КИЕВСКАЯ РУСЬ

Киевская Русьserg11.jpg"

Хазарский каганатkiev101.jpg"

Русский каганатkiev102.jpg

Варяго-русская империя kiev103.jpg

Призвание варягов kiev100.jpg

Ростовские русы kiev104.jpg

Начало Киевской Руси kiev106.jpg

Полюдье kiev110.jpg

Печенегиkiev107.jpg

Разгром Хазарии kiev108.jpg

Походы Святослава kiev109.jpg

Крещение Руси kiev111.jpg

Восстание волхвов kiev105.jpg

Половцы kiev112.jpg

Распад Киевской Руси kiev113.jpg


РУССКИЙ КАГАНАТ.

В «Бертинских анналах» под 839 годом есть сообщения о послах народа «рос», прибывших в Константинополь откуда-то с севера и возвращавшихся на родину через Германию, поскольку пути к ней были перерезаны варварскими народами. Правитель этой страны носил титул «кагана», приравнивавшемуся на Востоке к Византийскому титулу «императора». Но при дворе императора Людовика Благочестивого заподозрили в прибывших лазутчиков свеонов. Норманисты тут же объявили «свеонов» шведами, упустив из виду две немаловажных детали: во-первых, в Скандинавии не было племен, вождь которых носил бы титул кагана, а во-вторых, свеонами франкские летописцы называли население южного берега Балтии, а о населении Скандинавии они имели смутное представления, поскольку предки нынешних шведов в ту пору не участвовали в набегах викингов на Европу. Известный ученый Кузьмин, автор книги «Варяги и Русь», полагает, что послы народа «рос» прибыли вовсе не из Скандинавии, а с Дона. Вот что он пишет в этой связи:

«Росский каганат, государство, созданное в конце VIII - начале IX в. русами-аланами - это, очевидно, давно известная археологам салтовская культура на Дону и Северском Донце. Сам титул "кагана" предполагает с одной стороны соседство тюркского народа, а с другой - независимость "каганата" от любого другого государственного образования. Иными словами, Росский каганат - это не часть Хазарии, как и до сих пор считают многие хазароведы, а ее соперник в Причерноморских степях. И культура района Северского Донца и Подонья в это время заметно выше, нежели в собственно кочевой Хазарии. Об этом свидетельствует и уровень ремесла (в частности, уровень строительной техники), и наличие собственной чеканки монет (восточного же образца).»

Кузьмин настаивает на тесной связи Подонья с Прибалтикой в то время, ссылаясь на Петергофский клад арабских монет начала 9 века, содержащий монеты, отмеченные «русскими письменами», являющиеся по своему происхождению именно аланскими, то есть иранскими. Здесь надо отметить, что Кузьмин считает донских русаланов ираноязычным племенем, в то время как другой, не менее именитый историк Васильева, автор книги «Русская Хазария» настаивает на языковой близости русаланов именно со славянами. Их спор, неожиданно возможно даже для самого себя, разрешил известный ученый В.А. Чудинов, исследовавший монеты так называемого Девицкого клада, отличающиеся от монет собственно арабских при внешнем вроде бы с ними сходстве. Ученые, в частности А.А. Быков, давно уже доказали, что эти монеты чеканились именно на Дону и именно русаланами, правда до сих пор считалось, что надписи на них сделаны либо на иранском, либо на арабском языке, хотя и с чудовищными погрешностями. Однако Чудинов установил, что эти надписи читаются на самом что ни на есть русском. Он прочитал слова «Могучий каганат» и совершенно неожиданно слово «Москва», обозначающее место, где эта монета была отчеканена. Правда, Чудинов оговаривается, что речь идет не о нынешней Москве, а о столице «Могучего каганата», в котором не только говорили, но и писали на русском языке.

«Интересно, что внизу рамочки совершенно явно читается слово МОСКВА. Это абсолютно неожиданно и вряд ли согласуется с историческими данными. Однако, речь идет скорее всего не о современной Москве, а об одном из других городов. По мнению Вадима Владимировича Макаренко, городов с названием Москва существовало несколько; с точки зрения арабского языка это слово означает «место поклонения», то есть сакральный центр. На второй рамочке при ее повороте влево на 900 и при добавлении одного знака слева читается слово АЛТЫН, а далее — СЛАВЯН, затем, на третьей рамочке внизу снова читается слово МОСКВА, закрепляя предыдущее чтение. Продолжая действовать сходным образом, мы получаем в четвертой рамочке чтение РУССКАЯ МОНЕТА, в пятой — МОСКВА, РУСЬ, в шестой и седьмой — МОНЕТНАЯ МАСТЕРСКАЯ, МОСКВА, в восьмой — МОСКВА. Наконец, чисто руничная лигатура при зеркальном отражении и обращении в цвете имеет чтение ВЬ КАГАНАТЕ. Таким образом, дополнительные чтения не опровергли первого впечатления, а лишь усилили его: Русский каганат был славянской Русью, имел столицей город Москву, в котором чеканились, в частности, золотые алтыны.» ( Чудинов В. А. Монета Русского каганата)

По мнению Васильевой первоначально(в 7-8) веке вся Донская область входила в состав Хазарии, границы которой доходили до Днепра. Я же полагаю, что Русский каганат был естественным преемником Русалании, державы созданной Кием, во втором веке нашей эры и разгромленной гуннами в конце четвертого века. После распада империи Атиллы, а возможно и еще ранее, русаланы, отступившие на север под давлением превосходящих сил, вернулись к покинутым очагам. А в состав Хазарии государство русаланов-сиверцев вошло после тяжелейшего поражения от арабов в 733 году, когда 150-тысячная армия полководца Марвана не только разгромила хазар на Волге, принудив кагана к капитуляции, но и прорвалась на Дон, захватив здесь полон в 20 тысяч человек.(Подробнее о походе Марвана читайте в статье "Хазарский каганат", размещенной на этом сайте. О Русалании вы можете прочитать здесь же в статье с одноименным названием.) Вхождение в Хазарский каганат было обусловлено консолидацией сил для отпора арабской агрессии, но уже к концу восьмого - началу девятого века, ситуация резко изменилась. Арабский халифат переживал не лучшие времена, давление его на соседей значительно ослабло, а вскоре и вовсе сошло не нет. Именно в этот момент в Хазарском каганате произошло событие, приведшее сначала к гражданской войне, а потом к расколу единого государства. Речь идет о принятии хазарской верхушкой иудаизма. Подробнее об этом вы можете прочесть в статье «Хазарский каганат» , размещенной на этом сайте, а также в моих романах «Шатун» и «Варяжский Сокол» . А вот что пишет о создавшейся ситуации Васильева:

«Салтово-маяцкие крепости возникли во второй половине 8в.; поскольку они изначально строились для обороны на восточном направлении, надо полагать, что именно в это время весь Донской регион "отпал" от Каганата и стал ему непримиримо враждебен.
Возведение крепостей на Дону следует связать с другим одновременным археологическим событием: с появлением в Восточной Балтике, в районе Ладоги, новой курганной культуры, оставленной первой волной "варяжской" колонизации. Следы первых варягов на территории будущей Новгородской земли, датированные еще серединой 8-го столетия, указывают, что переселение было направленно именно из Южнобалтийской вендо-славянской Германии, а не Скандинавии, как было "общепринято" считать, поскольку погребения переселенцев представлены только обрядом кремации, вообще характерным для северо-западных славян, между тем как в Скандинавии того же времени (так называемого вендельского периода, длившегося до конца 8в.) военных вождей погребали в ладьях без сожжения. Вторая половина 8в. была временем радикальной смены политической ориентации народов и государств Восточной Европы: варяжская экспансия, направленная из славянской ("русской"!) Германии, создала новый мощный центр притяжения.
Очевидно, что причерноморские аланы-русы в это время разорвали связи с Хазарией и вступили в союз с германскими русами-варягами, при этом "автоматически" став враждебными Византии. Именно с конца 8в. началась серия походов русского черноморского флота против греков.
Что послужило причиной "отпадения" от Хазарии ее западных областей? Ответ на этот вопрос дает анализ внутриполитической ситуации в Хазарском Каганате второй половины 8-го столетия. Хорошо известно, что в это время его правящая элита резко сменила религию, приняв на государственном уровне иудаизм.»
("Русская Хазаия")

Выводы Васильевой о так называемой Салтово-Маяцкой археологической культуре, созданной населением Дона и Северского Донца, поддерживает другой исследователь данной проблемы, автор книги «Тайна Русского каганата» Галкина. Тщательно проанализировав все имеющиеся источники, включая знаменитое «Письмо царя Иосифа» она пришла к выводу, что западная граница Хазарского каганата распространялась вплоть до Дона, но никак не далее. И что крепость Саркел как раз и прикрывала западные границы Хазарии. Следовательно, по мнению Галкиной, крепости, построенные на правом берегу Дона, принадлежали русаланам и именно они являются носителями Салтово-Маяцкой культуры. Правда, Галкина считает, в отличие от Васильевой, русаланов ираноязычным племенем.

Однако арабские купцы, посещавшие вышеозначенную территорию в 9 веке после окончания войны с хазарами, отмечают здесь существование трех сильных славянских государств: Куябы, Арасании-Артании-Арстабы и Славии. У историков почти нет расхождений по поводу Куябы, в которой легко угадывается земля полян с центром в Киеве, и Славии – земля словен, с центром сначала в Ладоге, а потом в Новгороде. Споры вызывает Арасания или Артания, в которой многие исследователи видят Аркону, точнее остров Руге-Руян, где были расположены главные святилища балтийских славян. Именно наличие древних святилищ в описываемой арабами Артании, куда якобы нет доступа иностранцам, и заставляет исследователей заходить так далеко в ее поисках. Однако разгадка тайны Артании кроется как раз в ее названии. Дело в том, что наши предки арии, а следовательно и славяне, считали Дон священной рекою, носителем божественной яри, и называли его Ярь-Доном, а потому место впадения Дона в Азовское море, Меотиду, Майю, олицетворявшую Великую Мать, считалось особенно священным. Ярь-Дон, впадающий в Меотиду, являл собой непрекращающийся акт творения, именно поэтому эти места объявлялись заповедными и охранялись особенно тщательно. Таким образом «Артания» это всего лишь слегка искаженное название местности в дельте Дона, почитаемой нашими предками, и звучало оно, видимо, изначально как «Ярьдония». (Подробнее о Ярьдонии-Йарьдонии и ее роли в верованиях наших предков вы можете прочитать в моей книге "Имя Бога", размещенной на этом сайте). Не исключаю так же, что арабские авторы под Арсанией-Артанией и Арстабом имеют в виду не одно, а два государства: одно из них расположено на Дону, как написано выше, а другое в Волжско-Окском бассейне. Речь идет о Ростово-Суздальской земле. И Арстаба - это слегка искаженное название Ростова. Подробнее об этом читайте в статье «Призвание варягов» . Интересно, что известный историк Вернадский, сам того не желая, подтверждает мои рассуждения о существовании культовых сооружений на берегу Азовского моря, правда, в дельте Кубани:

«Как мы знаем, название «русь» тесно связано с названием «ас» . Столица скандинавов в Приазовье, Ас Град, вероятно, находилась близко от «Болотного Города» русов, Малоросы. Дельта Кубани, где были расположены Ас Град и Малороса, называлась арабскими авторами Русским Островом. Несмотря на то, что азовские скандинавы освоились с именем асов, со временем они приняли название русов, поэтому государство, которое они основали в Азовском регионе, впоследствии стало известно как Русский каганат.» (Вернадский. Древняя Русь)

Находясь в плену норманской теории Вернадский видит в лице варягов шведов, на самом деле никаких шведов, равно как и русских к слову, в начале 9 века попросту не существовало. Зато Скандинавия, в то время достаточно пустынный полуостров, активно заселялась выходцами из славянской Венедии, которых как мы помним франки называли свеонами, именно они в девятом веке принесли как на территорию нынешней Швеции, так и на землю ладожских словен похоронный обряд, о котором выше я уже упоминал в изложении Васильевой и описание которого повторю здесь для особо упорствующих в норманизме поклонников скандинавского Одина:

«Следы первых варягов на территории будущей Новгородской земли, датированные еще серединой 8-го столетия, указывают, что переселение было направленно именно из Южнобалтийской вендо-славянской Германии, а не Скандинавии, как было "общепринято" считать, поскольку погребения переселенцев представлены только обрядом кремации, вообще характерным для северо-западных славян, между тем как в Скандинавии того же времени (так называемого вендельского периода, длившегося до конца 8в.) военных вождей погребали в ладьях без сожжения.» ("Русская Хазария")

И только с приходом славян-свеонов обряд сожжения в ладье стал распространяться по всей Скандинавии.( О том, кого римские авторы на самом деле имели в виду под именем «германцы» я пишу в статье «Миф о древних германцах» , размещенной на этом сайте) Естественно, что сходная культура, и не только погребальная, обнаруживается и в земле приладожских словен, поскольку миграция из славянской Вагрии захватила не только южную территорию нынешней Швеции, но и будущую Новгородчину. Скорее всего именно свеоны принесли в Скандинавию легенду об асах, в которых совсем нетрудно угадать именно приазовских славян или антов или русаланов, что в любом случае одно и тоже. Вот что пишет в частности об Одине академик Кузьмин в своей работе "Варяги и Русь":

"Согласно преданиям, Один - и бог, и родоначальник династии, связанной все с теми же "асами", обоготворяемой элиты формирующегося государства (оно в Швеции сложится значительно позднее, чем на Руси). Согласно преданию, Один после смерти (боги шведов смертны) собрал всех погибших в войнах и увел назад на Дон в "Асгард". Интересно и важно, что предания об Одине были и в "Руссии-тюрк" на восточном берегу Балтики, на что обратил внимание Саксон Грамматик, противопоставляя, однако, русов и шведов. Следовательно, легендарные сведения, подтвержденные нумизматическими данными, представляют нам казалось бы парадоксальную картину: изначально норманны (северные люди) этнически были связаны с аланами-иранцами, и германского этнического элемента у этих норманнов не прослеживается."

Собственно, не прослеживается и иранского элемента, поскольку аланы-ясы были родственными славянам племенем, как мы установили. Конечно, можно, вопреки свидетельствам того же Чудинова, по прежнему называть русаланов ираноязычным племенем, но тогда и русский язык следует отнести к иранской языковой группе.

А легендарный Асгард, это всего лишь город асов или ясов, как называли их наши средневековые источники. Скорее всего, город Малоросса, о котором упоминает Вернадский, это и есть Асгард. Его название говорит само за себя, ибо «малик» по-арабски означает «правитель», «царь». Город царь или город царей. Царями или Сарами русаланы называли своих князей еще со времен когда функции правителей носили глубоко сакральный характер. Так что мы можем с уверенностью сказать, что Асгард или Малоросса, был городом жрецов, сакральным центром, подобным знаменитой Арконе. Именно из этих мест вышла знаменитая династия Меровингов, о чем вы можете прочитать в моей книге «Имя Бога» , размещенной на этом сайте. А в интересующие нас времена здесь, скорее всего, правила династия Киевичей, потомков основателя Русалании. Последними представителями которой были, по мнению академика Рыбакова, Аскольд, чье имя он возводит к древнейшему названию полян, известных еще со времен Геродота как соколоты-сколоты, и, вероятно, Дир. Обоих по недоразумению записали в бояре Рюрика, хотя имеется надежнейшее свидетельство польского хрониста Яна Длугоша (умер в 1480 году), хорошо знавшего русские летописи и писавшего об Асколде и Дире:

«После смерти Кия, Щека и Хорива, наследуя по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русских, пока наследование не перешло к двум родным братьям Асколду и Диру».

Учитывая двойственность власти в Хазарском каганате, мы можем предположить, что последним каганом руссов был как раз Дир, а Аскольд-Соколот как правитель самой мощной в Русском Каганате земли, или, как сказали бы сейчас, субъекта федерации, состоял при нем каган-беком. Именно Аскольд допустил в конце концов роковую ошибку. Речь идет о принятии христианства, стоившим Соколоту не только власти, но и жизни. (О последнем Киевиче я пишу в статье «Князь Аскольд» , размещенной на этом сайте, а потому не буду здесь повторяться.) Что касается Дира, то он, скорее всего, погиб в 898 году, когда венгры, обитавшие в Приуралье, действуя в союзе с Хазарией, прорвали линию обороны на Дону и захватили всю южнорусскую степь вплоть до Дуная. Это поражение русаланов сильно облегчило жизнь Вещему Олегу, прибравшему к рукам Киев. Но оно же, как ни странно, дало толчок рождению еще более мощной державы – Киевской Руси, вобравшей в себя, стараниями Олега, Игоря и Святослава земли не только Русского, но и Хазарского каганата.