РОЖДЕНИЕ ИМПЕРИИ
Авторский сайт писателя Сергея Шведова




РЕЛИГИЯ СЛАВЯН



РОД
ЯРИЛО

Род – Создатель, Творец всего сущего. Творец Прави, Яви и Нави. Роду не ставили храмов и не приносили жертв. Собственно, даже его имя находилось под запретом. Не говоря уже о рисованных или вырезанных из дерева и камня изображениях – их просто не могло быть. Род - это и есть мир, вселенная.

У хеттов существовало божество, именуемое Ярри. Ярри был богом войны, вооруженным луками и стрелами. И как написано в энциклопедии «Мифы народов мира», Ярри непосредственно связан с индо-европейским корнем «йар». С этим же корнем теснейшим образом связан и славянский бог Ярило. Ярь – это жизненная сила, это оплодотворяющая энергия бога. И олицетворением этой энергии как раз и являлся Ярило.

ПЕРУН
ВЕЛЕС

Истоки образа Перуна теряются в глубине тысячелетий. Об этом говорит и балтский культ Перкунаса, и культ Пирвы-громовика у хеттов, индоевропейского народа, побеждавшего фараонов Древнего Египта, и одно из имен Индры – Паранья. В ведической традиции первый, высший уровень богов выражал интересы касты жрецов-царей, в него входили творцы мироздания. На третьем уровне бытовали божества, покровительствующие скотоводам, земледельцам и ремесленникам. Но была еще одна каста – каста воинов. У них тоже были свои боги покровители практически всегда совмещавшие с чисто военными функциями функцию громовержца.

Культ Велеса вероятно один из самых древних на земле. Практически все исследователи славянских древностей связывают его зарождение с культом медведя. Что, впрочем, легко объяснимо. Медведь всегда жил рядом с нашими предками, но далеко не всегда был для них добрым соседом. О противостоянии человека и зверя и его мифологическом воплощении я уже писал в статье Перун и не буду здесь повторяться. Замечу лишь вскольз, что наши предки обожествили не только победителя-человека, но и его противника-медведя. Ничего удивительного в этом нет. Собратья покойника продолжали вредить человеку, приворовывая скот, а частенько и жизни.

ДАЖДЬБОГ
ХОРС

Несколько тысячелетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от слова «дождь» (как иногда ошибочно думают), оно означает - «дающий Бог», «податель всех благ». Часто употребляемая фраза «дай бог» служит отражением древнего имени Дажьбога. Славяне называли его «Солнце-царь, сын Сварогов», символами этого бога были золото и серебро. Русские почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Даждьбоге говорили как о первом правителе, учредителе календарного счета дней, законодателе. Даждьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника; солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.

Хорс является олицетворением движущегося по небу солнца. Некоторые исследователи считают его богом солнечного диска и на этом основании даже отказывают в антропоморфном изображении, полагая, что наши предки представляли бога Хорса в качестве сияющего диска. Но утверждение опровергается свидетельством немецкого путешественника Вундерера, видевшего идола Хорса близ Пскова в 1581 году: "Корс (т.е. Хорс), который стоит на змее, имея в одной руке меч, а в другой - огненный луч". Этим свидетельством опровергается утверждение тех исследователей, которые полагали, что культ Хорса был известен только на юге Руси. На самом деле Хорса почитали на всех славянских землях: и в Поморье, и в Полабье, и в центральной Европе, и на Балканах, и на севере Руси.

СТРИБОГ
МАРА

Имя Стрибога практическими всеми исследователями славянской мифологии расшифровывается как Старый бог. Не отрицается так же его связь с Вием-Вуем, повелителем Навьего мира. Ю.Д. Петухов считает Стрибога Создателем, Творцом, богом Отцом, смещенным с трона сыном Перуном. При этом он не отрицает, что Стрибог слеп и совершенно справедливо, на мой взгляд, видит в Сатурне и сатирах производное от Стрибога. Однако каким образом слепой бог мог, хотя бы в представлении наших предков, упорядочить мир, дать ему законы, а речь идет даже не земных законах, предназначенных для людей, а о законах природных, вселенский, я лично затрудняюсь ответить. Мне ясно только одно, Стрибог, это не Род, скорее это антипод Создателя, каковым он, к слову и выступает в качестве повелителя Навьего мира, пусть и под именем Вуя или Вия.

Мара - богиня зимы, мира мертвых и плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплоть до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на Масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Мара считалась женой Стрибога и следовательно хозяйкой нечисти, правительницей Навьего мира. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело.


ЖИВА
ЛАДА

Верховный бог у славян всегда выступает в единственном числе и столь же неизменно его спутницами и помощницами выступают две богини. Причем младшая является дочерью старшей. Род – Рожаницы. Див, он же Деус – Дивы. Суд – Суденицы. Речь идет повторюсь об одном и том же боге – Создателе, имя которого табуировано, а все вышеперечисленные всего лишь заменители, так или иначе характеризующие Верховника. Столь же табуированы имена его спутниц и помощниц, старшая из которых называют Великой матерью, матерью Рожаницей, матерью всего сущего, Матерью-Сырой-Землей. Что касается ее дочери, то она, видимо, выступает в качестве повивальной бабки и одновременно няньки, присматривающей за потомством.

Богиня Лада олицетворяла собой землю в период любовного томления, оплодотворения и цветения. В качестве ее мужа выступал, согласно славянским представлениям, бог Ярило , которого называли еще и Дид-Ладо. Что позволило некоторым исследователям предположить существование некого славянского бога-гермофродита по имени Ладо-Лада. Предположение донельзя анекдотическое, но имевшее свое продолжение уже научное. Ученые мужи объявили «Дид-Ладо» просто припевом, якобы не имеющим никакого смысла. На самом деле Дид, это Создатель, дед если хотите, а Ярило хоть и числился сыном Живы являлся, кроме всего прочего, еще и олицетворением яри, то есть божественной оплодотворяющей энергии бога Рода .

ЛЕЛЯ
МАКОШЬ

Леля - дочь Лады , младшая Рожаница. Богиня весны, первой зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг заранее приготовленными венками. Лелю почитали и как богиню деторождения, что неудивительно, учитывая ее роль младшей из Рожаниц, помогавших богу Роду в создании мира.

Макошь - богиня судьбы и одновременно богиня плодородия, связанная с урожаем. На русских вышивках ее обычно изображали между двух лосих-Рожаниц, иногда с рогом изобилия в руках. Ее день - пятница, ее металл - серебро, камень - горный хрусталь и т.н. «лунный камень». Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы, вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте.


КУЛЬТ МЕДВЕДЯ
СВАРОГ

Культ медведя является чрезвычайно древним, относится к «дошаманскому» периоду в истории религиозных воззрений и был занесен в конце палеолита колонизационным потоком из Сибири в Северную Америку, что свидетельствует о палеолитической древности культа. В сибирских этнографических материалах Б. А. Васильев выделяет два хронологически различных пласта: архаичный пласт связан с ритуальной охотой на медведя, а более поздний – с жертвоприношениями заранее пойманных медведей.

Имя Сварог на Руси является древним и традиционным. Из двуликих антропоморфных богов мезолита, покровительствовавших русскому народу, мы можем отметить только двух – Сварога и Ладу . Сварог же бог неба и огня, верховный покровитель кузнецов, железных дел мастеров, бронников и оружейников. А.Н. Афанасьев связывая Сварога со светом и огнём писал:

БЕРЕГИНИ
СВЯТИЛИЩА

Давно обpащено внимание на связь слова «беpегиня» с двyмя pазличными понятиями: беpегом водного пpостpанства и с глаголом обеpегать. Связь эта не слyчайна, а вполне закономеpна, но только для весьма отдаленных вpемен, когда человек впеpвые yчился плавать по бypным полноводным pекам и бесчисленным озеpам и болотам, обpазовавшимся после таяния ледника. Для пеpвобытного pыболова эпохи мезолита и неолита было совеpшенно естественно соединить понятие о беpеге, о твеpдой надежной земле с понятием обеpегания, охpаны от нежелательного. Видимо, отсюда и родились представления о духах-покровителях, названных берегинями.

Примером культового места внутри поселка зарубинецкого периода может служить селище «Грудок» близ Почепа в бассейне Средней Десны, куда в первые века н. э. направилась славянская колонизация из Среднего Поднепровья. В середине раскопанного пространства, среди большого количества прямоугольных жилищ со следами мощных печных столбов обнаружена круглая в плане постройка. Диаметр её - 5 м. Ф. М. Заверняев справедливо считает её святилищем.

СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ
            
В этом разделе вы найдете статьи по истории Средневековой Руси и Европы.
ИМЯ БОГА
            
Книга «Имя Бога» написана для широкого круга читателей в жанре исторического исследования. Она охватывает период от Великого переселения народов до крещения Руси.
РУССКИЕ КНЯЗЬЯ
            
Цикл биографических статей о князьях Киевской Руси 9-13 вв.
ГОРОДА
КИЕВСКОЙ РУСИ

            
Цикл статей о городах Киевской Руси:Киеве, Новгороде, Полоцке, Ростове, Суздале...
БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о жизни в Киевской Руси. О ее князьях,витязях, боярах, купцах, крестьянах и ремесленниках.
КНЯЖЕСТВА КИЕВСКОЙ РУСИ
            
Цикл статей о землях и княжествах Киевской Руси. Об их географических, экономических и политических сходствах и отличиях
ВЕЛИКАЯ СКИФИЯ
            
Цикл статей о Великой Скифии. О ее истории, городах, племенах. О религии и быте людей ее населявших.
ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ
            
Цикл статей о событиях 3-6 вв. н.э., потрясших Европу и приведших к падению Римской империи.
СЛАВЯНЕ
            
Цикл статей о славянских государствах и племенных союзах 5-9вв.
РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ
            
Цикл статей об орденах, созданных крестоносцами в Палестине, от их зарождения до распада и гибели.
ОРДА
            
Цикл статей о Чигисхане, его потомках и созданной ими империи.
РУСЬ И ОРДА
            
Цикл статей о взаимо-
отношениях Руси и Золотой орды


АКВАРИУМ
            
Давнее увлечение автора. В этом разделе вы узнаете об аквариумных рыбках если не все, то очень многое.