ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ
ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ

Великая Скифия

Великая скифияski-0.jpg"

Киммерийцыski-1.jpg

Скифы в 4-2 тыс. до н. э. ski-2.jpg

Скифы в 8-6 вв до н.э. skl-3.jpg

Войны скифов с персами ski-4.jpg

Скифы и македонцы ski-5.jpg

Боспорское царство ski-6.jpg

Цивилизация скифовski-7.jpg

Племена скифов ski-8.jpg

Культура скифов ski-9.jpg

Быт скифов ski-10.jpg

Города скифов ski11.jpg

Религия скифов ski12.jpg

Сарматы ski13.jpg

Великоросы ski14.jpg



РЕЛИГИЯ СКИФОВ

О пантеоне скифских богов мы можем судить, в сущности, только по краткому сообщению Геродота, который назвал некоторых из них по именам и привел греческие «эквиваленты». Вот список Геродота: 1) верховный бог (греч. Зевс), отождествляемый у скифов с небом - Папай, 2) его супруга, богиня земли (греч. Гея) Апия, 3) греческой Гестии, богине огня и домашнего очага, соответствует скифская Дева, именуемая Табити, 4) Афродите (богине любви) - Артимпаса (или Аргимпаса), 5) Аполлону, солярному богу в образе юноши, покровителю врачевания, соответствует Эйтосир (или Гойтосир), 6) скифы поклоняются также Богу войны (греч. Арею) в образе меча, 7) Солнцу, которое является верховным божеством у массагетов, 8) Посейдону, «колебателю земли» и морскому царю, называя его Фагимсад, 9) Гераклу.

Информацию Геродота можно проверить и уточнить, сравнивая с сообщениями источников и данными археологии о религиозных культах, получивших распространение в античных городах Северного Причерноморья, а также Средней Азии, входившей в тот же круг скифского влияния. Без труда можно убедиться, что пантеон богов, почитаемый в этих местах, в основном совпадает с геродотовским списком.
Так, граждане Херсонеса, дававшие присягу на верность своему городу, клялись Зевсом, Геей, Гераклом и Девой; изображения двух последних божеств чеканились на монетах. Список божеств, наиболее почитаемых в Херсонесе, совпадает с геродотовым, но не с греческой традицией, в которой на первом месте не стояли бы ни Гея, ни Геракл, ни загадочная «Дева». С другой стороны, династия боспорских царей утверждала свое происхождение от Геракла и Посейдона; последнее обстоятельство можно сопоставить с сообщением Геродота, что «аналога» греческого Посейдона особенно чтили царские, правящие скифы.
Находки великолепных статуй и сообщения источников подтверждают, что в северном Причерноморье большой популярностью пользовалась богиня любви, именовавшаяся греками Афродитой. Известно также, что здесь почитали и другую богиню-Артемиду Таврическую, культ которой, судя по всему, имел местное происхождение.
С другой стороны, мраморные барельефы и статуи, обнаруженные в Старой Нисе - древней столице Парфянского царства (одного из скифских государств на территории современной Туркмении) изображают богов, которых можно сопоставить с греческими Зевсом, Герой, Посейдоном, Афиной, Аполлоном, Афродитой. Особым почитанием в Средней Азии (также, как и в Боспорском царстве) были окружены Геракл и Посейдон, чьи изображения чеканилось на монетах; хорошо известен был культ Близнецов, подобных греческим Диоскурам.
Как видим, пантеон богов, чтимых двумя территориально удаленными группами скифского народа, довольно точно совпадает. Истолковать этот факт как результат греческого влияния нет никакой возможности: по крайней мере в Средней Азии это влияние было очень кратковременным и минимальным. Очевидно, под греческими именами во многих источниках скрываются скифские боги. Отождествление пантеонов столь разных народов, проводимое почти всеми древними авторами, вовсе не так наивно и «ненаучно», как полагают. Вот что пишет по этому поводу Васильева:

«Глубочайшая связь славянского «язычества» с древней арийской религией Скифии, Ирана и Индии теперь уже совершенно очевидна. В сущности, это одна и та же религия. Признавая это, некоторые исследователи впадают в крайность, утверждая о несамостоятельности славяно-русского «язычества»!
Считают, что древние русы просто много «заимствовали» от иранцев (которыми они, вопреки очевидности, продолжают считать скифов). Некоторые прямо называют славянское язычество «митраизмом», и утверждают, что эта религия перешла к славянам от «иранцев» в готовом виде, целиком! Но Митра, как известно, - верховное божество не только иранского, но и индийского - ведического - пантеона. И если обратиться к сравнению славянского язычества с религией «Вед», то сходство оказывается очень значительным, более значительным, чем с какой-либо другой религией. Не только структурное сходство, совпадение имен и терминов, народных обрядов. Сохранились сведения, что еще в начале 20 в. у некоторых русских сектантов применялись даже религиозные песнопения на санскрите.
Даже то немногое, что мы знаем о скифских верованиях, обнаруживает устойчивые параллели в раннесредневековой «языческой» Руси.»
(«Великая Скифия»)

Прежде всего, у скифов и сарматов было распространено почитание природных «священных мест», рощ, источников, озер, рек - точно так же, как и у славян и некоторых других народов арийского происхождения. Культ природы создавал, понятное дело, совсем не то отношение к ней, какое мы имеем сейчас. В качестве «священных мест» у скифов и сарматов могли выступать крупные реки и даже моря. Согласно Максиму Тирскому, автору 2 в. н.э., «жители Меотиды почитают свое озеро, массагеты - реку Танаис».
Само название Меотиды образовано от слова «майя» (др.-инд.: «мать»), поскольку, в представлении древних, Азовское море являлось «матерью» Понта, питая его пресной водой. Великая мать-прародительница почиталась у жителей Восточно-европейской равнины еще 20-30 тыс. лет назад (судя по статуэткам Костенковской культуры на верхнем Дону). Другое название моря (Азовское) имеет связь со словом «Азия», которое, видимо, было одним из имен великой богини-матери (по греческой мифологии, Азия является супругой Прометея, божественного праотца человечества).

Верховный бог скифов, Папай, как замечает Геродот, называется так не зря... Еще бы, ведь слово «папа» означает по-гречески «отец». Логично назвать верховного бога «отцом», тем более, что в христианстве, сменившем древнюю религию и в Греции, и в России, он и является Богом-отцом. Видно, слово «папа» имело в скифском языке тот же смысл, что и в греческом... и в современном русском!
Имя Апии, Матери-Земли, Прародительницы, также имеет аналог в Средиземноморье. Древнеиталийская богиня плодородия и земледелия носила похожее имя - ОПС. По греческим мифам, современные люди произошли от сына титана Прометея, спасшегося после потопа; отцом же Прометея был Япет. Тот же корень, что и в имени «Аппия», и тоже относится к «прародителю», правда, мужскому. Япет известен также из Библии: и там он прародитель, но только народов индоевропейской семьи.
Представление единого божественного начала, содержащего в себе двойственную - мужскую и женскую - сущность, в образе «бракосочетания Неба и Земли» соответствует и скифскому, и славянскому миропониманию. Собственно говоря, такая пара была исходной для всех религий арийского происхождения, но далеко не все религии ее сохранили. Вот что пишет об этом Ю.Д. Петухов:

«Русы Иерихона-Ярихо на всех стадиях существования города традиционно продолжают придерживаться характернейшего для всего суперэтноса русов и имеющего к тому времени возраст не менее 30 тысячелетий культа богини-матери Лады, великой богини Рожаницы. Об этом свидетельствуют найденные фигурки богини Лады. Формы их практически не изменяются со времен палеолита. Мы можем смело поставить найденные в Иерихоне и по всему Ближнему Востоку фигурки Лады в один ряд с уже известными нам изображениями богини-матери проторусов и русов-бореалов из Костенок, Межиричей, Мальты, Виллендорфа, Елисеевичей, Гагарино, Леспюга, Лосселя, Савиньяна, Долни Вестониц и др. Богиня-мать Лада, породившая весь мир, в том числе и единого Верховного бога Рода (парадокс монотеистической веры русов: замкнутое кольцо времен – Единый Верховный Бог создает Вселенную, Богиню-Мать-Сыру-Землю-Природу и она же, Всерожаница, порождает главную ипостась Единого божества, самого Рода – кольцо, в котором всё замкнуто и нет первичности и вторичности, феномен типа «яйцо-курица»). Отсюда непререкаемый культ Богини-матери, Богородицы (именно Богородицы, а не девы Марии!), дошедший в христианско-православном варианте до наших дней. Хотя надо чётко знать, что как православная Богородица сама не есть богиня, так и Лада не была богиней как таковой, а была воплощением Вселенной, порождающей единого (подчеркиваем – е д и н о г о!) бога русов. Богородица Лада, реальная и конкретная женщина-мать, всегда была для русов ближе, добрее и понятнее, чем неведомый, непроизносимый и растворенный во всём и всюду единый бог Род. По этой причине именно изображения Лады дошли до нас в больших количествах. Культ Богородицы-Лады – специфический культ русов на протяжении всех сорока тысячелетий их существования – от русов-кроманьонцев – через русов-бореалов и русов-индоевропейцев вплоть до нас и – традиции чрезвычайно сильны – до наших далёких потомков. ( «История русов»)

Выдающийся памятник древнеарийской религии, «Веды», безусловно, пропитаны духом чистого монотеизма; единое божество проявляется во многих ипостасях, что следует из слов:

«Дух Божий, витающий в Небе и называемый Индра, Митра, Варуна, Агни; мудрые дают Единому Существу многие имена, это - Агни, Яма, Матарисва.»

Согласно «Ведам», истинно верховным богом, «Первосущим», у древних ариев считался небесный Варуна, держатель «мирового древа», то есть энергоинформационной основы мира, иерархически развертывающейся «сверху вниз», организуя материю, создавая порядок из хаоса. Образ ведического Варуны, «движущегося над волнами и под волнами», ассоциировался с мировым Океаном - как символом бесконечной, вечно движущейся Вселенной. Но уже в Индии античного времени Варуна был полузабыт и превратился в тривиального «морского царя»; верховный творец оказался сослан на дно морское. И только славяне помнили, что настоящий бог-творец отличен от своих конкретных воплощений и остается во всеоружии, полностью сохраняя свою творческую силу! Недаром же русские в договоре с Византией клялись Богом и Перуном, подчеркивая, что Перун - это не Бог, а всего лишь его ипостась. Недаром же Прокопий Кесарийский, писавший о славянах в 6-м веке н.э., утверждал, что они почитают единого Бога.

«Но то же самое нам известно и о скифах-сарматах, причем из надежного источника - современных надписей. Судя по надписям, обнаруженным в Танаисе, его жители, меото-сарматы, почитали Бога Высочайшего, не называемого по имени. Эти надписи показывают, что единобожие вовсе не есть «изобретение» народов Палестины, но основное положение древнейшей арийской религии, верность которой хранили меото-сарматы античной эпохи и их потомки, русские и славяне раннего средневековья.
Истинно верховным богом, «богом высочайшим», русские считали небесного творца Сварога (вариант этого имени представлен в Ведах как «Варуна», к тому же корню восходит и греческое «Уран»). Имя Сварог-Варуна объяснимо из санскрита, в котором Isvara имеет значение: бог, всевышний, господь, повелитель; хозяин, владелец, супруг.»
(Васильева. «Великая Скифия»)

Славяне называли верховного бога точно так же, как и скифы - Отцом, Дедом или Прадедом, поскольку считали что люди являются его прямыми потомками. «Настоящее» имя скифского Отца, «Папая», не известно, но можно с полным основанием предполагать, что оно представляло собой вариант имени «Варуна – Сварог».
Именно верховный бог неба, согласно славянской религии, олицетворявший мужскую энергию мира, вступал в брак с Матерью Землей, символом женского начала. Культ Матери Сырой Земли на Руси всегда был одним из самых значительных и стойких. Вероятно, имя богини Земли в прошлом совпадало с древнейшим корнем типа «йап», !хеб» и звучало как «Япия»; позднее было «переведено» на современный язык, а старое имя было табуировано и перенесено в разряд непроизносимых слов, где оно и пребывает до сих пор.

«Итак, скифы почитали единого бога-творца, отца людей, и полагали, что мир состоит из двух начал - мужского (символ небо) и женского (символ земля). Справедливы тождества: Папай – Небесный Бог-отец (скиф.) =Уран (греч.)=Варуна (вед.)=Сварог (рус.). Апия (скиф.)= Теллус// Опс (итал.)= Гея// Деметра (греч) Мать-Сыра-Земля (рус.).) (Васильева. «Великая Скифия»)

Имя скифской «Афродиты Урании» (небесной богини любви) надо читать как Артимпаса. При таком прочтении в нем выступает корень «арт», «Артем» - тот же самый, что в имени греческой богини Артемиды. Но... Артемида ведь не Афродита? Неужели Геродот перепугал? Ничего подобного. Просто в античные времена греки уже успели забыть, что некогда Афродита была… тоже Артемидой!
Дело в том, что в некоторых индоевропейских языках наблюдается чередование типа «раб – арб» (ср. «работа» и «арбайт»), «род-арт»... Греческое имя «Артемис» есть не что иное, как вариант слова «Рожаница», хорошо известного в славянской религии.
Богинь-Рожаниц было две: мать и дочь. Они символизировали свет, красоту, тепло, семейные связи, плодородие. Старшую Рожаницу звали Лада (от слова лад - согласие, и в смысле «супруга»), а также Лето (по времени года, которому она покровительствовала); младшую - Леля. Астрономическим символом Рожаниц служила планета Венера. Супругом старшей Рожаницы Лады был весенний солнечный бог Ярило, праздник в честь которого отмечался 23 апреля. Кроме дочери, у Лады было еще три сына: Купала, солнечный бог, символизировавший Солнце в высшей фазе годичного цикла (праздник 24 июня) и божественные близнецы, Лель и Полель.
Греческие мифы знали несколько вариантов этого солнечного «святого семейства»: богиня Лето (полное совпадение со славянским именем!) является матерью девы-Артемиды и юного Аполлона, а земная царица Леда (Лада?) - матерью прекрасной Елены и Близнецов (Диоскуров). Обе матери, Леда и Лето, представляют собой воплощения богини любви и красоты.
Следует напомнить, что в древнейшей, еще ахейской Греции богиня по имени «Афродита» вообще известна не была, тогда как Лето (Лато) занимала одно из первых мест; в античное же время Лето упоминалась только как мать Артемиды и Аполлона, и ничего более. Очевидно, что «Лето» и есть настоящее имя богини любви; «Афродита» - всего лишь ее поздний эпитет, означающий «пеннорожденная».

Прекрасный солнечный бог Аполлон во всем похож на славянского Купалу. (Первичность образа Купало-Купалы и других русских богов, ставших прообразами более поздних «древнегреческих» доказана в книге Ю.Д. Петухова «Дорогами богов».) Греческая Артемида (Диана) отождествлялась с Луной. Если учесть, что греки имели еще и богиню «просто Луны», именуемую Селеной, а также, что Елена=Селена (звуки «и» и «с» взаимозамещались), то оказывается, что Артемида (то есть Рожаница), дочь Лето, тождественна Елене, дочери Леды. Имя Елена совпадает также с именем младшей славянской Рожаницы, Лели; не удивительно, что оно с древнейших пор пользуется огромной популярностью на Руси.
Сходство славянского культа Рожаниц с греческим мифом о Лето и ее небесных детях вполне очевидно. Вообще весь греческий миф о рождестве Аполлона и Артемиды связан с севером, с «гиперборейской» страной; исследователи вполне обоснованно делают вывод, что это «святое семейство» попало в Грецию именно с севера, из славянского мира. У скифов, несомненно, почиталось это же «святое семейство», причем имена Рожаниц-Артемид звучали очень похоже (Артимпаса).
Если обратиться к Ведам, то можно убедиться, что культ небесной богини любви, «Афродиты Урании», занимал одно из первых мест. Веды называют ее не по имени, но по небесному символу - Зарей (Ушас). Несомненно, «Заря», воспеваемая ведическими гимнами, есть та же богиня, которую в Средиземноморье называли Венерой или Афродитой: планета, которая была ей посвящена, видима как раз на заре. В астрологической зодиакальной системе Заре (Венере) соответствует созвездие Тельца; в этой ипостаси она именуется Рохини.
В поздней индийской мифологии небесная Заря-Венера - это Лакшми (Шри), богиня любви, красоты и счастья. Прекрасная Лакшми родилась чудесным образом из океанских вод, взбаламученных сонмом богов; она появилась на лотосе. Подобным же образом вышла на свет и греческая Афродита - Пеннорожденная; сходство этих мифов указывает, что они оба верны единой первооснове.
Богиня любви во многих вариантах арийской религии считалась также воплощением стихии воды, как, например иранская «Венера» - Ардвисура Анахита. В этой ипостаси ее аналогом в Ведах является Мать Синдху (от «синд» - река), упоминаемая часто наряду с солнечным творцом Варуной-Митрой и Матерью Землей в числе 4-х главных божественных сущностей.
Подчеркивая важнейшее значение владычицы любви и счастья, индийские мифы именуют Лакшми супругой Вишну, или Сурьи (Солнца), или же самого Брамы. Греческая Афродита именуется Уранией, то есть также соотносится с самим верховным, изначальным богом.
Очевидно, в ведический период супругом богини любви Лакшми считался солнечный герой Индра, «победитель дракона». Отсюда представление о браке Зари-Венеры с Сурьей-Солнцем, «весенней» ипостасью которого и является Индра. Таким образом, пара Индра + Индрани (Заря, Рохини) полностью соответствует славянской паре весенних божеств, Яриле и Ладе, почитание которых приходилось на апрель-май.
В поздней традиции индуизма образ Индры был поглощен культом Вишну, отождествленного с творцом мира, божьим духом - Нараяном, и богиня любви стала считаться его женской ипостасью.

«Сравнивая славянских, греческих, скифских и индоарийских богов, получаем следующее тождество образов богини любви - владычицы вод - Зари - планеты Венеры: Артимпаса (скиф.)= Рожаница, Лада-Лето (слав.)= Лето, Леда, Афродита (греч.)= Венера (рим.)= Анахита (иран.)= Заря, Индрани, Рохини, Синдху, Лакшми (инд.).
Сходство вызвано ничем иным, как общностью происхождения религиозных систем, но разумеется, имелись и принципиальные различия. Небесную богиню любви, отождествляемую с планетой Венерой и Зарей, знали все арийские народы и их ближайшие соседи, но не у многих этот образ удержался на первоначальной высоте. Развитие греческой религии привело в конце концов к такому результату: случайный эпитет богини любви вытеснил ее настоящее имя, полное глубокого смысла; она лишилась своего семейства, которое, в свою очередь, распалось на куски, как разбитое зеркало... Такое развитие есть не что иное, как деградация.
Настоящая Венера - идеальная супруга, Лада, прекрасная женщина, достойная любви, но одновременно и нежная мать, дающая жизнь новому мужскому началу (символ Солнца), новому женскому началу (символ Луны) и Близнецам, олицетворяющим единство двух противоположностей. В результате религиозной деградации образ Венеры искажался все больше и больше, пока она не превратилась в тривиальную шлюху. Разумеется, «драма на Олимпе» только отслеживала то, что происходило в реальном обществе. Конец известен: браки распадаются, женщины перестают рожать, этнос гибнет...
С античными народами Средиземноморья именно это и произошло. В отличие от русских - потомков скифов, помнивших, что имя Лады, Жены образовано от слова лад, согласие, гармония.»
(Васильева. «Великая Скифия»)

Один из главных образов Вед - Индра, божественный всадник с молнией-мечом в руке, символ весеннего Солнца. В славянской религии ему соответствует солнечный Ярило, весенний бог, празднование которого приходилось на 23 апреля. Тождество ведийского Индры с Ярилой очевидно: и тот, и другой - образ идеального воина, «белого рыцаря» без страха и упрека. «Белый рыцарь» совершает свой подвиг - убийство дракона - весной, что, разумеется, символизирует извечную, ежегодную победу сил света над силами тьмы. В древнем Риме культ весеннего солнечного бога-воителя занимал одно из первых мест: он именовался Марсом и ему была посвящена одноименная планета и месяц март.
Можно полагать, что имя весеннего героя «Ярила» - более древнее, поскольку корень «яр» сохранился в именах и сакральных терминах многих индоевропейских языков: к нему восходит слово-этноним arja - благородный; arka-солнце, arvan - конь (санскр.); имена Арджуна (герой Махабхараты), Арей (греческий бог войны, аналог славянского Ярилы и хеттского Ярри - тоже бога войны). Индийский эпический герой Арджуна считается воплощением Индры, что подтверждает тождество Индра = Арий, Яр, Ярила.
Само имя Индры было хорошо известно на Руси; оно упоминалось в текстах 16-го столетия и сохранялось в южнорусском фольклоре вплоть до начала 20 в. Достаточно очевидно, что с именем Индры связан православный культ св. Андрея «Первозванного», пришедшего первым на святую русскую землю. Супругой весеннего солнечного бога Ярилы славянская мифология считала прекрасную Ладу (Венеру); летный солнечный Купала приходился им сыном. Символом Ярило у славян считался Сокол; отсюда русское выражение «ясный сокол» - эпитет «ясный» относится непосредственно к Солнцу.
Кто же соответствует Индре-Яриле в списке Геродота? Не кто иной, как Геракл. Единственный из богов, почитаемых скифами, названный только греческим именем! Очевидно, потому, что в этом случае греческое и скифское имена совпадали. Греки передавали славянский корень «яр» как «гер»: например, Яровит превращался в Геровита, Яра становилась Герой.

«Но ведь в греческих мифах Геракл - это не «настоящий» бог, а только герой, сын Зевса от земной женщины?... Так было не всегда. Первоначально он был «настоящим» божеством, причем его культ был приурочен к фазам солнечного цикла. Кроме Греции, он почитался также в Италии и Малой Азии (под именами: Геркулес, Эрикле). Эти имена и образы имеют аналог в северной Индии в эпических легендах о Гери-Кули, властителях Солнечной расы. Учитывая славянский корень «яр» и санскритское «кула» (фамилия), можно «перевести» имя Геркулес-Геракл как происходящий из династии Солнца.
Тождество Геракла с традиционным арийским весенним богом - победителем Дракона - очевидно. Двенадцать подвигов героя символизируют зодиакальный солнечный цикл, и свою главную победу он одерживает над Гидрой (Драконом), обладающей удивительным свойством: на месте отрубленной головы чудовища вырастают новые три... Гидра есть образ «мировой энтропии», которая, как известно, имеет нехорошее свойство возрастать с течением времени, неся неизбежную гибель. Солнечный герой, победитель Гидры - воплощение антиэнтропийных сил мира, дающих жизнь.»
(Васильева. «Велика Скифия»)

Что же случилось с солнечным богом Гераклом в античной Греции и почему он спустился с небес на землю? Очевидно, произошла обычная деградация культа. Дело в том, что образ солнечного весеннего бога в древней арийской религии имел ярко выраженный циклический характер. Ярило - олицетворение мужской энергии, Солнца в подъеме, совершив свой подвиг, победив Змея, оплодотворив Землю теплом и светом, должен был умереть, потому что Солнце неизбежно вступало летом в «нисходящую» фазу годичного цикла. Умереть на руках своей возлюбленной Лето, чтобы на следующий год возродиться вновь.
Вот это и непонятно утратившим живое религиозное чувство. Как это так - бог, и должен умереть! Наверное, это не бог, а простой человек. Смерть необратима, боги бессмертны и далеки от земли, и неоткуда взять энергию для победы над «мировой энтропией», символом которой служит все тот же вечный Змей с самоотрастающими головами...
Так и стал солнечный бог Геракл - победитель Змея (Гидры) смертным человеком, тем более, с ним отождествили вполне реальную личность, вождя дорийцев, пришедшего на Балканы с севера в 13в. до н.э. и основавшего там несколько царских династий.
Скорее всего, первоначально исторический «Геракл» (настоящее имя - Алкид) был сопоставлен с солнечным богом в рамках обычного культа предков царственных династий, а затем, во времена деградации религии, из этого образа выветрилась вся его мощная «космическая» начинка. Между прочим сыновьями Ярилы считали себя многие царские династии в средние века, в том числе Меровинги и Рюриковичи. (Читайте об этом в книге «Имя Бога» , а также в статьях «Рюрик», «Князь Ярослав», размещенных на этом сайте.)
Согласно Геродоту, скифы почитали Геракла как бога. Но и считали его своим «первопредком»! Здесь нет противоречия: то же мы видим в позднейшей славяно-русской религии. Ее отличительная черта - возведение происхождения своего народа непосредственно к Богу, отсутствие пропасти между Богом и человеком. Сравним: для греков Геракл - герой и основатель правящих, династий, для скифов - Бог и предок всего народа! Вспомним, что так называемые греки-дорийцы пришли на Балканы в 11-10вв. до н.э. откуда-то с севера, вероятнее всего, из причерноморских степей. Если учесть, что пришельцы составили правящую элиту местного южно-балканского общества, то все сходится.

Праздники в честь «святого семейства» славяне проводили весной. Яриле был посвящен месяц с 21 марта по 20 апреля (название март - от имени Марса); его праздник приходился на 23 апреля (Ярилин день, впоследствии - Юрьев день). В зодиакальном круге (восходящем к тому же древнему солнечному арийскому культу) Яриле соответствует знак Овна. Овен - баран (агнец) издревле считался животным, посвященным Солнцу, и служил солнечно-огненным символом, о чем говорит само название (агнец - от агни, огонь).
Месяцем с 21 апреля по 21 мая управляла прекрасная Лада и ее сын Лад (Купала). Древние римляне называли ее также Конкордия («согласие»; перевод славянского слова «лад») и Майя (то есть Мать - значение из санскрита), поэтому месяц Лады и носит название «май». Ее зодиакальный символ - Телец (в Ведах супруга Индры, Заря постоянно отождествляется с Коровой).
Месяц с 22 мая по 21 июня посвящался сыновьям Лады-Близнецам (одноименное название в зодиаке), а летнее солнцестояние считалось днем Лада-Купалы (Ивана Купалы). Таким образом, культ святого семейства охватывал всю весну (которая считалась от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния). Исключение составляла только Рожаница-дочь, которой был посвящен первый осенний месяц (с 24 сентября по 23 октября, в зодиаке - Весы). Зодиакальный символ понятен: осень - время собирать плоды и подводить итоги. Недаром же девственная «амазонка» Артемида почиталась в древности прежде всего (как это ни кажется странным) в качестве покровительницы плодородия, дарующей определенные жизненные блага.

«Мы убедились, что в скифской религии в полном составе представлено то же самое солнечное «святое семейство», что известно и у средневековых славян. Другие народы арийской семьи также знали его. У римлян это весенний бог-воин Марс, его возлюбленная Венера, ее сын Купидон. В Ведах это мужественный Индра, победитель Змея, его супруга, небесная Заря, ее сыновья - вестники-Ашвины и их сестра, дева-Сурья. У греков «святое семейство» рассыпалось на мелкие, утратившие связь культы (Геракл; Афродита; Лето и ее дети Аполлон с Артемидой; Селена; Леда и ее Близнецы). Вообще греческая религия, в том состоянии, в каком она до нас дошла, похожа на осколки некогда божественно прекрасного сосуда. «Веды» гораздо ближе к первоисточнику, полное тождество с которым обнаруживает славяно-русская религия.» (Васильева. «Великая Скифия»)

С Аполлоном, сыном Лето (Лады), отождествлен скифский Гойтосир. Аналога этого имени не обнаруживается нигде; возможно, оно представляет какой-то местный эпитет. Смысл его понятен, если учесть, что древний индоевропейский корень «сер-сир» имеет смысл «горение» (тот же, что в названии минерала «сера» и в имени египетского бога Осириса, сына Солнца-Pa). Если учесть, что греческий Аполлон - это солнечный бог, то «горящий» смысл имени его скифского аналога вполне объясним.
Аполлон, полным аналогом которого является славянский Купала, символизирует Солнце в наивысшем подъеме, летнее солнцестояние. Его образ - светлый, прекрасный юноша, его функции - покровительство любви и браку. Само имя его связано со словом «купава» в значении «белый», «светлый», возможно, что именно он и есть тот «Белбог» или «Беллин», особое почитание которого славянами и кельтами засвидетельствовано античными источниками. Подобно своей матери - богини любви Ладе, Купала назывался также Лад или Ладон. Живым воплощением Ладона считали себя Меровинги, которых правильнее было бы назвать Ладовичами или Ладовицами (южнобалтийские славяне произносили букву «ч» как «ц») Отсюда популярное среди французский королей имя Людовик (Hludovic). (Подробнее читайте об этом в первой главе книги «Имя Бога», размещенной на этом сайте.) Кстати имя Рюрика тоже имеет прямое отношение к Яриле, Ладе и их сыну Купавону-Ладону, его звали, если верить франкским хроникам, Гарольд, Геральд, Ярилэд. Отсюда же имена других Рюриковичей Ярослав, Ярополк. Позднее это имя Ярилэд было сокращено до Ярия-Юрия, но смысл остался тот же – сын (потомок) Ярилы. А если учесть, что само слово «ререг» - это «сокол», то связь рода Рюриковичей с Ярилой, зооморфной ипостасью которого и была эта птица, становится очевидной.
Римляне почитали сына Лады-Венеры в детском облике; он носил у них имя, сходное со славянским - Купидон (у адриатических венетов - Купавон); изображался маленьким крылатым мальчиком, вооруженным луком и «стрелами любви». Точно такой же образ имеется в греческой (Эрот, сын Афродиты) и в индийской мифологии (Кама, сын Лакшми), что доказывает его происхождение из общего первоисточника.
Сын Венеры (Лады-Лето) Купидон - это маленький Купала, Лад. «Подросший» Купала покровительствовал мирному труду, ремеслам, искусствам (в том числе «изящным»), и в частности - медицине. В последней ипостаси Купала содействовал также тайным силам, магии. Но Аполлон-Купала был также божеством-воителем, стрелком из лука, чьи стрелы (символ солнечных лучей) несли неотвратимую гибель силам мрака. Именно живым воплощением Аполлона-Купалы-Ладона считался князь СвЕтослав, отсюда его знаментое – «Иду на вы», означавшее вовсе не «иду на вас», а «иду на тьму», ибо «вы» означало у славян именно «тьму», враждебную силу. Кто еще мог рассеять тьму кроме носителя божественного света.
Во многих вариантах арийской религии образ Купалы-Аполлона связывался с лебединой символикой. Другим символом Аполлона служил волк (у греков: Аполлон Ликийский, «волчий»; Иван-царевич и Серый Волк в русской мифологии).
Наиболее глубокий смысл образа Купалы-Аполлона - воплощение творческих сил, преобразующих божественную солнечную энергию в конкретную форму, поэтому его праздник и приходился на кульминацию годичного цикла, летнее солнцестояние. В Ведах этому образу соответствует Савитар, золоторукий, несущийся на колеснице (как и греческий Аполлон) бог солнечного света. Славяне как и скифы почитали своих вождей именно как живое воплощение Куповона, сына Ярилы и Лады. (Читайте об этом в главе Ярманы» «книги «Имя Бога»)
Совпадение образов полное: и Аполлон, и Савитар - солнечные золоторукие боги-колесничие; и тот, и другой, считались подателями благ, к которым можно непосредственно обращаться с молитвой, и тот, и другой – «целители». Отсюда вера в исцеляющие способности Меровингов и культ Драгобера Второго. Отсюда же легенда о короле Артуре (Яртуре) (Читайте об этом в главе «Вещий Олег» книги «Имя Бога»)

Артемида, сестра Аполлона, то есть младшая Рожаница, в списке Геродота не указана, но ее почитание жителями Херсонеса Таврического и других областей скифского Причерноморья хорошо известно из источников. Ее образ - прекрасная девственная богиня, вооруженная, как и брат, луком и стрелами, «амазонка». Разумеется, это чисто скифский образ, который никак не мог возникнуть на почве греческой цивилизации (женщины Греции, кроме спартанских аристократок, были гаремными затворницами или «жрицами свободной любви»).
Поскольку мы знаем, что «Артемид» - Рожаниц было две, и старшая, аналог Венеры-Афродиты, именовалась у скифов Артимпаса, то очень вероятно, что богиня, называвшаяся греками «Артемидой Таврической», звалась скифами точно так же. Имена богини, как и образ, у греков и скифов совпадали. Поскольку астрономическим символом Купалы, брата Рожаницы-младшей, служило Солнце, сама она являлась «солнцевой сестрой»; иногда ее образ соотносился с Луной.
Рожаница Младшая - Артемида, сестра Аполлона - в греческой мифологии имеет несколько различных воплощений, связь между которыми почти потеряна. Несомненно, Артемида, дочь Лето, это та же самая богиня, что и Елена, дочь Леды (то есть Лады); а имя Елена полностью совпадает с именем богини собственно «Луны» как астрономического объекта – Селены. Недаром же римский аналог Артемиды - Диана - изначально считалась богиней Луны. Римская Луна-Диана получила свое имя просто от слова «богиня» (ср. инд.: «деви»); возможно, первоначально она была «Диана Селена»...
Образ Елены (Селены) - дочери Леды и сестры Близнецов-Диоскуров имеет параллель в ведийском пантеоне: солнечную деву-Сурью, сестру Близнецов-Ашвинов. Сами греческие имена Елена-Селена-Гелиос и санскритское «Сурья» образованы от одной древней корневой основы, имевшей «солнечный» смысл. По одной из версий, дева-Сурья не сестра, а невеста Ашвинов, и дочь Савитара; таким образом, выстраивается родственная связь «солнечной девы» с божеством, символизирующем Солнце в максимальном подъеме, подобному греческому Аполлону.
Надо полагать, что почитатели славяно-скифских Рожаниц-Артемид младшую из этих богинь знали под тем же солнечным именем: Сурья-Селена-Елена. Иначе не были бы так популярны в России сказки, главная героиня которых носит имя Елена Прекрасная. У сказочной Елены, «солнцевой сестры», «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»...
В русских сказках партнером Елены (женихом или братом) выступает, как всегда, Иван. В сложном переплетении христианских и языческих образов древнерусской религии Иван отождествлен с солнечным Купалой; празднование Ивана Купалы (24 июня) совпадает с летним солнцестоянием. Возможно, само имя «Иван» восходит к древнейшей индоевропейской традиции: оно имеет аналоги у кельтов: Ив, Ивэйн, Иванхо (Айвенго) Одного из 12-и рыцарей Круглого стола (символ зодиакального круга) зовут Ивэйн, и на его гербе изображен лев, символ Солнца.
Иван и Елена, излюбленные герои русских сказок, оказываются на самом деле образами древних божеств, Лели-Рожаницы-Артемиды и Купалы-Аполлона. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - дети Рожаницы Лады...