ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ
ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Великое переселение народов



Великое переселение народовpere.jpg"

Аланыpere1.jpg

Русалания pere2.jpg

Готыpere3.jpg

Гунныpere4.jpg

Готы и Римpere5.jpg

Вандалыpere6.jpg

Аттилаpere7.jpg

Оданацерpere8.jpg

Франкиpere9.jpg

Королевство остготовpere10.jpg

Рим и перселение народовpere11.jpg

Византия и перселение народовpere12.jpg

Королевство вестготовpere13.jpg

Королевство франковpere14.jpg

АЛАНЫ

Где-то в I в. сюда из закаспийских степей в Приазовье двинулись новые сильные пришельцы — аланы, создавшие здесь еще одно сарматское царство. Народ это был энергичный и воинственный и вскоре подчинил всех соседей, добровольно или силой вобрав их в состав своей этнической общности. Поэтому по мере даты написания историко-географических работ аорсы, исседоны, сираки, иксаматы в них исчезают, и вместо всех этих этнонимов остается лишь один — аланы. Аммиан Марцеллин так характеризует аланов:

«Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если и не свиреп, то все-таки грозен; они очень подвижны вследствие легкости вооружения, во всем похожи на гуннов, но несколько мягче их нравами и образом жизни; в разбоях и охотах они доходят до Меотийского моря и Киммерийского Боспора с одной стороны и до Армении и Мидии с другой… То наслаждение, которое добродушные и миролюбивые люди получают от ученого досуга, они обретают в опасностях и войне. Высшим счастьем в их глазах является смерть на поле боя; умереть от старости или несчастного случая для них позорно и является признаком трусости, обвинение в котором крайне оскорбительно». («Римская история»)

Упоминает Марцелин и некоторые их обычаи, похожие на скифские: скальпирование врагов, ритуал поклонения мечу, как символу божества войны. Вернадский полагал, что под «аланами» Марцелин обобщенно подразумевал все скифо-сарматские народы. О сильном царстве Алания, восточные границы которого доходили до Урала, а может быть, захватывали и часть территории современного Казахстана, упоминают даже китайские хроники, причем называя аланов оседлым народом. Это подтверждают и археологические раскопки, обнаружившие в предгорьях Кавказа мощные аланские крепости. Более мощным и совершенным по сравнению с языгами и роксоланами было их вооружение, богаче погребения, более развито ремесло и ювелирное искусство.

«Правда, это не мешало аланам оставаться в первую очередь воинами. Едва их царство набрало силу за счет присоединения ближних соседей, как это тут же почувствовали на себе соседи дальние. Набеги начались на всех без разбора. Вторгались они и в Закавказье, и в Парфию, а вскоре и римляне испытали удары аланской панцирной конницы, когда те добрались до их провинций в Каппадокии.» (Вернадский. Древняя Русь.)

В начале 3в. н. э., двигаясь с южно-балтийского Поморья, на территорию Украины вторглись готы. Они разбили западные группы сарматов и заняли земли на востоке вплоть до реки Дон. Собственно аланское государство отбило удар и сохранило независимость в регионе Нижнего Поволжья, Дона, Кубани и Северного Кавказа. Готов принято считать скандинавами, а следовательно германцами, но вот ведь парадокс сами они считали аланов родственным племенем, а потому в конечном итоге заключили с ними союз. Византийский историк 6 века Прокопий Кесарийский прямо писал, что готы есть никто иные, как прежние скифы-сарматы, только под новым именами:

«В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды. В прежнее время правда, правда, они назывались савроматами и меланхленами. Некоторые называли эти племена гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному».(«Война с готами»)

Очевидно, что многочисленный «готский» народ в описании Прокопия – это тот самый многочисленный аланский народ, который был описан незадолго до того Аммианом Марцелином (конец 4 века н. э.). И столь же очевидно, что готский язык, общий для всех «варваров», обрушившихся на Рим, не имел никакого отношения к современной германской языковой группе. Ведь согласно Прокопию, готский язык это тот самый язык, на котором говорили скифы и сарматы. Конечно, можно отнести его к иранским, да вот беда, в Европе, по которой взад и вперед прокатилась волна нашествия, не осталось никаких «иранских» следов, а ведь готы были весьма многочисленным народом и оставались таковыми уже в эпоху раннего Средневековья. Гото-аланская волна нашествия зашла далеко и достигла Франции, Испании и Северной Африки. Но из этого не следует, что аланы совсем покинули южнорусские степи. На запад отправлялись армии, и далеко не все возвращались домой… Но большая часть народа, как это и всегда бывает, оставалась на родине. И не только осталась, но сохранила память о прошлом. Вот что пишет об этом Васильева:

«Московские источники XV–XVI вв. упоминают, как о чем-то само собой разумеющемся, о войнах римского императора Феодосия (380-е гг. н. э.) с русскими. Так, официальный историко-генеалогический справочник московских царей, «Степенная книга» (XVI в.), сообщает: «Еще же древле и царь Феодосий Великий имеяще брань с русскими вой»… Исходившее из официальных же церковных кругов «Поучение митрополита Фотия великому князю Василию Дмитриевичу», написанное в начале XV в., также содержит утверждение, что Феодосий «брань имеаше с русскыми вой преже крещения их»…Нет сомнений, что речь в этих сообщениях идет о нашествии на Балканы гото-аланского войска в конце IV столетия н. э. Это значит, что подлинно национальная русская историография прямо отождествляла готов и аланов с русскими.» («Великая Скифия»)

Таким образом мы можем предположить, что готы, пришедшие в Причерноморские степи с запада, и аланы, пришедшие в Приазовье с востока, были частью одного скифско-сарматского этноса, заселяющего эту территорию с незапамятных времен. Менялся только господствующий слой. Скорее всего, и аланы, и готы принадлежали к воинской касте, а потому легко вписывались в социальную структуру Великой Скифии, занимая в ней, в тот или иной период, господствующее положение и давая при этом древней общности новое наименование. Марцелин в частности утверждает, что земли аланов простираются вплоть до Индии, которую в его время действительно захватили среднеазиатские саки.
Власти Константинополя и Рима в период «Великого переселения народов» неоднократно пытались «посадить на землю» и готов, и аланов, однако проблема была в том, что и те и другие не были по сути ни земледельцами, ни скотоводами, они являлись правящей воинской кастой, способной реализовать себя только на бранном поприще. Частично обуздать их удалось только тогда, когда римские землевладельцы уступили им значительную часть доходов со своих владений. Позднее на территории развалившейся Римской империи возникло несколько королевств, в которых готы, аланы и вандалы стали господствующим слоем.

Итак к началу четвертого века в Причерноморских степях существовало две обширные империи – государство готов во главе с Германарихом, простиравшееся до Дона, и государство аланов, включавшее в себя Приазовье, Кубань и Северный Кавказ.

Кто первым развязал войну в середине IV в,— трудно судить. По версии Л. Н. Гумилева — аланы, когда по окончании степной засухи вздумали вернуться на оставленные ранее пастбища, уже занятые гуннами. Хотя могло быть и иначе. Среди подвластных Германариху народов перечисляются мордва и меря, следовательно, он совершал походы и на Волгу, покоряя местные финно-угорские племена, И покоряя, разумеется, огнем и мечом. Может быть, в эти походы привлекались и союзные аланы, чьи владения как раз выходили к низовьям Волги. А ведь гунны поддерживали с поволжскими народами дружественные отношения, среди них были и союзники гуннов.

Около 360 г. начались столкновения гуннов с аланами. Выше уже рассказывалось, что аланы были развитым и сильным народом, на Кавказе у них существовала система мощных крепостей, а лобовых ударов их панцирной конницы в бою не выдерживал ни один противник. У гуннов и их союзников была только легкая кавалерия, а металла не хватало не то что на доспехи, а порой и на наконечники стрел — использовались костяные. И тем не менее в этой войне, затянувшейся на 10 лет, они победили, как сообщают Аммиан Марцеллин и Иордан, «обессилив алан частыми стычками». Гунны не принимали рукопашной, но и не выходили из боя, продолжая кружиться рядом и осыпать врага стрелами. А когда тяжеловооруженные всадники и их кони изматывались, гунны переходили в решительную атаку, накидывали на ослабевших врагов арканы и, расстроив их ряды, рубили мечами в ближнем бою, где длинные сарматские копья становились лишь помехой. В результате победы гунны захватили степи между Каспием и Доном. Аланы частью укрылись в горных крепостях — брать их гунны не умели и не стали, при археологических раскопках следов разгрома там не обнаружено,— а другая часть ушла под защиту своего союзника Германариха.