БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ

ЖРЕЧЕСКИЙ СПЕЦНАЗ






Человеческая цивилизация началась с запрета. Введение запрета-табу следовало как-то объяснить людям, что лучше всего сделать с помощью образных систем, подкрепив их магическим театром. То есть системой обрядов, которые дисциплинируют племя и превращают каждого отдельно взятого человека в часть большого целого, живущего по определенным правилам. Эти правила переходя из поколение в поколение обретают характер сакральный, становятся заветами предков, которые в свою очередь получили их от первопредка, превращающегося в конечном счете в Авторитета, то есть в Бога. Хранителями заветов Первопредка становятся жрецы, они же становятся распорядителями магических обрядов, связанных не только с Обителью ушедших, но и с делами земными. Со временем жрецы выделяются в особую касту и создают корпоративную иерархию во главе с верховным жрецом. У славян верховный жрец носил титул «кон аз», то есть князь. «Кон» - это свод небесных, божественных правил, которых должны придерживаться простые смертные. Со временем функции князя меняются, из живого олицетворения небесных заповедей и божественной энергии, он превращается в Правителя, издающего собственные повеления, исходящие уже не от богов, а от самого князя. Эти повеления называются законами. Законы не являются божественными установлениями, хотя князь, верховный правитель еще долго остается живым воплощением бога на земле. (Читайте главу «Ярманы» в книге «Имя Бога» .) Тем не менее, его установления находятся вне свода божественных правил, то есть за коном. Так начинается разделение власти – на светскую и религиозную. За соблюдением законов следят князья со своими дружинами.(Читайте статью «Князь и Дружина» , размещенную в этом разделе»). Но остается еще «кон», свод божественных правил, соблюдение которых становится заботой жреческой корпорации. Причем с объединением родов в племена, а племен в племенные союзы их роль значительно усложняется. Жрецы должны свести обряды и мифы отдельных общностей, часто развивающихся в разных условиях, к единому знаменателю. Появляются целые пантеоны Первопредков, обожествленных Прародителей, объединенных в некую божественную иерархию, где положение того или иного бога зависит от силы племени, которое считает его своим первопредком, и от расторопности его жрецов. Положение еще более усложняется с возникновением городов, где перемешиваются представители разных родов, племен и этносов. Однако значение «кона», как свода обязательных для всех божественных правил, не только не умаляется, но все более возрастает. Законы у разных городов и земель могут быть свои, но кон как правило один для многих общностей, которые так или иначе контактируют друг с другом, хотя живут под властью разных князей. При этом появляется масса людей, которые либо пытаются поставить закон выше кона, либо признают закон, но отрицают кон, либо отрицают и кон и закон, объявляя именно себя хранителями божественных правил. Конечно, жрецы, которых славяне называли волхвами обладали весьма обширными знаниями во многих областях человеческой деятельности, включая важнейшие из них - скотоводство и земледелие. Их авторитет был достаточно велик, но слово даже мудрое нередко уступает грубой силе. Скорее всего, божьи, а точнее жреческие дружины появились даже раньше княжеских, поскольку кон старше закона. На эту мысль наводят в первую очередь русские былины. Конечно, былины, пришедшие к нам из глубины веков за время своего существования обросли многими деталями и приметами разных эпох, включая и те, что известны нам по летописям и документам, но их самый архаичных слой указывает на весьма древнее их происхождение. Принято считать, что Владимир Красно Солнышко это былинное воплощение Владимира Крестителя, что на мой взгляд в корне не верно. Ибо былинный Владимир несет в себе черты именно верховного жреца, хранителя кона, что подтверждается его сакральной неподвижностью. Красно Солнышко не водит своих богатырей в бой, он вообще не покидает Киева и своего дворца. Его функция в былинах сводится к тому, что он устраивает пиры, то есть наделяет своих богатырей божественной силой. Ибо сакральный характер этих пиров очевиден. Это ни в коем случае не развлечение, это магический обряд. Что касается богатырей, то они служат не столько Владимиру, сколько кону, и когда князь сам нарушает небесные правила, бросая того же Илью Муромца в поруб, богатыри его покидают, несмотря на грозящую Киеву опасность. Поступок совершенно немыслимый для княжеских дружинников, которые просто обязаны защищать своего князя до последнего вздоха. И в этом кодекс княжеских дружинников вполне сопоставим с кодексом самураев. Именно поэтому не следует путать эти два вида дружинников, различных по происхождению и даже по принадлежности к разным кастам или варнам. Ибо княжеские дружинники принадлежат, если пользоваться индийской терминологией к варне кшатриев, а богатыри, точнее боготуры, божьи быки - к варне брахманской то есть жреческой. Причем цветом воинской варны был цвет красный, а жреческой – белый. Отсюда название еще одной корпорации воинов жрецов – Белые Волки. Волками в арийских племенах называли воинственную молодежь, отправляющуюся на завоевание новых земель для племени или союза племен, а определение «белый» означает, что в данном случае речь идет именно о представителях жреческой касты. Дело в том, что у славян, да и не только у них, жрецом, в данном случае волхвом, мог стать только человек достигший определенного возраста. Часто очень почтенного. Как правило волхвов рисуют с длинными бородами, что соответствует действительности лишь отчасти. Жреческие корпорации, базировавшиеся, если так можно выразиться, при храмах разных богов, состояли из людей разных возрастов и определяющим в их положении служила принадлежность к жреческому роду. И если собственно волхвы, седобородые старцы, никогда не прикасались к оружию и вообще к железу, то этот запрет не распространялся на их сыновей и внуков, не прошедших определенные обряды высшего посвящения. Кроме того, волхвы выполняли разные функции и даже назывались по разному.(Читайте об этом в статье «Волхвы» , размещенной в этом разделе). Лев Прозоров, написавший замечательную на мой взгляд книгу «Боги и касты Древней Руси» обратил внимание на следующую особенность поведения былинных богатырей – они никогда не используют метательного оружия. Из чего он сделал на мой взгляд поспешный вывод, что русские воины древних времен вообще игнорировали этот вид оружия. Я же полагаю, что метательным оружием пренебрегали только боготуры, воины-жрецы бога Велеса, и на это у них были особые причины мистического или если угодно магического порядка. Дело в том, что, согласно дошедшим до нас мифам, Перун победил Велеса, метнув в него камень. Таким образом боготур, воспользовавшись метательным оружием уподоблялся противнику своего небесного патрона, что по бытовавшим у них понятиям считалось страшным проступком и по сути изменой Скотьему богу. (Боготуров и белых волков я достаточно подробно описал в цикле своих романов «Рождение империи». Один из романов цикла «Белые Волки Перуна» размещен на этом сайте. Здесь же размещены сведения о других романах цикла, желающие могут ознакомиться с ними в разделе «Исторические романы» .) Кое-кто из читателей считает, что белых волков автор попросту выдумал, но это не так. О белых волках, подсадивших будущего Крестителя на киевский стол, упоминают наши летописи, пишет о них и академик Рыбаков в своей книге «Язычество Древней Руси». А в данной статье я подробно остановлюсь еще на одной корпорации воинов-жрецов, которых называли витязями. Слово «витязь» стало обиходным и называть им начали впоследствии всех воинов без разбора, но в первую очередь княжеских дружинников. То же самое произошло и с богатырями, хотя изначально, как я уже писал выше, между витязями, боготурами, белыми волкам и княжескими дружинниками дистанция очень приличного размера. Само слово «вита», как и слово «ярь» означает энергию бога. Эту энергию представляли и изображали в виде спирали, отсюда такие слова, как «виться», «извиваться», «свиток» и т.п. На латыни «вита» это просто жизнь, что по смыслу почти соответствует славянскому пониманию этого слова. У богов балтийских словян слово «вит» входит составной частью в имена богов – Световит, Яровит и т.д. Из чего был сделан вывод, что слово «вит» синоним слова «бог». В немецком языке слово «вит», с подачи христианских проповедников естественно, стало означать нечистого духа, демона и т.д. Однако «вит» это не бог и не дух, а божественная энергия, и человек, наделенный ею в избытке назывался вит аз или витязь. При храме Святовита, расположенном на острове Руяне или Рюге, имелось особое войско в триста вооруженных всадников, а в конюшнях Арконы содержалось для них шестьсот коней. Скорее всего, подобные же формирования существовали при многих крупных славянских святилищах. Дело в том, что именно в таких храмах хранились не только религиозные святыни, но и вполне земные сокровища, причем принадлежащие не только жрецам, но и всей земле или если угодно княжеству. Бросать все это без надежной защиты было бы глупо. И дело тут не только в том, что на Бога надейся, а сам не плошай. Витязи как раз и были в определенной мере живым воплощением бога, которому они служили, во всяком случае на них была возложена та часть божественных функций, которая требовала применения физической силы здесь и сейчас. В случае войны именно витязи, белые волки, боготуры возглавляли племенные и земельные ополчения, причем сражались всегда в первых рядах. В отличие от княжеских дружинников и простых ратников, обратного хода для них не было. Они никогда не разворачивали коней и не покидали позиций. Витязь обязан был умереть в атаке, даже если она захлебнулась. Кроме того они выполняли полицейские функции, защищая при этом не княжеский закон, а именно божественный кон, и в этих своих действиях были беспощадны. Получив приказ от верховного жреца, витязь обязан был либо выполнить его, либо умереть. В отличие от княжеских дружинников, которые всегда действовали сообща, чувствуя плечо товарища, воин жреческого спецназа нередко сражался в одиночку, полагаясь только на бога и на самого себя. Именно поэтому и в былинах, и в сказках витязи если не всегда, то очень часто действуют как вполне самостоятельная, независимая ни от князей, ни от народа сила, в одиночку побеждающая всех своих врагов. Сказочным здесь может быть только антураж, но все эти фантастические истории покоятся на реальном фундаменте. И фундамент этот – витязи, боготуры, белые волки, бесстрашные исполнители воли Славянских богов.



Назад Вперед