ГОРОДА КИЕВСКОЙ РУСИ

В данном разделе речь пойдет о городах домонгольского периода истории Руси.

РОСТОВ

Ростов - несомненно один из древнейших русских городов, существовавший, по летописи, уже в IX в. «Здесь город старый», - отзывается летописец о Ростове конца XII в. В XI в.Ростов был столицей Ростово-Суздальского княжества; в X — начале XIII вв. входил во Владимиро-Суздальское княжество. С 1207 столица Ростовского княжества, один из центров зарождения Русского национального государства в Северо-Восточной Руси.

Город лежит на берегу обширного озера Неро, в названии которого угадывают племенное имя мери, населявшей, по летописи, большую часть Залесской земли в IX-X вв. Какая-то примесь мери к славянскому населению обнаруживается в Ростове и в более позднее время. По житию Авраамия Ростовского, в городе существовал Чудской конец, где стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись жители. Если житие и было составлено поздно, то указание на Чудской конец не внушает особых сомнений, так как выдумывать его не было никакой необходимости. Какие-то припоминания чувствуются в указании на идола Велеса. В XIV- XV вв., когда было составлено житие Авраамия, память о Велесе, или Волосе, - скотьем боге - уже должна была ослабнуть и сохранение древнего имени легче всего приписать устной традиции. О пережитках древней языческой религии в Ростове говорит известие летописи о волхве, появившемся в Ростове в 1024 г.

В XI в. в Ростове была основана епископская кафедра, которая занимала третье место в ранге русских епископий. Длинный список ростовских епископов насчитывал в своих рядах несколько выдающихся имён. Позднейшие перестройки, в особенности строительные работы при митрополите Ионе Сысоевиче в XVII в., сильно изменили топографию древнего Ростова, но некоторые выводы об его первоначальном положении можно всё-таки сделать. Древний Ростовский кремль, вероятно, занимал более обширную площадь, чем в настоящее время, так как собор Успения находится теперь за его пределами. Между тем соборная церковь, как правило, находилась в Кремле, чему можно привести множество примеров (Киев, Новгород, Владимир, Переяславль и т. д.). В начале XIII столетия в Кремле помещались дворы князя и епископа.

О богатстве города говорит каменное строительство Ростова. Собор в Ростове, по сообщению Печерского патерика был воздвигнут при Владимире Мономахе во всём по подобию Великой церкви Печерского монастыря в Киеве: «всем подобиемь созда церьковь в городе Ростове, и в высоту, и в широту и в долготу». Тогда же ростовская церковь была расписана фресками, расположенными по образцу изображений на стенах Печерской церкви. По другому известию, «святая Богородица в Ростове каменная» была освящена в 1162 г., что, впрочем, не противоречит первому известию, ибо церкви освящались не только после построения, но и после пожаров и ремонтов.
В пожар 1211 г. ростовский собор сгорел, и к этому времени надо относить его падение. В 1213 г. «на первом месте падшая церкве» был заложен новый собор, частично сохранившийся до нашего времени после многочисленных переделок и ремонтов. Другая каменная церковь была заложена в Ростове на княжеском дворе.

Город уже рано перестал вмещаться в тесные пределы внутренней крепости, к которой примыкал посад. Некоторое понятие о размерах Ростова Великого, как он до сих пор ещё называется в народной памяти, даёт сообщение о пожаре 1211 г., когда сгорело 15 церквей «и погоре мало не весь» город. Эта цифра очень далека от нескольких сот церквей, указываемых летописью для Киева, но всё-таки значительная и показательная для большого древнерусского города.

Отдельные находки, сделанные в Ростове, показывают, что этот город был оживлённым ремесленным и торговым центром, заслуживающим глубокого археологического изучения. Местные мастера богато украсили соборную церковь, наполнив её «множеством всяких узорочей».

В летописях нередко упоминаются ростовские «мужи» и просто ростовцы. В известиях о междоусобиях в Залесской земле после смерти Андрея Боголюбского постоянно упоминаются «ростовци и бояре» как две различные общественные группы. С особой чёткостью это видно из сообщения летописи о приходе князя Мстислава Ростиславича в Ростов: он «собрал ростовцев, и бояр, гридьбу и пасынков, и всю дружину». Бояре и дружина выделены здесь в особую группу, под ростовцами же надо понимать ростовских горожан. О них уже прямо говорится в известии о приходе Олега Святославича.

Развитие боярского землевладения в Ростовской области, на наш взгляд, объясняется особым значением земледелия в плодородной Ростовской земле. Воспоминание о подобном боярине-феодале сохранялось в Ростове в позднее время в образе Александра Поповича, сражавшегося за Ростов вместе со своим слугой Торопом. Этот «храбр», богатырь, поставил себе город «под Гремячим колодязем на реце Где, иже и ныне той соп стоит пуст».
Ростов остался в русских былинах как синоним богатого города. Ростовская письменность XI-XIII вв. представлена главным образом житиями местных святых.



РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ||||ИМЯ БОГА||||РЕЛИГИЯ СЛАВЯН|||ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ||||СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ||||РУССКИЕ КНЯЗЬЯ|||||БИБЛИОТЕКА|||||ДЕТЕКТИВЫ||||ФАНТАСТИКА|||||НЕЧИСТАЯ СИЛА|||||ЮМОР|||||АКВАРИУМ|