ГОРОДА КИЕВСКОЙ РУСИ

В данном разделе речь пойдет о городах домонгольского периода истории Руси.

СУЗДАЛЬ

Второй древний, город Залесской земли - Суздаль появляется на страницах летописи только в 1024 г. в связи с восстанием волхвов, избивавших во время голода «старую чадь». Подобное же восстание повторилось в Ростовской земле в 1071 г. И в том и в другом случае волхвы были представителями языческих кругов.

Название «Суздаль» трудно объяснить из славянского языка, если не считать, что окончание «ль» надо понимать так же, как в словах «Ярославль», «Ростиславль», «Изяславль», т. е. видеть в нём указание на строителя: Суздаль, или Суждаль - город Сузда, или Сужда, но и в этом случае корень названия остаётся без объяснения. По мнению О. Н. Трубачёва название города происходит от старославянского глагола "съзьдати", одно из значений которого было "слепить из глины". По мнению В. П. Нерознака название Суждаль возникло от формы зижду (строю), как существительное, обозначающее результат действия глагола.

Своим ростом и значением Суздаль обязан плодородному ополью, в центре которого он находится. Современный пейзаж Суздаля в этом отношении очень показателен. Перед путником, едущим в Суздаль, на громадное пространство расстилается безлесная равнина с обработанными полями - яркий контраст по сравнению с лесными массивами к югу от Клязьмы.

По разделу Киевской земли между сыновьями Ярослава (1054) Ростовская земля досталась Всеволоду Ярославичу. На этот период приходится возвышение Суздаля, куда Владимир Мономах с переходом края в 1093 в его владение сажал князьями своих сыновей — Ярополка, затем Юрия. В Суздаль переходит из Ростова и летописание.
Суздальский кремль расположен на небольшой реке Каменке, впадающей в Нерль. Остатки вала и рва сохранились ещё и теперь.
О топографии древнего Суздаля дают представление интереснейшие наблюдения, сделанные А. Д. Варгановым путём изучения культурных напластований на территории города. Наиболее мощные культурные слои оказались на площади бывшего Кремля и прилегающего к нему посада, или острога, окружённых старыми валами. Варганов устанавливает на территории бывшего «острога» существование довольно большого поселения. Земляной кремлёвский вал в Суздале, с целым рядом подновлений, сохранившийся до нашего времени, возник уже в XI-XII вв. Крепость в Суздале показана уже в известии под 1096 г., а в 1192 г. срублена была заново. Едва ли речь идёт о простом сооружении новой городской стены, срубленной из дерева, вернее думать - о расширении первоначальной площади Суздаля. В XVII в. ещё существовала острожная осыпь, примыкавшая к внутреннему замку с северо-востока, сооружение которой могло восходить к рубленому городу конца XII в.

В древнейших известиях Суздаль обычно упоминается как второй центр Залесской земли, наравне с Ростовом. Ростов и Суздаль, «ростовци» и «суздальци» - вот постоянное сочетание в летописных известиях домонгольской поры. И епископы Залесской земли обычно назывались ростовскими и суздальскими. В Суздале было построено несколько каменных церквей. Древнейшей из них был собор Рождества Богородицы, воздвигнутый впервые при Владимире Мономахе. В 1222 г. каменный собор в Суздале стал разрушаться, и после падения верха на его месте было заложено новое каменное здание, перестроенное в 1528 г. Старые белокаменные стены, впрочем, сохранились почти на две трети всей высоты собора. Остатки древнего храма с колончатым поясом, с древней каменной резьбой оставляют впечатление большого великолепия. Археологические раскопки и известия летописи подымают завесу, опущенную над прошлым Суздаля, рисуя его как город с ремесленным населением, среди которого, несомненно, выделялись каменщики-строители.
За пределами старого города, под горой Александровского монастыря, была обнаружена древняя печь. Несколько обломков обожжённых тонких квадратных кирпичей, или плинф (длиною и шириною в 21 см при толщине в 3-4 см), находились тут же. Такие же плинфы были употреблены при создании суздальского собора в начале XIII в. В ремесленной землянке, раскопанной в Суздальском кремле, оказались плиткообразные кирпичи, поливные плитки от пола и пр.
Первоначальный собор Владимира Мономаха, судя по его остаткам, являлся работой киевских мастеров. Он не простоял и 50 лет, после чего в 1148 г. на его месте был поставлен новый каменный собор, но уже по иному строительному способу, не из плиткообразного кирпича с рядами бутового камня на розоватой цемянке, а из крупного бутового камня, выровненного по всему периметру двумя рядами плиткообразного кирпича».
Здесь мы как бы присутствуем при рождении каменного строительства во Владимиро-Суздальской земле. Суздальские мастера искали новые строительные способы, но не сумели ещё применить их к обширным зданиям. Перестройка собора в 1222-1225 гг. обнаруживает возросшее мастерство строителей, умело использовавших остатки собора 1148 г.
О развитии строительного дела в Суздале говорит и летописное известие 1233 г. о замощении собора красивым разноцветным мрамором. От этого убранства при раскопках найдены обломки майоликовых плиток (жёлтого, зелёного, тёмно-красного и чёрного цвета) иногда со знаками мастеров на обороте. К концу XII в. строительное дело в Суздале достигло таких успехов, что при епископе Иоанне смогли капитально отремонтировать собор Рождества Богородицы при помощи только местных мастеров.

Свидетельство о клевретах соборных и епископских слугах указывает на существование в Суздале ремесленных слободок, зависевших от соборного клира и епископа. Наряду со строительным делом в Суздале получила развитие обработка металла. В одной землянке, обнаруженной в Суздальском кремле при раскопках, оказались куски медных и железных шлаков, в другой - железная крица, в третьей - несколько поделок из железа неопределённого назначения, два ножа, три куска железного и медного шлака». Об искусстве суздальских мастеров свидетельствует замечательный памятник древнерусского искусства - западные и южные двери суздальского собора. Двустворчатые двери обиты изнутри медными листами, образующими на каждой двери 28 медных пластинок, или тябел, с рисунками на них, выполненными золотой насечкой. Суздальские двери, по всей вероятности, - работа суздальских мастеров, исполненная по заказу князей между 1227-1237 гг. Это дополняет наши сведения о клевретах богородицы, ливших олово и покрывавших кровли, о каменщиках, мостивших мраморные полы.

Суздаль выступает перед нами как один из крупных ремесленных центров Залесской Руси, «сильной земли Суздальской», до сих пор ещё богатой чудесными памятниками древнерусского искусства. Остатки памятников суздальской письменности сохранились в записях Лаврентьевской и других летописей. Суздаль хорошо известен и в русских былинах.



РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ||||ИМЯ БОГА||||РЕЛИГИЯ СЛАВЯН|||ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ||||СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ||||РУССКИЕ КНЯЗЬЯ|||||БИБЛИОТЕКА|||||ДЕТЕКТИВЫ||||ФАНТАСТИКА|||||НЕЧИСТАЯ СИЛА|||||ЮМОР|||||АКВАРИУМ|