РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Авторский сайт писателя Сергея Шведова



ГОРОДА КИЕВСКОЙ РУСИ



КИЕВ
НОВГОРОД

Первое упоминание о Киеве и о его основателе князе Кие относится именно ко времени Черняховской культуры. Если верить «Велесовой книге», то в средине второго века нашей эры Киев был основан выходцами с побережья Южной Балтии ругами, смешавшимися с местным славянским населением и создавшими на берегах Днепра и Дона мощное государство, контролировавшее Причерноморье и Приазовье, чья восточная граница доходила до берегов Волги. Государство это называлось Русаланией с центром в Голуни.

Великий Новгород расположен в верховьях Волхова. Широкая река делит его на две стороны: западную — Софийскую и восточную — Торговую. На Софийской стороне, в центре города, на берегу Волхова, поднимаются мощные стены кремля, окружающие знаменитый Софийский собор и многочисленные постройки, составлявшие двор новгородского архиепископа. Остальная площадь города делится на пять концов, отражая древнее административное устройство Новгорода. На Торговой стороне расположены два конца: Славенский — на юге и Плотницкий — на севере; на Софийской стороне их три: на севере — Неревский, на юге — Людин (или Гончарский), на западе — Загородский.

ПОЛОЦК
СМОЛЕНСК

Полоцк один из древнейших русских городов, начало которого восходит к незапамятной древности. Название своё он получил от реки Полоты, впадающей в Западную Двину. Ранний рост и процветание города тесно связаны с его удобным географическим положением. Полоцк стоял там, где к Западной Двине близко подступало верховье Березины. Путь от Полоцка на юг шёл Западною Двиною, Уллою и Эссою, из которой переправлялись волоком в озеро Плавье, дающее начало реке Сергуту, притоку Березины. Таким образом, Полоцк был связан с Киевом почти непрерывной водной дорогой.

Смоленск, по начальной летописи, был городом кривичей. Летописи относят его возникновение к древнейшим временам; впервые он назван под 882 г. как уже существовавший город. Название города - славянское. Имя смолян было известно не только на верховьях Днепра, но и далеко на юге, на Балканском полуострове. По своему географическому положению Смоленск выгодно выделяется из общего ряда других городов. Смоленск стоит на Днепре, там, где к нему близко подходит Каспля, приток Западной Двины. Здесь находился древний волок между Двиной и Днепром.

ПСКОВ
ЧЕРНИГОВ

Географическое положение Пскова способствовало его будущему развитию как крупного торгового и ремесленного центра. Чудское озеро с его притоками, к которому близко подходит Салис, впадающий в Рижский залив, соединяли Псков с Балтийским морем. Древняя дорога по Салису засвидетельствована находкой на острове Сарема серебряника Ярослава Мудрого. Очень ранней была и другая дорога к Рижскому заливу по обеим Аа (Гойвам), выводившая к устью Западной Двины. После построения Риги получила большое развитие зимняя дорога из Пскова в Ригу - «горный» путь.

Чернигов был единственным подлинно большим городом Черниговской земли. Его возникновение восходит к отдалённой древности. Он упоминается в договоре Руси с Греками 907 г. в числе русских городов, получавших дань от греков. В науке существует сомнение о подлинности этого договора, но участие Чернигова в получении дани с Византии подтверждается несомненным свидетельством договора 945 г., в котором упомянуты три города: Киев, Чернигов и Переяславль.

РОСТОВ
СУЗДАЛЬ

Ростов - несомненно один из древнейших русских городов, существовавший, по летописи, уже в IX в. «Здесь город старый», - отзывается летописец о Ростове конца XII в. В XI в.Ростов был столицей Ростово-Суздальского княжества; в X — начале XIII вв. входил во Владимиро-Суздальское княжество. С 1207 столица Ростовского княжества, один из центров зарождения Русского национального государства в Северо-Восточной Руси. Город лежит на берегу обширного озера Неро, в названии которого угадывают племенное имя мери, населявшей, по летописи, большую часть Залесской земли в IX-X вв.

Второй древний, город Залесской земли - Суздаль появляется на страницах летописи только в 1024 г. в связи с восстанием волхвов, избивавших во время голода «старую чадь». Подобное же восстание повторилось в Ростовской земле в 1071 г. И в том и в другом случае волхвы были представителями языческих кругов.Своим ростом и значением Суздаль обязан плодородному ополью, в центре которого он находится. Современный пейзаж Суздаля в этом отношении очень показателен. Перед путником, едущим в Суздаль, на громадное пространство расстилается безлесная равнина с обработанными полями - яркий контраст по сравнению с лесными массивами к югу от Клязьмы.


ВЛАДИМИР
РЯЗАНЬ

Третий центр Залесской земли - город Владимир - начал развиваться только с XII в. Время возникновения Владимира ряд летописей относит к 991 г. Однако эти свидетельства опровергаются другими источниками, которые называют строителем города Владимира Мономаха. В них говорится, что Владимир построил первую церковь св. Спаса, «за 50 лет до богородичина ставления», т. е. за 50 лет до создания каменной церкви Успения, возведённой Андреем Боголюбским в 1158 г. Следовательно, Владимир Мономах основал город примерно в 1108 г.

Рязань, называемая теперь Старой Рязанью, стояла на возвышенном правом берегу Оки, несколько ниже впадения в неё реки Прони. Впервые Рязань упоминается под 1096 г. по случаю войны Олега Святославича с Владимиром Мономахом, но, несомненно, она существовала ранее. С этого времени Рязань и рязанцы уже не сходят со страниц летописи. Рязанцы и рязанские князья ведут постоянную борьбу с великими князьями владимирскими за преобладание в Северо-Восточной Руси.

МУРОМ
ЯРОСЛАВЛЬ

Вторым центром Рязанской земли был Муром - один из древнейших русских городов, сохранивший дославянское название. Начальная летопись ещё помнила о существовании особого народа - «мурома», оставившего свой след в названии города. Предания об упорном сопротивлении местных жителей введению христианства твёрдо держались в памяти муромских жителей ещё в XVI в., как и представление об его былой славе. Составитель сказания о граде Муроме даже пытался осмыслить название города, уверяя, что он имел «стены каменны и мраморяны и тако нарицашася град Муром».

Ярославль был основан при впадении реки Которосли в Волгу. Время его построения точно не известно, и только название «Ярославль» указывает на более или менее определённое время - княжение Ярослава Мудрого. Наиболее вероятным временем его основания считают 1026-1036 гг., когда Ярослав будто бы объезжал Ростовскую область. Но дата основания города может быть отодвинута далее в древность. По летописи, Ярослав первоначально княжил в Ростове, а только после смерти старшего брата Вышеслава перешёл в Новгород. Случилось это не позже 1015 г. Между тем связь Ярославля с Ростовом совершенно явная, так как Которосль берёт начало из Ростовского озера. Построение Ярославля, таким образом, имело задачей охрану пути от Волги к Ростову. Следовательно, с полным основанием можно считать, что Ярославль был основан до 1015 г.


СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
            
В этом разделе вы найдете статьи по истории Средневековой Руси и Европы.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
            
Цикл биографических статей о князьях Киевской Руси 9-13 вв.
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о жизни в Киевской Руси. О ее князьях,витязях, боярах, купцах, крестьянах и ремесленниках.
КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о землях и княжествах Киевской Руси. Об их географических, экономических и политических сходствах и отличиях
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
            
Цикл статей о Великой Скифии. О ее истории, городах, племенах. О религии и быте людей ее населявших.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
            
Цикл статей о событиях 3-6 вв. н.э., потрясших Европу и приведших к падению Римской империи.
СЛАВЯНЕ
            
Цикл статей о славянских государствах и племенных союзах 5-9вв.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
            
Статьи о быте, нравах, одежде, оружии, династиях и исторических деятелях 10-13 веков
ВИЗАНТИЯ И КРЕСТОНОСЦЫ
            
Цикл статей о взаимотношениях Византии и Западной Европы в эпоху крестовых походов, о падении Константинополя и гибели империи.
КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
            
Цикл статей о крестовых походах европейского рыцарства в Сирию, Палестину, Египет, о возникших на этих территориях латинских государствах, о войнах с сельджуками и арабами.
СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
            
В этом разделе вы найдете статьи о богах, почтаемых нашими предками. Религия славян по глубине религиозного чувства и мысли превосходит как гречкское так и римское мифотворчество.

НЕЧИСТАЯ СИЛА
            
В этом разделе сайта опубликованы статьи о бесах, оборотнях, ведьмах и прочей малопочтенной публике, докучающей человеку и путающей тот свет с этим.