ГЛАВНАЯ
ИМЯ БОГА
РЕЛИГИЯ СЛАВЯН
ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ
СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
АРИЙСКИЙ ПРОСТОР
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
СЛАВЯНЕ
КИЕВСКАЯ РУСЬ
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ
КНЯЖЕСТВА
КИЕВСКОЙ РУСИ
СРЕДНЕВЕКО-
ВАЯ ЕВРОПА
ИСТОРИЯ АНГЛИИ
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
ОРДА
РУСЬ И ОРДА
МОСКОВСКАЯ РУСЬ
ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 18в.
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ 19в.
СПЕЦСЛУЖБЫ РОССИИ
ПИРАТЫ
ЗЛОДЕИ И АВАНТЮРИСТЫ
БИБЛИОТЕКА
ДЕТЕКТИВЫ
ФАНТАСТИКА
ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ
ФАНТАСТИКА
НЕЧИСТАЯ СИЛА
ЮМОР
АКВАРИУМ


Великая Скифия

Великая скифияski-0.jpg"

Киммерийцыski-1.jpg

Скифы в 4-2 тыс. до н. э. ski-2.jpg

Скифы в 8-6 вв до н.э. skl-3.jpg

Войны скифов с персами ski-4.jpg

Скифы и македонцы ski-5.jpg

Боспорское царство ski-6.jpg

Цивилизация скифовski-7.jpg

Племена скифов ski-8.jpg

Культура скифов ski-9.jpg

Быт скифов ski-10.jpg

Города скифов ski11.jpg

Религия скифов ski12.jpg

Сарматы ski13.jpg

Великоросы ski14.jpg



ЦИВИЛИЗАЦИЯ СКИФОВ

Цивилизация скифов довольно хорошо известна как по свидетельствам античных историков, так и по знаменитым предметам материальной культуры - сокровищам курганов. В период своего расцвета (800-400гг. до н.э.) она объединила огромные территории Северной Евразии, от устья Дуная до среднего течения Хуанхэ. На юге Великая Скифия, по сути, включала в сферу своего влияния Иран, Северную Индию и северо-западные китайские царства; в этих странах в античную эпоху правили династии, основанные степными «ариями» в период бурного натиска на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э.

Античные авторы - в отличие от многих современных - правильно оценивали силу и мощь Скифской империи, ее глубокое внутреннее единство, ее преемственность с предшествующей эпохой бронзового века. Как писал римский историк Помпей Трог:

«Начало их (скифов) истории было не менее славно, чем их владычество, и доблестями мужей они прославились не более, чем женщин; в самом деле, сами они были родоначальниками парфян и бактрийцев, а жены их основали царство амазонок, так что, если разобрать подвиги мужчин и женщин, то останется неизвестным, который пол был у них славнее…
Владычества над Азией скифы добивались трижды, сами они оставались или не тронутыми, или не побежденными чуждым владычеством…
Некогда два царя, осмелившиеся не покорить Скифию, а только войти в нее, именно Дарий и Филипп, с трудом нашли путь для бегства оттуда...»

Разумеется, достичь такого политического могущества можно было только при соответствующей культурной базе. Господствовавшее еще недавно представление о скифах как о «варварах-кочевниках» следует полностью отбросить.

Железный век у скифов и их «родственников» наступил рано, практически в то же время, что и у других «продвинутых» народов или даже с опережением. Источники железной руды были свои, металлургия тоже; производство железа и стали процветало не только в крупных скифских городах (типа Вельского или Каменского городищ), но и в мелких селениях. Достижения металлургии были использованы для изготовления качественного оружия, что, собственно, и позволило степным арийским народам удерживать за собой совершенно открытые и лишенные «естественных границ» пространства Евразии.

Военное искусство, базировавшееся, понятно, на коннице, заставило уважать скифов «весь цивилизованный мир». Родственные скифам арийские династии закрепились в Иране и Индии еще на рубеже 2 и 1 тыс. до н.э. Походы в Переднюю Азию на протяжении 7-6 вв. до н.э. превратили волго-донских скифов в весомую политическую силу в этом регионе. В то же самое время родственные скифам народы Центральной Азии, известные по китайским хроникам усуни, динлины и жуны, вели успешные войны с местными царствами, часто завоевывая их и составляя местную политическую элиту.

Известно, что причерноморских скифов пытались завоевать иранцы, создавшие в 6-5вв. до н.э. мощную империю Ахеменидов, - но безуспешно. Знаменитая экспедиция персидской армии в Причерноморье (512г. до н.э.) окончилась крахом: скифы применили тактику «выжженой земли».(Читайте статью «Войны скифов с персами» ) Сами «ахеменидские» персы, или вернее, их политическая элита, были потомками ариев, вторгшихся на территорию собственно Ирана в 10 в. до н.э., во время того же большого миграционного потока, который привел скифов в Причерноморье. Стараясь подчинить своей власти Причерноморье, правители империи Ахеменидов пытались как бы «замкнуть круг». Неудачей окончилась их попытка прорваться в степную зону и через Среднюю Азию: война с местными родственниками скифов, массагетами, закончилась не только поражением персов, но и гибелью их царя, Кира Великого.

Империя Александра Македонского, сменившая государство Ахеменидов в 4 в. до н.э., также пыталась пройти в степи и через Дунай, и через Среднюю Азию, и также неудачно. Самому Александру не удалось далеко продвинуться в Средней Азии; он остановился на границе степной зоны. Его брак с представительницей местной элиты, Роксаной, был, очевидно, дипломатическим ходом, призванным укрепить границу эллинистического мира с северным, Евразийским. Не была успешной и попытка прорваться в Причерноморье через Дунай. В ходе военных действий в Приднестровье и устье Буга потерпели поражение полководцы Александра Зопирион и Лисимах. (Читайте статью «Скифы и македонцы»)

Мы видим, что на протяжении всего 1 тыс. до н.э. (железного века) обширную степную зону Евразии - от Дуная до Памира, Тибета и Забайкалья - населяли близкородственные народы «скифского круга», происхождение которых восходило к Андроновской и Срубной культурам позднебронзового века. Эти народы были очень близки между собой: имели один и тот же внешний облик, тип хозяйства, образ жизни; говорили на близких языках, или, скорее, диалектах одного языка; имели, очевидно, одну и ту же религию. При случае они легко вступали друг с другом контакт, образуя военно-политические союзы (так во время нашествия персов причерноморские скифы выступили в союзе с родственными волго-донскими сарматами).
Очевидно, что народы «скифского круга» ощущали свое этническое единство. Можно сказать, что на всем огромном пространстве Евразии между народами общего арийского происхождения поддерживались определенные системные связи, так что эти народы не были разрозненными, враждебными «варварскими племенами», но образовывали довольно сложные этнополитические комплексы.
Эти народы имели достаточно высокий уровень развития технологии, были сильны в военном отношении и политически доминировали во всей Южной Азии - в Иране, Индии, на Тибете - вплоть до бассейна р. Хуанхэ. Обратные движения экспансии, направленные с юга на север, решительно пресекались. Вот что пишет по поводу скифской цивилизации Васильева:

«Так можно ли сводить историю эпохи античности -1 тыс. до н.э. - к истории будто бы «развитых», «продвинутых» цивилизаций южного пояса и теплых морей? На самом деле все эти якобы «продвинутые» цивилизации существовали на периферии скифской Евразии. «Южане» почти никогда не смели даже сунуться на север, тогда как «северные варвары» легко одерживали над ними победы и держали их под прямым политическим контролем, утверждая свою власть в качестве представителей правящей элиты.
И вообще, какое право имеют называть жителей Северной Евразии «варварами»? Уровень «промышленного развития» у них был ничуть не ниже, чем у «цивилизованных» южан. С металлургией и маталлообработкой - основой всякой промышленности было все в порядке. С сельским хозяйством - тоже. Бесспорно, что именно арийские народы Евразии освоили приручили лошадь, вызвав тем самым революцию в средствах передвижения. Больше того, есть основания предполагать, что и первые шаги к культивации растений были сделаны не на юге, а в районе Среднерусской возвышенности…
Наиболее ранние сельскохозяйственные культуры, известные в центрах Передней Азии и Северного Китая - ячмень, полба, просо - среднеевропейские по своему происхождению...»
(«Великая Скифия»)

А вот другой важный технологический скачок, начало обработки железа. Известно, что на ранних этапах железо выплавляли из озерно-болотных руд самых легкоплавких. Три четверти всех запасов этих руд Евразии сосредоточено в Центральной России, И там же - самые крупные запасы сырья для изготовления древесного угля, необходимого древним металлургам! Не здесь ли, в самом деле, начался железный век? Похоже, что так...

Что касается достижений в области духовной культуры, то все, что мы относим к «наследию древнего мира», базируется на основе, заложенной именно «северными варварами». В самом деле, что такое «Веды» и «Авеста», на которых выросла индийская и иранская культуры, как не творения ариев, «спустившихся с севера» в 10 в. до н.э.? А греческая мифология, а «гомеровский эпос», занесенные на юг Балкан в то же самое время и теми же самыми «варварами»! Наконец, есть предположение, что все системы прогрессивной слоговой и алфавитной письменности, которыми пользовались цивилизации Средиземноморья и Южной Азии, восходят к одному раннему, еще эпохи неолита, источнику, и родина этого источника находится где-то в Северной Евразии.