ГОРОДА КИЕВСКОЙ РУСИ

В данном разделе речь пойдет о городах домонгольского периода истории Руси.

КИЕВ

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000—20 000 лет назад. Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 — 3 500), средний (3 500—2750) и поздний (2 750 — 2 000 гг. до н. э.). Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины 1 тыс. до н. э. — первой половины 1 тыс. н. э. Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже 2-3 вв. — рубеже 4-5 вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Первое упоминание о Киеве и о его основателе князе Кие относится именно ко времени Черняховской культуры. Если верить «Велесовой книге», то в средине второго века нашей эры Киев был основан выходцами с побережья Южной Балтии ругами, смешавшимися с местным славянским населением и создавшим на берегах Днепра и Дона мощное государство, контролировавшее Причерноморье и Приазовье, чья восточная граница доходила до берегов Волги. Государство это называлось Русаланией с центром в Голуни.(О легендарном Кие и созданном им государстве читайте в статье "Русалания" , размещенном на этом сайте).

«Во времена Кия были мы на заходе солнца, а оттуда пошли к солнцу к Днепру реке, и там Кием утвержден был град, где обитали иные славянские роды, и там сами поселились...» («Велесова книга»)

Отметим, что в других текстах «Велесовой книги» основание Киева датируется скифскими временами. Что, в общем-то не вызывает удивления, если вспомнить о сколотах, описанных еще Геродотом. Шамбаров, автор книги «Когда оживают легенды» не исключает, что Кий лишь укрепил существовавший до его прихода город, обнеся его стеной и сделав опорным пунктом, а сам пошел дальше. Кстати, академик Рыбаков хоть и относит основание Киева к более поздним временам, однако не отрицает, что во втором веке на его месте существовало торжище, привлекавшее окрестные роды и племена. Что, впрочем, никак не отрицает существование крепости или даже административного центра полянской земли под надежными стенами которого торговать было удобнее и безопаснее. Тем не менее, академик Рыбаков основание Киева связывает с важнейшим событием конца 5 – средины 6 века – началом великого расселения славян на юг, за Дунай, на Балканский полуостров, когда славяне отвоевали и заселили почти половину Византийской империии.

«Потоки колонистов шли как от западной половины славянства ("славены", искаженное "склавины"), так и от восточной ("анты", наименование, данное соседями; очевидно, "окраинные"). Грандиозное по своим масштабам движение славян на Дунай и за Дунай перекроило всю этническую и политическую карту раннесредневековой Европы и, кроме того, существенно видоизменило исторический процесс и на основной славянской территории (прародина плюс зона ранней северной колонизации).
Вторым событием, вписывающимся в рамки первого, было основание Киева на Днепре. Летопись передает древнюю легенду о трех братьях - Кие, Щеке и Хориве, - построивших город на Днепре в земле полян во имя старшего брата Кия.»
("Рождение Руси")

Это сообщение древнерусской летописи нашло свое подтверждение в армянской истории Зеноба Глака (8 век), в которую автором включено предание, не имеющее никакого отношения к армянам: три брата - Куар, Мелтей и Хореван - построили в какой-то стране Палуни город. В армянской записи совпадают с летописной и основа, и подробности (охотничьи угодья, город на горе, языческое святилище). Возникает вопрос: каким образом славянское предание могло попасть в VIII веке на страницы армянской хроники? Ответ на этот вопрос дает все тот же Рыбаков:

«В том же VIII веке (в 737 году) арабский полководец Мерван воевал с хазарами и ему удалось добраться до "Славянской реки" (Дона), где он взял в плен 20 тысяч славянских семейств. Пленники были уведены в Закавказье и помещены по соседству с Арменией. Все это означает, что предание об основании Киева Кием и его братьями в земле полян сложилось в самой полянской, славянской земле когда-то до 737 года.»("Рождение Руси")

Таким образом, согласно Рыбакову, а с его выводами трудно спорить, Киев уже к началу 8 века не просто существовал, но был достаточно заметным административным и торговым центром, входившим так или иначе в сферу интересов Хазарского каганата. (О Хазарском каганате читайте одноименную статью на этом сайте) Здесь же отмечу, что Хазарский каганат представлял собой федеративное образование, в состав которого на правах субъектов входили многие славянские земли, имевшие свою местную администрацию.

Но вернемся из века восьмого в век пятый. Нестор сообщает о встрече князя Кия с византийским императором. Академик Рыбаков полагает, что идет об Анастасии (491-518), поскольку именно в это время славяне штурмовали границу Византии. На это же время, речь идет о рубеже 5-6 веков, в жизни Поднепровья происходит важное событие, которое очень многое предопределило не только в жизни Полянской земли, но и в жизни соседних племен. Вот что пишет об этом академик Рыбаков:

«Наиболее ранней укрепленной точкой здесь была так называемая Замковая гора ("Киселевка"), господствовавшая над Подолом; она расположена у древнего "Боричева взвоза" на берегу ручья Киянки. В летописи, как мы помним, говорится о том, что Кий первоначально, до постройки города, сидел "на горе". Археологически эта "гора Кия" определяется как Замковая, где есть и древний культурный слой, датированный монетой императора Анастасия.
Событием была постройка небольшой крепости на высокой Старокиевской горе, где теперь красуется растреллиевский Андреевский собор. Эта высокая гора, господствующая над всей долиной Днепра (с нее хорошо виден Вышгород у устья Десны), стала историческим центром Киева. Здесь при Владимире I стояли княжеские дворцы, здесь был кафедральный собор всей Руси - Успенская "десятинная" церковь 996 года, здесь ставились трофейные статуи, вывезенные из Корсуни - Херсонеса после победы над Византией.»
(«Рождение Руси»)

От себя добавлю, что князь Кий, о котором пишет Рыбаков, вполне может быть потомком того самого легендарного Кия, основателя Русалании, о котором повествует «Велесова книга». А последним представителем этой династии был, скорее всего, князь Сколот или Соколот, известный нам по летописям как Аскольд. (Читайте о нем в статье "Князь Аскольд", размещенном на этом сайте) Русалания была разгромлена во время гуннского нашествия, ее население было вытеснено частью на север, но большей частью на Дунай. Однако после смерти Атиллы и распада недолговечной гуннской империи начался обратный процесс – возвращение русаланцев в обжитые места, что по времени совпало с началом общеславянского движения с севера на юг. В заселении Балканского полуострова принимали участие не только племена южной окраины широкого славянского мира, но и более отдаленные, глубинные племена вроде сербов (живших близ современного Берлина) или дреговичей, обитавших севернее припятских болот в соседстве с литовцами.

«Ладьи, челны, плоты славян, плывшие в 5-6 веках к рубежам Византии из половины восточнославянских земель, не могли миновать киевских высот. Князь Кий весьма мудро поступил, поставив новую крепость на горе ниже устья полноводной Десны, он стал хозяином Днепра, без его воли славянские дружины не могли проникнуть на юг и, по всей вероятности, платили ему "мыто", проезжую пошлину, а если возвращались из далекого похода, то делились с ним трофеями. Князь Кий мог возглавлять эти походы на юг, накапливать на днепровских причалах ладьи северных племен, а затем с достаточными силами двигаться вниз по Днепру, где необходимо было преодолеть опасные кочевнические заслоны авар и тюрко-болгар.» (Рыбаков. «Рождение Руси»)

Аварское нашествие (7в) подорвало силы складывающихся славянских союзов. Была разгромлена мощная Антская держава и захвачены славянские земли в Панонии. Но Киев аварское нашествие не затронуло. И, тем не менее, Полянская земля оказалась, как я уже писал выше в сфере интересов Хазарского каганата. Трудно сказать, какую роль играл в эту пору Киев среди окрестных племен, но, судя по всему, его положение в Хазарском каганате оказалось не самым завидным. Со времен Кия город практически не рос, хотя и оставался довольно важным торговым центром. Об этом свидетельствуют арабские источники, получавшие, видимо, сведения о городе Куябе от хазарских купцов. Сведения, к слову, не всегда достоверные, поскольку арабские летописцы называют Куябу городом, где убивают гостей. Причиной ослабления Киева связано, видимо, с тяжелым положением его торгового партнера, я имею в виду Византийскую империю, подвергшуюся как раз в это время сначала персидскому, а потом арабскому нашествию. Не обошли арабы вниманием и юг Руси. Выше я уже писал о русах, захваченных в 737 году арабским полководцем Мерваном на Дону. Правда, основной удар арабов пришелся по Итилю и Волжской Болгарии, а Киев если и пострадал от этой войны, то разве что экономически. Арабское силовое давление сплотило население юга Руси вокруг Итиля, но к концу восьмого века оно пошло на спад. Устоявший под ударами арабов Хазарский каганат дал трещину в тот самый момент, когда все худшее для него казалось бы осталось позади. Принятие верхушкой Хазарии иудаизма, так называемый переворот Обадии, привел к гражданской войне и расколу каганата. Причем линия раскола прошла по реке Дон. (О перевороте Обадии и последовавших за этим событиях вы можете прочитать в моем романе «Варяжский сокол» и статьях «Хазарский каганат» и «Русский каганат»). Причем «Русский каганат», скорее всего, позиционировал себя как наследник Русалании, а ведущую роль в нем наверняка играли потомки князя Кия. И хотя город Киев не стал столицей новой державы, не приходится сомневаться, что киевские князья и в частности Аскольд играли в нем не последнюю роль. Византия в противостоянии Русского и Хазарского каганата откровенно встала на сторону последнего, что и привело к походу русов на Константинополь, во главе которого стоял именно Аскольд. Походу вроде бы удачному для русов, но роковому для самого киевского князя. Видимо, интересы Киева и Русского каганата не во всем совпадали. Не исключаю, что Аскольд решил продолжить политику князя Кия на сближение с Византией, столь выгодного для Полянской земли. Но так или иначе, он зашел на этом пути слишком далеко – князь Аскольд принял христианство в 866 году, что сразу же сделало его врагом как Русского каганата, не простившего князю измены, так и варягов Рюрика, только-только обосновавшихся в Ладоге. (Подробнее об этих событиях читайте в моем романе «Сын Чернобога»)
Олегу Киев достался почти без кровопролития. Видимо, далеко не все в городе одобряли новую провизантийскую политику Аскольда. Нашествие венгров в 898 году стало роковым для Русского каганата, зато сыграло на руку Вещему Олегу. Пришлые варяги совместно с печенегами не только отстояли Киев, но и выдавили венгров из Приазовья и Причерноморья. Именно при Вещем Олеге Киев становится метрополией, столицей новой мощной державы, которая всего через семьдесят лет сокрушит Хазарский каганат и пошлет свои рати к стенам Царьграда.

Увы, войны не способствуют развитию торговли и ремесел. На протяжении более чем ста лет (от Аскольда до Владимира) Киев, оставаясь административным центром огромной державы, почти не развивается экономически и не растет территориально. Он находится практически в тех самых границах, которые очертил для него князь Кий.

«Отдельные замечания летописи, относящиеся к топографии Киева X в., не оставляют сомнения в том, что город в это время располагался на высотах над Днепром и не имел ещё прибрежного квартала - «Подола». Тем не менее это был уже настоящий город - с княжеским дворцом, языческими святилищами и христианской церковью. В таком бесспорном документе, как договор Игоря с византийскими императорами в 945 г., говорится о холме, «где стоял Перун». Перед его идолом «поклали оружие свое и щиты и золото и ходил к присяге Игорь и люди его, из числа язычников». Русские же христиане ходили к присяге в церкви св. Ильи, «яже есть над Ручаем, конець Пасынъче беседы». (Тихомиров. Древнерусские города.)

Мы не станем здесь рассматривать, что именно заставило князя Владимира принять христианство.(Свое мнение на этот счет я изложил в статье «Князь Владимир» ). Однако следует признать, что сближение с Византией благотворно сказалось на основанном князем Кием городе.

«На той территории, которая в IX — начале X века была занята небольшим городком с раскинувшимся за его рвом курганным языческим могильником, уже в конце X века вырос новый центр столицы древнерусского государства. Несколько пышных каменных дворцов и блиставшая золотом своих куполов Десятинная церковь высились там, где еще недавно были курганные насыпи языческого некрополя.» (Каргер. «Древний Киев»)

Видимо, Владимира Крестителя не смущало, что строит он все это благолепие на отеческих костях. Впрочем, а кого и когда это у нас смущало? Тем не менее, расширение Киева произошло только при сыне Владимира Крестителя князе Ярославе, заложившем в 1037 г. «город великий Кыев» с Золотыми воротами. До этого местность, на которой был позже воздвигнут Софийский собор, была полем «вне града», так же как и Подол в низине у Днепра оставался незаселённым. Новый «город Ярослава», заложенный в 1037 году, расширил в несколько раз территорию старого «Владимирова города». Архитектурным центром нового города должен был стать заложенный одновременно с постройкой новых городских укреплений Софийский собор. Собор был расположен в середине «города Ярослава». Все остальные крупные постройки Ярослава находились ближе к южным границам новых городских укреплений. Главными воротами города становятся южные Золотые ворота. Только эти ворота особо упомянуты в летописях и других литературных памятниках той эпохи; только над этими воротами Ярослав соорудил надвратный храм; именно с этими воротами связано наибольшее количество древних киевских легенд; здесь киевляне не раз устраивали торжественные встречи, именно в эти ворота стремились войти непрошенные гости чтобы тем самым продемонстрировать свою победу над Киевом. Золотые ворота представляли собой некогда мощную кирпичную башню с проездом в нижней части и надвратным храмом вверху. Но главным достижением этой поры следует считать даже не дворцы и храмы, а превращение Киева из административного в торгово-ремесленный центр. Разумеется этот процесс начался еще до Владимира, но именно при нем он принял необратимый характер. Население Киева стремительно росло и в 12-13 веках достигло по расчетам некоторых ученых ста тысяч человек. По тогдашним временам это действительно был огромный город, один из самых крупных в Европе. Разумеется, населяли его не только князья и бояре, но и простой ремесленный люд, а потому преобладали в Киеве не дворцы и терема, а куда более убогие жилища. Вот описание типичного обиталища простого киевского жителя данное археологом Каргером, много лет посвятившего раскопкам древнего Киева:

«Основным типом жилища у славянских племен была постройка, которую несколько условно принято называть «полуземлянкой». Нижняя часть полуземляночного жилища вырезалась в материковом грунте, стенки этой углубленной части жилища либо обмазывались глиной, либо обкладывались деревом. В грунте же вырезались и ступени входа, а также лежанки-скамьи и площадка для печи, а порой и сама печь. Жилища эти, обычно прямоугольные в плане, близки по форме к квадрату. Наземная часть этих жилищ восстанавливается далеко не во всех деталях. Судя по отдельным остаткам обрушившихся частей построек, наземная часть здания представляла собой обычно деревянный каркас, состоявший из вертикально врытых столбов, расположенных по углам жилища и в середине стен, соединенных более тонкими жердями и нередко плетнем из ивовых прутьев. Деревянный каркас обмазывался глиной. Кровля опиралась на вертикальные столбы и была либо односкатной, либо двухскатной. Характерной особенностью жилищ этого типа была глинобитная печь, часто со сферическим сводом на каркасе из прутьев." («Древний Киев»)


РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ||||ИМЯ БОГА||||РЕЛИГИЯ СЛАВЯН|||ИСТОРИЧЕСКИЕ РОМАНЫ||||СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ||||РУССКИЕ КНЯЗЬЯ|||||БИБЛИОТЕКА|||||ДЕТЕКТИВЫ||||ФАНТАСТИКА|||||НЕЧИСТАЯ СИЛА|||||ЮМОР|||||АКВАРИУМ|