскими источниками. По мнению Васильевой, когда волна нашествия с берегов южной Балтики докатилась до Днепра собственно «готического» в ней практически ничего не осталось:

«В сущности, элита готского государства в Причерноморье была не столько «готской», сколько «венедской». Фактически в III–IV вв. н. э. Западная Сарматия попала под власть венедов, то есть вошла в сферу политического влияния славянской (вендской) Германии…
Если учесть, что готы подчинили всю территорию современной Украины, так что пограничным городом на востоке стал Танаис в низовьях Дона, то их держава в IV столетии заняла большую часть Восточно-Европейской равнины, кроме ее степного юго-востока от Дона до Кавказа и Волги-Урала, оставшегося за русами-аланами.»
(«Евразийская империя скифов)

Васильева считает готов сарматским племенем, справедливо отвергая версию об их «германских» корнях как несостоятельную. Ю. Д Петухов прямо называет готов славянами:

«Готы - активные участники европейского этногенеза - также славяне, это подтверждается все больше, с каждым новым исследованием истории готов. Вот несколько готских слов (мы их даем не латиницей, так как сами готы латиницу не употребляли, они использовали греческий алфавит): «давр» - дверь, «дайл» - доля, «ого» - око, «твадже» - дважды, «хлайб» - хлеб, «нав» - навь (мертвец), «гаст» - гость, «мейна» - меня, «мець» - меч, «сатжан» - сажать, «глаз» - янтарь, от слова «глаз» (отсюда в германские пошло «glas» - стекло, между тем как «стикл» по-готски есть именно стеклянный сосуд). Самоназвание готов «гутлиуда», что есть – «готы люди». Самоназвание вестготов «tervingi» (то есть «лесные»). Но по-готски (как и по-русски) «трева» - это «дерево, древо». Звонкие и красивые «-инги», столь ласкающие слух любителям всего западного и романтического, это всего лишь преобразованное славяно-русское «-инки». Лесные вестготы - есть «древинки», «деревенки». Или, если угодно, привычнее – «древляне». Лингвистика смотрит в корень и не признает красивостей: в основе напыщенно-литературного слова «трэвинги» лежит понятие простое, обыденное - дерево, древляне, деревенские (слово «деревня» так же от «дерева»). Книжные вестготы (читатель, разумеется, понимает, что это поздний научный термин), они же «трэвинги» - это жители лесных деревень, деревенки, или, как произнесли бы украинцы, дрэвинки.» («Страницы подлинной истории»)

Собственно об этом же говорят и готские имена, в подавляющем большинстве своем либо славянские, либо кельтские, но уж никак не германские. (Интересующихся проблемой готских имен я отсылаю к своей книге «Имя Бога», размещенной на этом сайте, к главе «Ярманы») По мнению Петухова, тот факт, что готы пришли из Скандинавии, не должен нас смущать — никаких «дойчеязычных», «инглишговорящих» племен и народностей в Скандинавии не было до XIII–XIV вв. н. э.. Скандинавия — это исконная земля русов, и сами русы-скандинавы своей родиной всегда считали Великую Скифию.

«Не было в тацитовой «Германии» никаких «германцев» современного «немецкого» типа. Центральную и Северную Европу заселяли русы и вычленявшиеся из их суперэтноса при смешении с реликтовыми автохтонами славяне. Это чрезвычайно важно понимать, славяне относительно русов-ариев вторичны. Именно поэтому среди языкового массива славян мы видим и ославяненных угро-финнов, и балкано-кавказцев, и кельтов. Готы же, вне всякого сомнения, были одним из могучих родов русов-скифов — крупнейшим выселком на запад и на север из этнокультурно-языкового ядра русов-индоевропейцев. Юная «немецкая народность», образовавшаяся к XVIII–XIX вв. и обретшая свой язык только к сер. XIX в., в своих империалистических устремлениях сочинила германоцентристскую «историю» и, ничтоже сумняшеся, включила в число своих предков все роды и племена русов и славян, которые вершили судьбы Евразии» («Евразийская история скифов»)(Читайте статью «Миф о древних германцах» )

Донесение из Ольвии, относящееся к середине или концу 230-х годов, гласит, что готы опустошили все окрестности, хотя город римскому гарнизону удалось отстоять. Надпись, обнаруженная в Танаисе и датированная 237 годом, сообщает, что город готовится к обороне. О результате сражения нетрудно догадаться, т, к. это последняя надпись, сделанная в Танаисе.

Вряд ли в это же время произошло полное покорение русалан. «Велесова Книга» связывает главные беды Руси с IV веком, правлением императора Германариха. Но ясно, что готы серьезно потеснили жителей Русалании, обрели на их землях прочную базу и нанесли им очень серьезное поражение — дальнейшие походы против Рима были возможны только при отсутствии серьезной угрозы с тыла.
В 242 г. в союзе с аланами готы совершили набег на римские владения и нанесли поражение императору Гордиану под Филиппополем, разорив окрестные провинции, В 250 г. они перешли Дунай крупными силами, а в 251 г. разгромили римскую армию, причем в битве погиб и император Деций. Филиппополь был взят и разграблен.
По всей видимости, во время миграций и расселения на обширной территории связи между частями когда-то единого готского племени ослабли. Ко времени императора Клавдия II (268-270) впервые появляются упоминания об остготах и вестготах как отдельных племенах. Между остготами и вестготами на протяжении многих столетий сохранялись тесные отношения. Неоднократно засвидетельствованы переходы из одного племени в другое, а также браки между представителями этих двух племен. Поэтому мы имеем полное право говорить о двух разных народностях одного готского племени.

На протяжении нескольких десятилетий земли по нижнему Дунаю, а также весь Балканский полуостров оставались ареной ожесточенной борьбы. Особенно большую угрозу для Римской империи представляли готские нападения на Малую Азию, а также пиратские походы, которые вело понтийское племя боранов при существенной готской поддержке и которые наносили значительный урон почти всему восточному побережью Средиземного моря. Положение империи улучшилось только после того, как император Клавдий II в 269 г. нанес готам тяжелое поражение при Нише. При императоре Аврелиане, победившем вестготов в 271 г. во Фракии и Иллирии, на дунайские земли вернулся мир; впрочем, не в последнюю очередь этому способствовал уход римлян из провинции Дакии. После того как гарнизоны, имперские служащие, аристократия и, вероятно, значительная часть прежнего населения были отведены на южный берег Дуная, готы без боя заняли оставленные земли.
В 322 г. был заключен договор, предоставлявший вестготам статус федератов, согласно которому они обязались за ежегодные выплаты оборонять границы империи и поставлять военные части для службы в императорских войсках. Благодаря этому условию договора возросло римское влияние на вестготов, так как готские вспомогательные войска за время своей службы должны были ближе познакомиться с римским образом жизни. То, что после заключения договора в 322 г. в источниках за три с половиной десятилетия не появляется ни одного упоминания о вестготах, говорит о довольно дружественных отношениях; впрочем, судя по различным косвенным свидетельствам, римская власть в пограничных землях заметно ослабла.

Исход готов из Скандинавии, по всей видимости, сопровождался значительными изменениями в организации общества. Так, следует предполагать, что уже в то время существовал некий правящий класс. Иордан сообщает, что переселение произошло при короле Бериге; таким образом, неоспоримым кажется существование сакрального по своему происхождению института королевской власти. Так как о могуществе и власти готского короля говорит и Тацит, переезд через Балтийское море, должно быть, способствовал дальнейшему возвышению королей у готов. Иордан сообщает имена нескольких королей, не вошедших в генеалогическое древо Амалов, поздней остготской королевской династии. Король Острогота (возможно, легендарный), согласно Иордану правивший остготами, тем не менее появляется в генеалогии Амалов. Возможно, имела место смена династий, сопровождавшаяся политическим разрывом остготов и вестготов, так как Остроготе не удалось добиться признания от всех готских народностей. В этот период уже нельзя говорить о единой королевской власти, которой подчинялись все группы не только остготов, но и вестготов.
Известно, что в 364 году вестготы объединились под властью Атанариха из рода Балтов. Функции Атанариха по большей части заключались в военном руководстве. Атанарих командовал дружиной, которая осталась с ним и после того, как в результате поражения от гуннов вестготы покинули его.

Согласно официальной версии, готы познакомились с христианством еще в 3 веке. В ходе своих грабительских набегов на Римскую империю они захватили множество пленных, среди которых были и христиане. Скорее всего, христианство еще долгое время оставалось религией низших слоев вестготского общества, состоявших из инородцев. Существование христианских общин подтверждается просьбой христиан готских земель о назначении епископа. В ответ на эту просьбу константинопольский патриарх послал Вульфилу, родители которого, происходившие из Каппадокии, были захвачены в рабство вестготами и который сам родился в вестготском государстве. Однако Вульфиле не было суждено проявить себя у вестготов: приблизительно через 7 лет после своего назначения, около 348 г., он был вынужден покинуть страну вместе со своей общиной. Вульфила и после поселения в пределах Римской империи продолжал ревностно стремиться к распространению среди вестготов христианской веры. Писательская деятельность Вульфилы приняла значительные размеры. Принято считать, что готы, как и вандалы, к слову, исповедовали арианство. Еретическое учение впоследствии отвергнутое ортодоксальной церковью. Последователем Ария, сирийского монаха, считается и Вульфила. Однако вызывает серьезные сомнения, что Вульфила, проповедовавший среди готов всего-то семь лет, сумел обратить в свою веру многочисленное племя. Возможно, речь идет о более поздней подтасовке, когда готов «христианизировали» задним числом, использовав сходство в произношении «готы-аланы» и «готы-ариане». Однако более вероятным мне кажется тот факт, что готы были последователями древней ведической религиозной традиции, центральными персонажами которой являлись бог Ярила и его сын Ладон. Живым воплощением последнего обитатели Причерноморья с давних времен считали своих вождей-царей. (Читайте об этом в книге «Имя Бога» в главе «Ярманы» ). Скорее всего, одним из таких вождей был Один, впоследствии превратившийся в бога скандинавского пантеона. Вот что пишет по этому поводу Шамбаров:

«В «Круге земном», записанном, как и «Младшая Эдда» в XIII в. исландцем Снорри Стурлссоном на основе древних преданий, те же асы и ваны выступают реальными народами, а Один и еще некоторые персонажи пантеона — вполне земными вождями, совершившими поход в Скандинавию и обожествленными после смерти. Упоминается, что Один правил в эпоху римских завоеваний, а его правнук Фроди сел на датский престол, «когда Август Кесарь водворил мир на всей земле. Тогда родился Христос». То есть, поход Одина можно датировать I в. до н. э. Откуда же пришли асы в Скандинавию?
«Сага об Инглингах» сообщает, что к северу от Черного моря лежит Великая Свитьод (Suidiod), где течет река Танаис или Танаквисль, впадающая в Черное море, а «местность у ее устья называлась тогда страной ванов». «Страна в Азии к востоку от Танаквисля называлась тогда Страной асов... а столица страны называлась Ас-гард», где и правил Один. Другое древнескандинавское сочинение («Какие земли лежат в мире») рассказывает о том, что Великая Свитьод лежит на восток от Танаквисля, т. е. Дона, и о том, что из Великой Свитьод, что обычно переводится как Великая Швеция, заселялась Малая Свитьод — Швеция скандинавская. Еще в одном анонимном географическом описании Великая Свитьод отождествляется со Скифией.»
(«Когда оживают легенды»)

Скорее всего, «Свитьод» - это страна Света. Изначально Страной Света называлось Причерноморье и Приазовье, откуда начиная еще с каменного века началось расселение индоевропейцев-ариев или русов по территории Европы и Азии. Страной Света назывался также южный берег Балтийского моря, заселенный еще в начале бронзового века выходцами из Причерноморья и Приазовья. Потомков этих переселенцев позднее называли не только венедами, вендами – ведающими, но и свеонами, святичами, вятичами. Одновременно с заселением южного берега Балтийского моря заселялись, северные и центральные земли современной России, на которую тоже распространилось бытовавшее на прародине название Святая (Светлая) Русь, она же Русь Сияющая то есть Россия. (Читайте статью «Великороссы», размещенную на сайте). Разумеется, все эти названия были связаны с древней религией, сформировавшейся в Причерноморье и в Приазовье и связанной с «солнечным» семейством, носителем божественной энергии-яри Ярилой, богиней Ладой, олицетворяющей землю в пору любовного томления, и их сыном Ладоном, Купавоном, Ополуном, Купалой. Который известен грекам как Аполлон сын Леды, а скандинавам как Один или Водин-Водан (позднее «германский» Вотан). (Читайте статью «Оданацер» ). День Купалы-Купавона отмечался и отмечается в пору летнего солнцестояния, хотя наши современники вряд ли догадываются, что истоки этого праздника теряются в глубине тысячелетий. Именно с культом солнечного семейства и связана, на мой взгляд, драма, разыгравшаяся в средине 4 века н.э. в Причерноморье.

Отношения готов с ругами и русаланами, что называется, не сложились с самого начала. Судя по всему вражда, зародившаяся на берегах Вислы, не утихла и на берегах Днепра. В течение всего периода господства готов в Причерноморье между ними и русаланами столкновения происходили с завидной регулярностью. Если верить «Велесовой книге» борьба велась с переменным успехом. То одолевали готы, облагая славян данью, то русаланы восстанавливали свою независимость. Из отрывочной информации, которую удается почерпнуть, видно, что в ходе готских войн пали Воронежец и Голунь.

Несмотря на войны с русаланами, превосходство готов в Причерноморье было подавляющим — с востока и запада их границы прикрывались союзниками, аланами и карпами, а с юга Римская империя любой ценой старалась сохранить мир, чтобы избежать разорительных набегов.
Пика своего могущества готы достигли при Германарихе, короле остготов из рода Амалов, создавшем в Восточной Европе обширную и могучую империю. Аммиан Мариеллин писал, что это был «наиболее воинственный монарх, вызывающий испуг соседних наций благодаря своим многочисленным и различным доблестям», а Иордан в своих хрониках сравнивал его с Александром Македонским. Если это действительно так, то основную часть завоеваний Германарих наверняка совершил еще в качестве военачальника во время правления своего деда Атала (284—317) и отца Агнульфа (318— 350), поскольку на трон он сел, согласно Иордану, в 85-летнем возрасте. Начал он со «своих», жесткой рукой приводя бывших союзников к «общему знаменателю» и загоняя их под власть единой остготской монархии. Согласно Иордану, он провел кампанию против приазовских герулов, «герцог» которых пал в битве. Затем он окончательно подчинил и лишил остатков самостоятельности Боспор, цари которого и без того, цепляясь за власть, беспрекословно выполняли все требования грозных соседей. Подмял он под себя и гепидов с вестготами — их королей из рода Балтов он лишил фактической власти и сделал просто «судьями».
Укрепив власть на юге, Германарих двинулся на северо-запад против венедов, т. е. славян. В данном случае имеется в виду их западная часть, сдвинутая с мест проживания готскими переселениями, отступившая из Прибалтики и сомкнувшаяся со встречной волной племен Черняховской культуры, отселявшимися подальше от Поднепровья и Причерноморья. Римские карты IV в. располагают «венедов» широкой полосой от западных склонов Карпат до Нижнего Приднестровья. Иордан именует их «достойными презрения» и сообщает, что Германарих их разгромил, хотя и признает, что венеды были сильны и «пробовали сопротивляться». А Аммиан Марцеллин уточняет, что проиграли они только из-за плохого вооружения. Красноречивые следы этой войны до сих пор находят археологи: и на Волыни, и в верховьях Вислы обнаруживаются славянские поселения IV века со следами поспешного бегства жителей, пожарищами, брошенным имуществом и опять же с множеством зарытых кладов, за которыми хозяева так и не вернулись.
Точной последовательности всех завоеваний Германариха мы не знаем, но в его империи, кроме уже названных остготов, вестготов, гепидов, герулов, боспорцев, венедов и айстиев, оказалось и множество других народов: карпы, вандалы, руги — обитавшие по Дунаю, языги — населявшие Паннонию, «морденс» (мордва), «меренс» (меря), «тьудо» (чудь), «васинобронкс» (весь), жители Северокавказского побережья, «гольтескифы», «имнискиры». Империя готов раскинулась на огромном пространстве от Дуная до Верхнего Поволжья и от Балтийского до Черного морей.

На имени готского «императора» следует остановиться. Собственно, это не имя даже, а титул. Рексами римляне называли вождей «варваров». Впрочем, скорее всего, они взяли это наименование у самих готов и вандалов, ибо «рекс» - это рекущий, изрекающий, что указывает на сакральное происхождение носителя. Ибо изрекать мог только пророк, близкий к богам, все прочие просто говорили. Что касается слова «герман», а точнее «ярман», то буквально оно означает «сосуд(оболочка) наполненный ярью», то есть божественной энергией. Таким образом, не покривив душой, можно «перевести» слово «ярманрекс», как «пророк полный божественной благодати».

Согласно Иордану, Германариху(будем называть его так) на момент смерти было 110 лет. Цифра откровенно баснословная. Скорее всего, под именем Германарех Иордан или его информаторы объединили двух-трех готских правителей, носивших титул «ярман».
Судя по всему, последний из Германарихов действительно попал под влияние римлян, точнее их религии. Во всяком случае, причиной всех его личных и готских несчастий стала женщина по имени Сунильда. По словам Иордана, она была женой одного из росомонских (русаланских) князей, изменивших мстительному готскому правителю. Как говорится в таких случаях и предание не слишком свежо, и верится в него с трудом. А точнее, не верится вовсе. Во-первых, способ казни – Сунильду разорвали на части при помощи диких коней, во-вторых, «варвары», в отличие от «просвещенных» римлян никогда не наказывали жену за вину мужа. По одной простой причине – она принадлежала к другому роду. Могли убить братьев виновного, детей, ближайших по крови родственников, но жены в их число не входили. А потом, к чему такие страсти? В конце концов, Сунильда никому не изменяла. Конечно, муж мог оставить ее в заложницах, но и этот вариант маловероятен. У русаланского князя наверняка было несколько жен, а потому и ценность такой заложницы приближалась к нулю. Думается, Иордан лукавит, и Сунильда была женой самого Германариха, и он имел полное право ее покарать за измену. Однако в этом случае непонятным остается поведение братьев казненной Сара и Аммия, которые решили отомстить за сестру и на одном из приемов пронзили правителя готов мечами. Их тут же убила стража, и добить Германариха они не успели. И опять нестыковка. Не имели братья права, согласно тогдашним понятиям, мстить за сестру, изменившую мужу. Скорее, это он мог предъявить им счет. Ключом ко всей этой истории на мой взгляд является имя женщины – Сунильда, Синилада. Кстати синий цвет, цвет неба, почитался у славян наряду с красным, а значит имя женщины звучит как Прекрасная Лада, Небесная Лада и в ее лице мы имеем дело с живым воплощением богини Лады, олицетворяющей кроме всего прочего землю, которой владел ее супруг. («О культе Лады читайте в книге «Имя Бога» и статье «Религия скифов»)

В своем романе «Золото императора» я предположил, что причиной убийства Прекрасной Лады стало ее участие в языческой мистерии, носившей оргиастический характер, что не понравилось ее мужу, успевшему принять христианство. Я продолжаю настаивать на этой версии по той простой причине, что от убийства Сунильды до самоубийства Германариха, последовавшего после поражения от гуннов, прошло почти десять лет. И тем не менее, Иордан связывает все беды как самого Германариха, так и готов именно с Сунильдой. Я уже писал выше, что вряд ли Германарих был настолько стар, как об этом пишет Иордан, но в любом случае он был далеко не молод. И, конечно, ранение не могло не отразиться на его здоровье. Однако он прожил еще десять лет и умер не своей смертью. С другой стороны, вряд ли Иордан стал упоминать о смерти Сунильды и ранении Германариха, если бы это событие не привело бы к серьезным последствиям. И, судя по всему, привело… Удар был нанесен не только верховному правителю, удар был нанесен готской империи и всему роду Амалов. Как только Германарих убил Сунильду, он перестал быть живым богом, перестал быть ярманом. Он собственной рукой разорвал сакральную связь с землею, олицетворением которой была его супруга. И разразившаяся после этого в Причерноморье гражданская по своей сути война, приведшая готскую империю к краху, явилась расплатой за святотатство.